Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (анализ внешней среды предприятия «Лучегорский угольный разрез ОАО ДГК»).pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации
1.1. Понятие, цели и задачи анализа внешней среды. Макроокружение и микроокружение
1.2. Анализ внутренней среды: понятие и особенности, факторы внутренней среды фирмы и их оценка
2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия ОАО «ДГК филиал «Лучегорский угольный разрез»
2.2. Анализ внешней среды предприятия «Лучегорский угольный разрез ОАО ДГК»
2.3. Анализ внутренней среды предприятия
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
• требования к капиталу;
• прибыльность в отрасли выше или ниже средней в экономике [10,с.78]
Целесообразно составить «портрет» отрасли по этим характеристикам и затем его проанализировать.
Основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли, включают:
• изменения в долговременной скорости роста (оно сильно влияет на решения об инвестициях, степень притягательности для новых фирм. Сдвиги в скорости роста нарушают баланс между отраслями поставляющими и покупающими, входом и выходом);
• изменения в том, кто покупает товары и как они используются (эти сдвиги создают новые возможности, которые не должны быть упущены, но и требуют перестройки фирм, например создания служб сервиса и т.д.). Инновации в продуктах;
• технологические изменения;
• маркетинговые инновации (новые методы продаж, дифференциация продуктов, стоимостная дифференциация);
• вход или выход главных фирм в отрасли;
• увеличение глобализации в отрасли;
• изменения в стоимости и эффективности;
• переход потребителей к дифференцированным товарам от стандартных;
• влияние законодательных изменений;
• изменение социальной, демографической обстановки и стиля жизни;
• снижение неопределенности и риска в бизнесе [13,с.86]
Анализ конкурентных сил, действующих на фирму. Этот анализ делается с целью идентифицировать благоприятные возможности и опасности, с которыми может встретиться фирма в отрасли.
М. Портер предложил для этого модель пяти сил и аргументировал тем, что чем выше давление этих сил, тем меньше у существующих компаний возможности увеличивать цены и прибыль. Ослабление сил создает благоприятные возможности для компании.
Компания, изменив свою стратегию, может воздействовать на эти, силы в свою пользу. Риск входа потенциальных конкурентов (первая сила Портера) создает опасность прибыльности компании. С другой стороны, если этот риск мал, компания может повышать цену и увеличивать доходы. Конкурентная сила этого фактора сильно зависит от высоты барьеров входа (стоимости входа в отрасль) [16,с.71].
Второй конкурентной силой, по Портеру, является соперничество существующих в отрасли компаний. Здесь следует выявить влияние трех факторов: структуру отраслевой конкуренции, условия спроса, высоту барьеров выхода в отрасли.
Структура отраслевой конкуренции зависит от степени консолидации в отрасли (фрагментарная ли она, имеются условия олигополии или монополии). Фрагментарная отрасль представляет потенциально больше угроз, чем благоприятных возможностей, так как вход в такие отрасли сравнительно легок.
Четвертой конкурентной силой выступает давление со стороны поставщиков. Оно заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а следовательно, и прибыль. Альтернативно слабые поставщики дают возможность снизить цены на их продукцию и требовать более высокого качества. Наиболее мощным является давление со стороны поставщиков в случаях:
• когда поставляемый продукт имеет мало заменителей и он важен для компании;
• компании отрасли не важны для снабжающих фирм;
• поставщики поставляют такие продукты, что для компаний дорого переключаться с одного вида на другой;
• поставщики используют угрозу вертикальной интеграции вперед;
• покупающие компании не способны использовать угрозу своей вертикальной интеграции назад [15,с.72].
Пятой конкурентной силой является угроза появления заменяющих продуктов. Существование полностью заменяющих продуктов составляет серьезную конкурентную угрозу, ограничивающую цены компании и ее прибыльность. Однако если продукты компании имеют немного полных заменителей, то компании имеют возможность повысить цены и получить дополнительную прибыль, и их стратегии должны использовать этот факт.
Анализ микроокружения. «Анализ микроокружения включает исследование поставщиков, потребителей, непосредственных конкурентов, рынка рабочей силы, финансового рынка» [8,с.126].
Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., ) от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого продукта.
Анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией.
Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое [15,с.81].
Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные г стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы
Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его Потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами, Необходимыми для решения ею своих задач.
Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на этом рынке кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п. так и с точки зрения стоимости рабочей силы [20,с.92].
Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, оказывающих влияние на этот рынок, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.
1.2. Анализ внутренней среды: понятие и особенности, факторы внутренней среды фирмы и их оценка
Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели фирмы, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что фирма не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим сотрудникам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п. [6,с.94].
Управленческий анализ — это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей фирмы, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Конечной целью управленческого анализа является предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических Решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени соответствует будущему фирмы [11,с.116].
