Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (Теоретические основы формирования системы оценки профпригодности).pdf
Добавлен: 27.05.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
В такой системе более хорошими считаются не инициативные работники, а дисциплинированные.
При системе наказаний персонал заинтересован занижать свои реальные возможности.
Отдельные черты личности влияют на моторику движений.
Оценка скорости подчерка:
Чем выше скорость тем выше самооценка и самоуверенность.
Критерий быстрого подчерка:
- В рамке строчки каждая последующая буква увеличивается наклонность.
- Сползание значков.
Оценка размера букв:
- Крупный подчерк буквы больше 3мм в высоту
- Очень крупный больше 5мм
- Средний 3-2 мм
- Мелкий меньше 2мм
Если буквы очень крупные – наглость, агрессивность, черты усиливаются, то подчерк становится не разборчивыми.
От 3 до 5 мм – самоуверенность, демонстративность.
Мелкие буквы – стремление к одиночеству, завышенная самооценка, честолюбие.
Мелкие, очень красивые, имеют завитушки и крючки – умственная узость, мелочность.
Разный размер букв – вспыльчивость, импульсивность, небрежность.
Наклон букв:
- Наклон влево – заторможенность, сдержанность, продумывание поступков, ригидность, сильная воля, недоверие к окружающим.
- Вертикальные буквы – те же характеристики только большая склонность к лидерству.
- Примерно 60 градусов вправо – прямолинейность, высокая впечатлительность, не умеют скрывать мысли и чувства, легко попадают под чужое влияние, но ненадолго.
- Наклон 30 – 40 градусов – повышенная чувствительность, вспыльчивость, не сдержанность, раздражительность, часто жалеют о своих поступках.
- Не постоянный наклон – неустойчивость, импульсивность.
Форма связи образования:
- Слово пишется слитно (не отрывая руки) – логическое мышление, процистизм преобладает над эмоциями, общительность, энергичность.
- Буквы не имеют связок между словами – мечтательность, не уверенность в себе, пассивность, художественное мышление преобладает над логическим.
- Буквы на связанные на большом расстоянии – трудно принять решение, постоянные колебания мышления
- Буквы похожи на печатные – интуитивное мышление, утопическое мышление, безразличны к материальному положению, любовь к случайным заработкам, лень, не умение систематизировать, добродушие.
Строение строки:
- Расстояние между словами практически одинаковы – сильные уравновешенные люди.
- Все расстояния разные – повышенная утомляемость, слабый тип нервной системы.
- Состояние все время одинаковое, но иногда случаются большие разрывы – не искренность, хитрость, эгоизм.
- Четкая горизонтальная строчка – энергичность, предприимчивость, выдержка и спокойствие
- Строчка как ступеньки – нетерпеливость, психическая неустойчивость.
- Строчки волнистые – склонность к художественному мышлению.
- В конце строчки появляются крючки, залезающие на поля – взрывные формы поведения, неустойчивая нервная система.
- Строчки загибаются вверх – хорошая эмоциональная устойчивость.
- Строчки загибаются вниз – слабый тип нервной системы, повышенный пессимизм.
- Не ровные строчки – повышенная впечатлительность.
- Строчки наползают друг на друга – психическое отклонение, повышенное желание обманывать
- Очень большие расстояния между строчками, а подчерк мелкий – дипломатичность, артистичность, свободное мышление
Формы и строения букв:
- Буквы закругленные – женственность
- Угловатые буквы – мужественность
- Буквы Н и Ю пишутся в 5 движений, буква Н пишется 3 движениями и похожа на И – склонность форсировать события
- В букве Ю косая перемычка – отсутствие силы воли
- Над буквами Т и Ш черточка сверху – повышенная аккуратность
- Под буквами П и И черточка снизу –избыточная осторожность
- Буква Ш почти не отличима от М, А похожа на П – лживость, лицемерие
- Буква У, П и Д имеют большие хвостики – вульгарность, ограниченность, демонстративность.
