Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (анализ внешней среды предприятия «Лучегорский угольный разрез ОАО ДГК»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализируя основные показатели деятельности филиалом «Лучегорский угольный разрез ОАО ДГК» за 2014-2015г. можно сделать следующие выводы:

Выручка от реализации за исследуемый период сократилась на 330,5 млн. руб. или 8 %., в связи со значительным ростом тарифного небаланса в 2015 году по отношению к предыдущему году, более низкими ставками на электроэнергию и мощность в текущем периоде.

Среднесписочная численность работающих сократилась на 86 чел. (2%), в т.ч. рабочих на 82 чел (2%). Основными причинами является увольнение персонала по собственному желанию.бочих в 2005 году по сравнению с 2004г.??????????????? Доля выручки уменьшилась на 0,054 млн.руб. или на 6%, это связано с уменьшением выручки от реализации продукции и среднесписочной численности рабочих в 2015 году по сравнению с 2014г. Экономия по фонду оплаты труда составила 21,5 млн. руб. (2%) по сравнению с данными 2014 года по причине снижения среднесписочной численности и снижения премиального фонда в связи с невыполнением ряда показателей премирования. Среднегодовая стоимость ОПФ за 2015 год по сравнению с данными 2014г. сократилась на 201,7 млн. руб. (4%), в связи с передачей имущества в уставный капитал дочерних обществ, а также реализацией объектов и списанием непригодных к дальнейшей эксплуатации основных средств. Фондоотдача за исследуемый период уменьшилась на 0,03 руб./руб., фондоемкость напротив увеличилась на 0,06 руб./руб. (4%). Показатели фондоотдачи и фондоемкости свидетельствуют о неэффективном использовании основных фондов. Себестоимость продукции за исследуемый период увеличена на 467,1 млн. руб., в связи с увеличением топлива на технологические цели. Затраты на 1 руб. реализованной продукции выросли на 0,185 руб.

Результат прибыли от продаж за 2015г. меньше на 797,6 млн. руб. (82%) по сравнению с результатом 2014г. из-за уменьшения выручки от реализации продукции и увеличения себестоимости произведенной продукции. Уровень рентабельности продукции и производства за 2015г. повысился по сравнению с 2014г., в связи с увеличением чистой прибыли. Это свидетельствует об увеличении окупаемости затрат. Рентабельность продаж уменьшена на 18,46, в связи со снижением прибыли от продаж и выручки от реализации продукции. Показывает снижение эффективности производственной деятельности в 2015г. по сравнению с 2014г.

Мощность участка №1 разреза «Лучегорский-2» принята в соответствии с проверкой ограничений по интенсивности ведения горных работ (годового подвигания фронта работ от 100 до 150 м, годового понижения горных работ от 10 до 15 м) и составляет 2,0 млн. т угля в год.


Расчет сменной и суточной производительности участка разреза «Лучегорский–2» по углю в год освоения проектной мощности с учетом неравномерности потребления угля ГРЭС приведен в таблице 3.

Таблица 3 – Производительность участка №1

Наименование

показателей

Показатели по кварталам

Итого за год

I

II

III

IV

Объем поставки угля на ГРЭС:

%

31,2

22,5

19,9

26,4

100,0

тыс. т

468,0

338,0

298,0

396,0

2000,0

Производительность участка по углю:

суточная

5440

4122

4140

4400

4546

сменная

2720

2061

2070

2200

2273

2.2. Анализ внешней среды предприятия «Лучегорский угольный разрез ОАО ДГК»

Анализ внешней среды косвенного воздействия осуществляется с помощью PESTE – анализа.

Таблица 4 – PESTE-анализ «Лучегорский угольный разрез ОАО ДГК»

PESTЕ-факторы

Что дает возможность?

Что дает угрозу?

Политические и правовые факторы

1.Начался новый этап реорганизации угольной промышленности.

2.Постепенная активизация усилий Правительства, ориентированных, прежде всего на модернизацию имеющихся производств на основе ресурсосберегающих технологий и улучшение потребительских свойств продукции.

1.Несовершенство государственной политики в области инвестирования.

2. Фрагментарность законодательства.