По сути, управленческий анализ является порой частью SWOT-анализа, связанной с выявлением сильных слабых сторон деятельности фирмы. Разделение стратегического анализа на две части (анализ внешней среды и управленческий анализ) связано с тем, что за их проведение должны отвечать разные службы фирмы. Если анализ внешней среды является функцией маркетинга, то проведение управленческого анализа строго не закреплено за функциональными службами фирмы. Пока только в коммерческих банках имеется специальная структура, частично отвечающая за управленческий анализ,— служба внутреннего аудита. [3,с.147]
Управленческий анализ является частью стратегического менеджмента, направленной на выявление и детальное понимание стратегически важных аспектов деятельности фирмы, стратегических проблем. В процессе такого анализа необходимо выявить соответствие внутренних ресурсов и возможностей фирмы стратегическим задачам обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ фирмы, задачам удовлетворения будущих потребностей рынка. Следовательно, имея внутреннюю направленность по объекту (внутренняя деятельность фирмы), управленческий анализ тем не менее ориентирован на требования внешней среды. Нацеленность на перспективу, на соответствие внешним требованиям и стратегическим задачам фирмы отличает управленческий анализ от существовавшего в советский период анализа хозяйственной деятельности [7,с.111].
Результаты анализа должны заставить персонал фирмы понять и принять необходимость изменений. Важность и необходимость проведения управленческого анализа определяется также изменением парадигмы управления в переходной экономике: постепенным переходом от производственной к маркетинговой ориентации управления в сочетании с изменением логики планирования. В современных условиях, когда фирмы ограничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов фирмы должен стать отправной точкой разработки стратегии фирмы и планирования его деятельности. Такая логика планирования «от ресурсов — к стратегии» наиболее адекватна условиям деятельности российских фирм [18,с.106].
Сложнейшей методологической проблемой в управленческом анализе является определение круга анализируемых показателей. Американцы Т. Питере и Р. Уотермен отмечают: «Внутренняя слабость аналитического подхода к принятию деловых (коммерческих) решений состоит в том, что люди анализируют то, что легче всего поддается анализу, тратят на это основное время и более или менее игнорируют все остальное». Информационные технологии значительно расширили возможности менеджеров в части учета и анализа большого числа взаимосвязанных факторов. Вместе с тем они же выявили и проблемы ограниченности человеческих возможностей в восприятии многообразной информации.
Известный американский экономист Герберт А. Саймон, анализируя процессы принятия управленческих решений, отмечает, что практически всегда человек использует ограниченную информацию и ограниченные вычислительные возможности для решения возникающих проблем. Поэтому он предлагает рассматривать внимание менеджера как ограниченный ресурс, влияющий на процесс принятия управленческих решений [13,с.117].
В процессе управления «необходимо привлечь внимание к одному или двум ключевым вопросам, другие проблемы, какими бы неотложными они ни были, должны ждать своей очереди для включения в повестку дня... Бесполезно вести речь о рациональности выбора в общественных делах, не считаясь с тем, какие процедуры имеются в наличии для рационального ранжирования проблем в повестке дня, и без учета косвенных последствий действий, предпринятых для достижения конкретных целей или решения конкретных проблем».
И.Н. Герчикова выделяет два направления экономического анализа на фирме и соответственно две группы показателей: показатели, характеризующие экономический потенциал фирмы; показатели, характеризующие хозяйственную деятельность фирмы [5,с.168 ].
Выделяют различные факторы внутренней среды фирмы и системы ее оценки: структура, цели, задачи, технология, персонал, совместные ценности, стиль организации, финансовая система, информационная система, стратегия, навыки персонала, бизнес-процессы, власть, культура организации и некоторые другие.
По определению М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, основные внутренние переменные фирмы — это цели, структура, задачи, технология и люди [17,с.121].
На наш взгляд, эта точка зрения является развитием известного «алмаза» Г. Ливитта, который выделил четыре переменные фирмы: задание или миссия, структура, технология и индивиды. Исследователь подчеркивал значение каждого элемента и существующих между ними взаимосвязей — изменение в одном из них обусловливает трансформации в других.
По аналогичному принципу построена и известная модель 7-С компании «МакКинси» (Т. Питере, Р. Уотермен), которая предполагает выделение таких переменных внутренней среды, как совместные ценности, стратегия, структура, системы, стиль, сотрудники, способности [3,с.167].
Интересным подходом к формированию внутренней среды организации является подход Д. Бодли и Р. Пэйтона, которые сформировали интегральную модель организации, включив такие элеменпл, как цели, бизнес-процессы, технология, люди, власть, структура, культура организации. Одним из распространенных подходов к анализу внутренней среды фирмы является выделение нескольких ее срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает фирма. Она может анализироваться по следующим направлениям [19,с.152]:
• кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;
• организация управления;