- Буква Т пишут по разному – не постоянство
- Разное написание всех других букв - творческое мышление, умение создавать не стандартные идеи
- Отдельные буквы люди придумали сами – рационализм, творческая отдаленность
- Заимствование из других алфавитов – избыточная увлеченность чем-то, зацикливается на своих проблемах
- Буквы не связанные и прыгающие – склонность к юмору, подвижность, радушие
- Буквы, прыгающие и связанные – ригидность, склонность к неожиданным поступкам
- Среди не красивых букв, отдельные красиво выписанные – скрывают свои недостатки, выпячивают достоинства.
- Буквы имеют крючки влево – повышенная капризность и эмоциональная неустойчивость.
- Буква А имеет внизу разрыв – жадность
- Буквы Б и В имеют большие крючки вверх –беспричинное фантазирование, вранье.
Диагностика подписи:
- Подписи перечеркнутая чертой или в овале – человек считает что всего достиг в жизни, повышенная самоуверенность.
- Подпись размашистая и большая – склонность к лидерству, самоуверенность, неумение заниматься рутиной
- Подпись похожа на фамилию – повышенная сила воли, сознание собственного достоинства, профессиональное честолюбие
- Гармоническое украшение в подписи – творчество
- Подпись опускается вниз и на конце волнистая черта – мягкость, уступчивость
- Уверенная, резкая, угловатая – властность, самонадеянность
- Такая же подпись, но не имеет общего с фамилией – склонность к обману
- В конце подписи ставится точка – склонность к самоанализу
- Стоит буква имени точка потом подпись – оригинальность не стандартность мышления
- Буква имени точка подпись точка – скрытая эмоциональность
- В начале или в конце подписи длинная черта – избыточная осторожность
- В конце подписи короткая черта – упрямство, настойчивость, отсутствие боязни
- В конце подписи черта на уровне первой буквы – высокая нравственность
- Такая же черта, но на нижнем уровне – отсутствие нравственности
- В подписи имеются нелепые украшения – умственная недоразвитость
- Подпись перечеркнутая двумя чертами – двойственность личности
- Подпись подчеркнутая пунктиром – повышенный пессимизм
- Отсутствие первой буквы в подписи – повышенные творческие способности, но человек в это не верит
- Подпись не похожа на имя или фамилию – недооценка своих возможностей, плохая организованность
Прочие признаки:
- Каллиграфический подчерк – ограниченное мышление
- Подчерк очень практичен – повышенная практичность
- Плохая организованность на бумаге – непрактичность
- Подчерк не меняется в течение 5 страниц – высокая физическая выносливость
- Подчерк постоянно меняется – быстрая утомляемость
- Буквы очень скученные, а после буквы Я завитушки – завистливость в сочетании с жадностью.
Заключение
Таким образом, в заключение можно подвести итоги проделанной работы и сделать выводы.
Профессиональный отбор — это научно обоснованный допуск людей к какому-либо определенному виду профессионального обучения и деятельности. Профотбор зависит во многом от лимита времени, отпускаемого на обучение и адаптацию к деятельности, от наличия достаточного количества претендентов на рассматриваемую профессию, от уровня требований к надежности работы, от вероятности аварий и катастроф, от стоимости обучения.
Существует три существенных предварительных условия, без соблюдения которых эффективное решение проблемы отбора (во всяком случае, массового отбора) становится весьма затруднительным, а именно: специализация отбора, теоретическая обоснованность его методов и квантификация показателей.
В виду развития техники и усложнение её, появляются профессии, предъявляющие к психическим качествам и психофизиологическим возможностям работающего человека все более жесткие требования. И поэтому возникают психофизиологические аспекты в профпригодности работника.
Следует, что работоспособность каждого работника различна. Поэтому и существует психофизиология работоспособности, в которую входят показатели, относящиеся в разные системы: показатели эффективности деятельности, показатели самочувствия человека и психофизиологические показатели систем и функций организма.
Поэтому, провести саму диагностику профессиональной пригодности сотруднику возможно различными способами. Можно провести самую простую, но и надежность этой методики будет мала. Интервью по компетенциям (6,38 %); профессиональному тестированию (5,06 %); личностных опросников (4,13 %). И заканчивая трудоёмкими методиками МВО (6,38 %); кейс-методики (6,25 %).
