Файл: Трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организации (Модели трудовой мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Мотивация - одна из важнейших проблем современной психологии, и одна из самых интригующих и загадочных ее областей. Личность человека глубоко социальна, и порядка 30% всего времени он поводит на производстве. Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Поиск методов повышения мотивации и адаптационный потенциал сотрудников к активной деятельности привел к рождению множества теорий мотивации.

Глава 1. Мотивация трудовой деятельности. Модели трудовой мотивации

1.1. Общее понятие мотивации

1.2. Модели мотивации

Глава 2.Адаптация новых сотрудников организации

Глава3. Психологические особенности личности в период ранней взрослости. Изучение трудовой мотивации в период ранней взрослости.

3.1. Психологические особенности личности в период ранней взрослости.

3.2. Изучение трудовой мотивации

Заключение

Литература

Приложение 2

Приложение 3

Влияние мотивационных факторов на удовлетворенность трудом и адаптационный потенциал сотрудников

Приложение 4

Влияние мотивационных факторов на удовлетворенность трудом (Ф. Герцберг)

Приложение 5

Таким образом, данные, полученные в проведенных исследованиях, дают возможность увидеть, что как мужчины, так и женщины во многом походят друг на друга в оценке трудовой мотивации. Например, как для женщин, так и для мужчин практически одинаково важны такие факторы как заработная плата, престижность профессии и ее значимость. Следует также отметить тот факт, что как для мужчин, так и для женщин главенствующую роль играют взаимоотношения с коллегами, и общение в ходе трудовой деятельности. Но в то же время, можно говорить и об определенных отличиях между женщинами и мужчинами. Например, для мужчин более весом факт возможности повышения квалификации, чем для женщин. Мужчины также считают, что они не в достаточной степени реализуют свои индивидуальные возможности на рабочем месте.

В целом можно сделать вывод, что результаты мужчин и женщин в целом совпадают, за исключением одного пункта о самореализации. То есть в принципе можно говорить о построении единой мотивационной модели, как для женщин, так и для мужчин. Данный факт свидетельствует о том, что в Беларуси молодые женщины принимают мужскую модель занятости, что включает в себя профессиональный рост, материальную самостоятельность, и повышение самооценки.

Построение мотивационной модели базировалось на результах теста Т.Т. Бадоева ”Диагностика структуры трудовой деятельности”.

Мотивация

трудовой

деятельности

Объективные предпосылки

Субъективные предпосылки

В данной мотивационной модели выделяю два типа предпосылок, влияющих на мотивацию трудовой деятельности, это субъективные и объективные предпосылки. К субъективным предпосылкам относятся такие категории как особенности профессии, заработная плата, соцпакет (отношение администрации к труду, быту, отдыху работников) и организация труда. К объективным предпосылкам отнесится потребность в принадлежности, удовлетворенность работой в целом, творческая самореализация и карьерный рост. Неудовлетворенность одним из этих факторов способна значительно снизить мотивацию работника. Исходя из этого, администрации следует обратить внимание именно на данные аспекты трудовой деятельности и, возможно, выработать новую стратегию трудовой деятельности.

Заключение

Рассмотрев и установили характер мотивации и адаптационный потенциал сотрудников организации к труду.

Следует отметить тот факт, что изучение трудовой мотивации и адаптационного потенциала является одной из центральных проблем не только психологии, но и смежных наук: педагогики, методики, менеджмента, экономики. Это важнейшие факторы, которые двигают человека к труду, то для оптимальной организации трудового процесса важно в первую очередь глубокое знание мотивов труда работника, и, во-вторых, умение правильно выявлять их и разумно управлять ими.


В связи с этим необходимо было обратиться к теоретическим исследованиям по проблемам мотивации и адаптационного потенциала, а также определить их особенности в период ранней взрослости. Поиск путей решения вопроса о мотивации труда и адаптационном потенциале сотрудников возможен в плане психологических исследований этого направления, где рассматривались психологические основы мотивации. Мною также рассматривались психологические особенности присущие периоду ранней взрослости, так как все испытуемые находились в данной возрастной группе.

