Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (анализ внешней среды предприятия «Лучегорский угольный разрез ОАО ДГК»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потен­циала на должном уровне. Организация находится в состоянии по­стоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безгранич­ны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде.

Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.

Данная тема является актуальной, как и вся теория организации. В новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы.

Умение выделить и проанализировать элементы организации, внутренние и внешние факторы является залогом успеха фирмы.

Объектом контрольной работы является филиал «ЛУР» ОАО «ДГК».

Предметом исследования является – внешняя и внутренняя среда предприятия.

Целью курсовой работы является изучение анализа внешней и внутренней среды предприятия «ЛУР» ОАО «ДГК» .

Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:

– Изучить понятие, цели и задачи анализа внешней среды. Макроокружение и микроокружение предприятия;

– Исследовать анализ внутренней среды предприятия: понятие и особенности, факторы внутренней среды фирмы и их оценка;

– Рассмотреть организационно-правововую и финансовую характеристику предприятия ОАО «ДГК филиал «Лучегорский угольный разрез;

– Провести анализ внешней и внутренней среды предприятия ОАО «ДГК филиал «Лучегорский угольный разрез».

Исследованием анализа внешней и внутренней среды занимались такие теоретики, как Абчук А.В., Фатхутдинов Р.А., Портер М., Парахина В.Н., Виханский О., Наумов А., Герчикова И. и другие.


На базе их научных трудов, используя аналитические методы, был проведен стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия ОАО «ДГК филиал «Лучегорский угольный разрез».

В первой главе даны теоретические основы анализа внешней внутренней среды организации.

Во второй главе даётся организационно-правовая и финансовая характеристика предприятия ОАО «ДГК филиал «Лучегорский угольный разрез». Третья глава посвящена анализу внешней и внутренней среды предприятия ОАО «ДГК филиал «Лучегорский угольный разрез».

1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации

1.1. Понятие, цели и задачи анализа внешней среды. Макроокружение и микроокружение

Разработка стратегии деятельности любой организации — коммерческой, общественной, муниципальной — начинается с анализа внешней среды. От того, насколько правильно он проведен, зависит успех всех других действий по стратегическому планированию и реализации стратегии [1,с.33].

Внешняя — это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют

процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений [9,с.45].

Среда существования организации делится на две части.

Первая часть — «ближнее» окружение — непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей [12,с.41].


Обычно оно включает клиентов, поставщиков, конкурентов, государственное регулирование и требования муниципальных властей, профсоюзы и торговые ассоциации. Организация тесно взаимодействует с этой частью своей среды, а менеджеры пытаются управлять ее параметрами, воздействовать на «ближнее» окружение с целью изменения их в благоприятном для организации направлении.

Вторая часть — «дальнее» окружение — включает все те факторы, которые могут оказывать воздействие на организацию, но не прямое, а опосредованное. Это, например, макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности.

Воздействие этих факторов на организацию труднее выявлять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» организационное окружение [12,с.48]

Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Для этого существует разветвленная система различных связей. В качестве внешних связей следует понимать каналы поступления ресурсов от поставщиков и каналов сбыта продукции клиентам. Существуют связи со смежными предприятиями, конкурентами, союзами, органами государственного управления.

Оценка внешней среды осуществляется для того, чтобы:

• выявить изменения, которые воздействуют на разные аспекты стратегии. Например, повышение цен на нефть и нефтепродукты может создать проблемы для предприятий, производящих автомобили.

• определить, какие факторы внешней среды могут представлять угрозу для фирмы. Например, контроль деятельности конкурентов позволяет руководству фирмы постоянно быть готовым к любым действиям конкурентов, их потенциальным угрозам;

• оценить, какие факторы внешней среды можно использовать для достижения стратегической цели. Это позволяет направить усилия фирмы в наиболее благоприятном для развития бизнеса направлении. [14,с.11]

Анализ внешней среды помогает получить важные результаты:

• прогнозировать непредвиденные обстоятельства;

• разработать меры предупреждения неблагоприятных непредвиденных

обстоятельств и угроз;

• помогает превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Роль анализа внешней среды заключается в получении ответа на вопросы: где находится организация по отношению к другим участникам бизнеса; где, по мнению высшего руководства, должна находиться предприятие в будущем; что необходимо сделать, чтобы предприятие переместилась из положения, в котором находится, в то положение, где его хочет видеть руководство. Чтобы фирма могла результативно изучать состояние внешней среды, должна быть создана специальная система ее наблюдения и изучения [17,с.49]


Анализ внешней среды предполагает изучение двух ее состав­ляющих: макроокружения (среда косвенного воздействия) и непо­средственного окружения — прямого воздействия (микроокружения).