Каждый метод для сотрудника индивидуален. Так, например, в интервью по компетенциям работник раскроется больше в профессиональной деятельности, чем, например, с помощью личностного опросника.
Поэтому диагностику профессиональной пригодности определенному сотруднику нужно подбирать индивидуально.
Критерии психологического отбора определяются в связи с конкретными особенностями тех профессий, в отношении которых проводится отбор. Исходным пунктом для исследования профессиональной пригодности является при этом, как уже отмечалось, профессиограмма, и в частности психологическая ее часть — психограмма. Из профессиограммы ясны требования к состоянию здоровья работника, к его способностям противостоять воздействиям среды, в которой проходит профессиональная деятельность (в связи с этим формулируются требования и к физической подготовленности). Психограмма определяет «центр тяжести» профессии в отношении нагрузки на психофизические функции и требования к личностным чертам работника-специалиста в данной профессии. Перечень таких требований кладется в основу психологического обследования при отборе.
Список использованных источников и литературы
1 Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.М. Андреева// /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2013.— 475 с.
2 Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации [Текст] / И.Н. Горелов// - М.: Наука, 2010.
3 Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Нартов Н.А. и др. Социальная психология и этика делового общения. [Текст] / В.Ю. Дорошенко// М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2010. – 160 с.
4 Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. [Текст] / В.А. Лабунская// - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2011.
5 Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). [Текст] / В.А. Лабунская// – Ростов: Изд-во Ростов.ун-та, 2012.
6 Лабунская В.А. Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» и ее модификаций [Текст] / В.А.Лабунская// Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2014. – 350 с. - (Интеграция академической и университетской психологии).
7 Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. [Текст] / В.А. Лабунская// - М.: Знание, 2010.- 64 с.
8 Майерс Д. Интуиция. Возможности и опасности [Текст] / Д. Майрес // - СПб.: Питер, 2012 – 272с.
9 Петрова Е.А., Родионова А.А. Личностные детерминанты психологической наблюдательности [Текст] / Е.А. Петрова, А.А. Родина// Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «ИП РАН», 2014. — 176 с. (Труды ИП РАН) – с. 81 - 84.
10 Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). [Текст] / А. Пиз// Изд-во «Эксмо», 2012 г. – 107 с.
11 Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений[Текст] / К.Н. Поливанова// - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 184с.
12 Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах : учеб.пособие. [Текст] / О.П. Солодилова// М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. - 288 с.
13 Социальная психология: учебное пособие [Текст] / Отв. ред. А.Л. Журавлев// - М.: ПЕР СЭ, 2012. – 351с. (Серия «Высшее психологическое образование»).
14 Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. [Текст] / Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков// — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. — 176 с. (Труды Института психологии РАН)
15 Ушаков Д.В. Социальный интеллект и его измерение // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования [Текст] / Д.В. Ушаков// / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «ИП РАН», 2014. — 176 с. (Труды ИП РАН) – с. 141-161.
16 Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы. [Текст] / Д.В. Ушаков // Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2011. – 350 с. - (Интеграция академической и университетской психологии).
17 Хорст Р. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. [Текст] / Р. Хорст// - М.: АО «Интерэксперт», 2010. с. 417.
18 Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] / И.В. Шаповаленко// — М.: Гардарики, 2014. — 349 с.
19 Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Эмоциональные и познавательные характеристики общения/ под ред. В.А. Лабунской.- Ростов-на-Дону, 2010.
20 Осницкий, А.К. Особенности эмоциональных проявлений в системе осознанной саморегуляции деятельности/Е.В.Филипова.- Психологические исследования, 2010, №6.
21 Подпругина, В.В. Ментальные репрезентации эмоций у учащихся общеобразовательной школы и школы искусств/ И.В. Блинникова.-Психологический журнал, 2012, №3.
22 Предвечного, Г.П. Восприятие человека человеком/Ю.А. Шерковина.- Москва: Политиздат, 2009.
23 Прихидько, А.И. Эмоциональная социализация: содержание и механизмы/А. И. Приходько.- Психологические исследования, 2012, №4.
24 Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций/Я. Рейковский.- Москва., 2010.
25 Тхостов, А.Ш. Феноменология эмоциональных явлений /И. Г. Колымба.-Вестник оск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2010. № 2.