3. Неэффективная практика исполнения существующего законодательства.

4. Из-за бюрократии на местах трудность сертификации продукции

Экономические факторы

1.Высокие мировые цены на товары российского экспорта.

2.Рост экспорта в страны АТР и в страны дальнего зарубежья.

3.Продолжение экономического роста.

1.Повышение курса доллара.

2.Недостаточная для устойчивого роста инвестиционная активность.

3.Уменьшение объемов прибыли предприятий и организаций.

4.Снижение рентабельности производства вследствие опережающего роста издержек по сравнению с объемами производства.

5.Повышение цен на транспортные перевозки.

6.Несовершенство налогообложения (в частности, отмена налоговых льгот на прибыль).


Продолжение таблицы 4

Социальные факторы

1Рост числа квалифицированных специалистов вследствие повышенного внимания молодёжи к образованию.

2. Изучение и применение зарубежного опыта и использование эффективных методов управления человеческими ресурсами.

3.Особое внимание уделяется совершенствованию системы трудовых отношений на основе социального партнёрства и реформирования трудового законодательства.

1.Социальная незащищённость населения.

2.Отсутствие благоприятных экономических условий, позволяющих гражданам обеспечивать высокий уровень социального потребления.

3.Высокий уровень смертности мужчин в трудоспособном возрасте.

4. Нехватка молодых квалифицированных рабочих.

Технологические и технические факторы

1.Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования.

2.Вложение инвестиций в усовершенствование технологического процесса и модернизацию оборудования.

3.Постепенная активизация усилий Правительства, ориентированных, прежде всего на модернизацию имеющихся производств на основе ресурсосберегающих технологий и улучшение потребительских свойств продукции.

4.Внедрение программ информатизации и развития экономической деятельности на основе интернет-технологий и иных современных информационных технологий, системы электронной коммерции.

1.Высокая энергоёмкость продукции.

2.Критическое состояние производственной инфраструктуры.

3.Наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п.

4.Низкая инновационная активность и невысокие темпы развития высокотехнологичного сектора экономики.

5.Возможность использования конкурентами современных технологий (в том числе информационных), позволяющих занять более выгодное положение по ассортименту продукции и уровню затрат.

Продолжение таблицы 4

Экологические факторы

1.В условиях экономического спада снизился уровень реальных экологических угроз.

2. Рост популярности и внедрение на предприятиях экологического менеджмента.

3.Рост экологической и социальной ответственности.

4.Осознание проблемы экологического неблагополучия и понимание необходимости создания в стране системы экологии, которая должна включать механизмы власти, наукоемкие технологии, систему знаний об объективной экологической опасности.

1.Низкие темпы развития высокотехнологичного, трудо- и наукоемкого машиностроения, определяющего прогресс в экологической сфере.

2.Рост удельной энерго-, материало-, природоемкости производства.

3.Антиэкологичекий характер динамики внешнеэкономических связей.

4.Отечественные изношенные основные фонды, «дряхлеющая» в ходе реформ инфраструктура — источник роста числа техногенных аварий.

5.Рост нарушений природоохранных норм.

6.Темпы опустошения российских недр намного превышают прирост разведанных запасов.

Недостаток мер экологического характера со стороны Правительства.


Таблица 5 – Количественный PESTE-анализ «Лучегорский угольный разрез ОАО ДГК»

Факторы

Важность для отрасли Х

Влияние на организацию

Y

Направ-ленность влияния

Z

Степень важности

S=X*Y*Z

Политические и правовые факторы

2

1

+1

+2

Экономические факторы

2

3

-1

-6

Социальные факторы

2

1

+1

+2

Технологические и технические факторы

1

2

+1

+2

Экологические факторы

2

1

-1

-2

Оценка важности фактора для отрасли (Х):

3 – большое значение

2 – умеренное значение

1 – слабое значение

Оценка влияния на организацию (Y):

3 – сильное влияние

2 – умеренное влияние

1 – слабое влияние

0 – отсутствие влияния

Оценка направленности влияния (Z):

+1 – позитивная направленность

-1 – негативная направленность

Вывод:

В наибольшей степени благоприятное влияние на организацию оказывают покупатели и поставщики, со стороны которых нет каких-либо существенных угроз. То же можно сказать и о политических, социальных и технологических факторах внешней среды.