Логическим выходом стратегического анализа фирмы является оценка альтернатив для выбора стратегии.

Анализ внешней среды (макроокружения и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчи­тывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие ос­ложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить возможные негативные выпады.

«Для результативного изучения состояния компонент макроок­ружения на фирме создается специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событи­ями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюде­ний за состоянием важных для фирмы внешних факторов. Проведе­ние наблюдений может осуществляться множеством различных способов». [8,с.223]

Наиболее распространенными способами наблюдения являются:

• анализ материалов, опубликованных в периодической печа­ти, книгах, других информационных изданиях;

• участие в профессиональных конференциях;

• анализ опыта деятельности фирмы;

• изучение мнения сотрудников фирмы;

• проведение собраний и обсуждений внутри фирмы.

Изучение компонент макроокружения не должно заканчивать­ся только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или пребывают сейчас [18,с.55].

Важно также вскрыть тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных факторов и попытаться предсказать тренды развития этих факторов, чтобы пред­видеть то, какие угрозы могут ожидать фирму и какие возможности могут открыться перед ней в будущем.

Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процес­сов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры [4,с. 46].

Весьма популярным методом исследования происходящих в макросреде событий является ПЭСТ-анализ (политический/правовой,) экономический, социокультурный и технологический).

Цель ПЭСТ-анализа заключается не просто в составлении пе­речня факторов внешней среды, но и в использовании схемы для выявления изменений или тенденций развития факторов внешней среды; концентрации внимания на тенденциях, которые имеют наи­большее значение для организации; учета происходящих перемен при разработке стратегий организации [7,с.51].


ПЭСТ-анализ призван облегчить оценку менеджментом влия­ния факторов внешней среды на стратегию, он привлекает внимание к динамической природе деловой среды и подчеркивает необходи­мость периодического пересмотра планов.

Статический анализ факторов внешней среды необходимо до­полнять динамическим, что позволяет выявить тенденции ее разви­тия и определить уровень возможных изменений.

Изучение социоэкономических и политических факторов, формирующих операционную среду фирмы, первый шаг в изучении косвенного воздействия окружающей среды.

Особое внимание следует обращать на факторы конкурентной среды, влияющие на способность организации к эффективному соперничеству на целевых рынках [5,с.62].

Отраслевой и конкурентный анализ. Покупатели, поставщики, конкуренты — это составные сложной системы, которая может быть обозначена как отраслевое окружение. Отрасли сильно различаются между собой, и методика анализа должна это учитывать. Для анализа макроокружения одиночного бизнеса ком­пании обычно используется отраслевой и конкурентный анализ.

Конструкция отраслевого и конкурентного анализа должна позволить получить характеристику следующих аспектов:

а) доминирующие в отрасли экономические характеристики;

б) основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли;

в) анализ конкурентных сил, действующих на фирму;

г) оценка конкурентных позиций и возможных действий со­перничающих компаний;

д) определение ключевых факторов конкурентного успеха и кор­невых компетенции [10,с.75].

Доминирующие в отрасли экономические характеристики:

• размеры рынка;

• области конкурентного соперничества (локальная, региональ­ная, национальная, глобальная);

• скорость роста рынка и стадия жизненного цикла отрасли;

• число соперников и их относительные размеры, степень концентрации;

• число покупателей и их относительные размеры;

• превалирование передней или задней интеграции;

• легкость входа и выхода;

• степень дифференциации продуктов/услуг соперничающих фирм;

• уровень технологических изменений в процессе производ­ства и в новых продуктах;

• влияние экономики на масштабы производства, транспор­тировку, маркетинг;

• является ли степень использования производственных мощ­ностей критичной в достижении низкоценовой эффективности про­изводства;

• наблюдается ли в отрасли сильная зависимость стоимости единицы продукции от кумулятивной величины объема производ­ства;