Было выяснено, что это именно тот период, когда люди способны достичь пика физической деятельности. Также были рассмотрены основные различия между мужчинами и женщинами по отношению к трудовой деятельности, а также ряд стереотипов и мифов, мешающих женщинам достичь желаемой позиции в профессиональной сфере. Это дало возможность более полно судить о результатах проведенного исследования.

Проведение тестов позволило выявить основные потребности человека в его профессиональной жизни. Ведь, поскольку мотивация и адаптационный потенциал - явление многогранное, то трудовая деятельность должна включать в себя целый комплекс средств. Данные, полученные в проведенных исследованиях, дали возможность увидеть, что как мужчины, так и женщины во многом походят друг на друга. Например, как для женщин, так и для мужчин практически одинаково важны такие факторы как заработная плата, престижность профессии и ее значимость. Следует также отметить тот факт, что как для мужчин, так и для женщин главенствующую роль играют взаимоотношения с коллегами, и общение в ходе трудовой деятельности.

Но в то же время, можно говорить и об определенных отличиях между женщинами и мужчинами. Например, для мужчин более весом факт возможности повышения квалификации, чем для женщин. Мужчины также считают, что они не в достаточной степени реализуют свои индивидуальные возможности на рабочем месте.

В целом можно сделать вывод, что результаты мужчин и женщин в целом совпадают. То есть в принципе можно говорить о построении единой мотивационной модели, как для женщин, так и для мужчин. Данный факт свидетельствует о том, что в Беларуси молодые женщины принимают мужскую модель занятости, что включает в себя профессиональный рост, материальную самостоятельность, и повышение самооценки.

Практическая значимость, проведённого исследования заключается в том, что его результаты позволили разработать модель трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников. Основная задача которой, указать руководству пути повышения мотивации и потенциала у молодых работников.


Литература

1. Абрамова Л.В. Возрастная и практическая психология: Учебник для ВУЗов – М.: Академический проект, 2000.- 704 с.

2. Адаир Дж. Эффективная мотивация : Как добиться максимальной отдачи от себя и других. - М.: Эксмо, 2003. - 321c.

3. Ильин Е.В. Мотив и мотивация. – СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

4. Крайг Г. Психология развития. –СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

5. Краткий психологический словарь/ под ред. А.В. Петровского.– М.: Политиздат, 1985. - 431с.

6. Леонтьев А. А. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. – М.: Издательство МГУ, 1971. – с.

7. Личность: Теории, Эксперименты, Упражнения (Психологическая энциклопедия). - СПб.: Прайм - Еврознак, 2001. - 864 с.

  1. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш.пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1.Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000. – 688 с.
  2. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже.- М.: Прогресс, 1975. - 362c.
  3. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1995.- 448 с.
  4. Петровский А.В. Психология: учебник для студентов. -
  5. Психология. Учебник для учащихся техникумов физкультуры. – М: Физкультура и спорт, 1976. - 188 с.
  6. Психолого – педагогический словарь / под ред. П.И. Пидкасистого. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 544 с.
  7. Психология человека от рождения до смерти / Под ред.А.А.Реана.-М.: Олма-Пресс, 2002. - 509 с.
  8. Пугачев В.П. Управление персоналом организации: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1998.- 279 с.
  9. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1999. - 512 с.
  10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2–х тт. - М.: Педагогика, 1986. – 864 с.
  11. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. - СПб.: Евразия, 1998. – 456 с.
  12. Maslow, A.H. Motivation and personality. New York: Harper &Row. 1970. 324 p.
  13. McClelland D.C., Atkinson J.W., Clark R.A., Lowel E.L. The Achievement Motive. N.Y., 1953. 664р.
  14. The Psychology of motivation : Advances in research eory. N.Y. Vol. 39. 789p.