Таким образом, именно данными возможностями и, прежде всего со стороны покупателей и поставщиков предприятие должно воспользоваться для преодоления своих слабых сторон.

Анализ PESTE – факторов позволяет сделать вывод о том, что в целом влияние факторов внешней среды косвенного воздействия носит в целом довольно благоприятный характер.

Наибольшую угрозу для филиала «Лучегорский угольный разрез ОАО ДГК» представляют экономические факторы. Именно на преодоление угрозы со стороны экономических факторов предприятию следует направить свои сильные стороны.

Технологические, политические и социальные факторы дают предприятию умеренные возможности, которые оно в силах реализовать, если правильно направит на это свои сильные стороны, а также, если сумеет использовать эти возможности для усиления своих слабых сторон.

Анализ доминирующих характеристик отрасли.

Являясь важной составляющей энергетики, важнейшим элементом формирования конечной продукции металлургии, источником сырья для химической промышленности, занимая значительную долю грузооборота железных дорог станы, уголь по-прежнему держит на себе российскую экономику, оставаясь ей основой.


Сегодня главная проблема отрасли — проблема сбыта продукции. Уменьшение ёмкости профильного рынка обусловлено постепенной переориентацией энергетической сферы, к которой всегда была крепко привязана угледобыча, на использование других видов топлива, в частности, газа и гидроэнергии. Это, конечно, сказывается на объёмах добычи угля и в Приморье, хотя в других угледобывающих государствах, несмотря на то, что там происходят аналогичные перемены, уголь продолжают добывать как резервное топливо на случай всевозможных природных и экономических катаклизмов. Угольная промышленность Приморья в общем объеме промышленного производства составляет 10,6 %.

Анализ движущих сил отрасли.

Реальность сегодняшнего дня такова, что угольная отрасль края должна развиваться, обеспечивая народное хозяйство края твердым топливом.

В 2015 году потребность в угле составляет 14,1 млн т, в том числе предприятий топливно-энергетического комплекса 11,3 млн т, жилищно-коммунального хозяйства -1,3 млн т, населения и прочих потребителей - 1,5 млн т. Угледобывающие предприятия края не могут полностью закрыть потребности в угле. Дефицит, составляющий 2,1 млн т, придется вновь покрывать за счет привозных углей. 

Анализ конкурентной ситуации по методике М. Портера.

Основная суть стратегий заключается в том, что для успешного функционирования компании ей нужно каким-то образом выделяться на фоне конкурентов.

Чтобы справится с этой задачей, компания должна выбрать правильную стратегию, которой и будет впоследствии придерживаться.

  • три типа стратегии:
  • лидерство по издержкам,
  • дифференциация
  • фокусирование: фокусирование на дифференциации и фокусирование не издержках.

Исследование непосредственного окружения осуществляется через анализ конкурентов, потребителей, поставщиков, профсоюзов и контактных аудиторий (банков, страховых компаний), имеющих прямые деловые контакты с фирмой. Фактически в данном разделе изучаются тенденции той отрасли, в которой работает рассматриваемое предприятие.

Для анализа используется модель пяти сил Портера.

1 сила: производители аналогичной продукции (внутриотраслевая конкуренция)

«Лучегорский угольный разрез ОАО ДГК» единственный в крае добытчик  низкокалорийного энергетического бурого угля марки 1Б, 2Б, предназначенного для потребления второго градообразующего предприятия  в пгт. Лучегорск.

2 сила: сила влияния поставщика

Поставка материальных ресурсов осуществляется фирмами: «Уралмаш», ПО «Ижорский завод» (ныне ОМЗ - группа Уралмаш-Ижора), ПО»Крастяжмаш», ЗАО «НКМЗ», ОАО «Донецкгормаш», ОАО «Азовмаш» (Ждановтяжмаш). Экскаваторы таких производителей, как Hitachi (Япония), Komatsu (Япония), Kobelko (Япония), BOLA Ladetechnik (Германия), Caterpillar (США) и др., находят применение на предприятии «Лучегорский угольный разрез ОАО ДГК».