22.Vernon M.D. Human motivation. Cambridge, 1969. 588р.

Приложение 1

Пирамида потребностей по А. Маслоу

Физиологические потребности

Потребности в самореализации

Потребности в уважении

Социальные потребности

Потребности в безопасности

Приложение 2

Мотивационная модель Адельфера

Неудовлетворенные Усиление Удовлетворение

потребности потребностей потребностей

Приложение 3

Влияние мотивационных факторов на удовлетворенность трудом и адаптационный потенциал сотрудников


Удовлетво-ренность

Оплата

Возможности роста

Содержание

труда

Отношения с подчиненными

Неудовлетворен-ность

хорошая плохая

большие маленькие

интересное монотонное

кооперативный авторитарный

стиль стиль

Приложение 4

Влияние мотивационных факторов на удовлетворенность трудом (Ф. Герцберг)

Удовлетворенность

Мотиваторы

Неудовлетворенность

Неудовлетворенность

Гигиенические факторы

Отсутствие Неудовлетворенности

Приложение 5

Таблица 4

Средняя степень трудовой мотивации и адаптационного потенциала у испытуемых

женщины

количество

мужчины

количество

Удовлетворенность работой в целом

55%

Потребность в общении и коллективной деятельности

50%

Возможность творчества в процессе работы

45%

Возможность творчества в процессе работы

45%

Значимость профессии

40%

Взаимоотношения с коллегами

Вид трудовой деятельности

40%

Потребность в реализации индивидуальных особенностей

Потребность в общении и коллективной деятельности

Взаимоотношения с коллегами

Вид трудовой деятельности

35%

Значимость профессии

35%

Санитарно- гигиенические условия

30%

Потребность в реализации индивидуальных особенностей

20%

Таблица 5

Наименьшая степень трудовой мотивации и адаптационного потенциала удовлетворенности у испытуемых

женщины

количество

мужчины

количество

Значимость профессии

Престижность профессии

45%

Удовлетворенность работой в целом

60%

Вид трудовой деятельности

Потребность в реализации индивидуальных особенностей

35%

Престижность профессии

55%

Возможность повышения квалификации

Санитарно- гигиенические условия

Возможность творчества в процессе работы

Удовлетворенность работой в целом

20%

Значимость профессии

50%


Продолжение таблицы 5

женщины

количество

мужчины

количество

Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников

Потребность в общении и коллективной деятельности

15%

Потребность в общении и коллективной деятельности

Вид трудовой деятельности

40%

Организация труда

5%

Санитарно- гигиенические условия

25%

Таблица 6

Наименьшая степень трудовой мотивации и адаптационного потенциала удовлетворенности у испытуемых

женщины

количество

мужчины

количество

Возможность повышения квалификации

35%

Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников

40%

Размер заработной платы

20%

Потребность в реализации индивидуальных особенностей

35%

Организация труда Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников

Санитарно- гигиенические условия

15%

Удовлетворенность работой в целом

Размер заработной платы

20%

Престижность профессии

10%

Возможность творчества в процессе работы

Санитарно- гигиенические условия

Организация труда

15%

Потребность в реализации индивидуальных особенностей

Потребность в общении и коллективной деятельности

5%

Престижность профессии

10%

Таблица 7

Средняя степень трудовой мотивации и адаптационного потенциала неудовлетворенности у испытуемых

женщины

количество

мужчины

количество

Возможность повышения квалификации

15%

Возможность повышения квалификации

25%

Продолжение таблицы 7

женщины

количество

мужчины

количество

Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников

Размер заработной платы

10%

Размер заработной платы

20%

Санитарно- гигиенические условия

Вид трудовой деятельности

Организация труда

5%

Организация труда

15%

Престижность профессии

10%

Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников

Потребность в реализации индивидуальных особенностей

5%