Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (анализ внешней среды предприятия «Лучегорский угольный разрез ОАО ДГК»).pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации
1.1. Понятие, цели и задачи анализа внешней среды. Макроокружение и микроокружение
1.2. Анализ внутренней среды: понятие и особенности, факторы внутренней среды фирмы и их оценка
2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия ОАО «ДГК филиал «Лучегорский угольный разрез»
2.2. Анализ внешней среды предприятия «Лучегорский угольный разрез ОАО ДГК»
2.3. Анализ внутренней среды предприятия
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде.
Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.
Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.
Данная тема является актуальной, как и вся теория организации. В новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы.
Умение выделить и проанализировать элементы организации, внутренние и внешние факторы является залогом успеха фирмы.
Объектом контрольной работы является филиал «ЛУР» ОАО «ДГК».
Предметом исследования является – внешняя и внутренняя среда предприятия.
Целью курсовой работы является изучение анализа внешней и внутренней среды предприятия «ЛУР» ОАО «ДГК» .
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
– Изучить понятие, цели и задачи анализа внешней среды. Макроокружение и микроокружение предприятия;
– Исследовать анализ внутренней среды предприятия: понятие и особенности, факторы внутренней среды фирмы и их оценка;
– Рассмотреть организационно-правововую и финансовую характеристику предприятия ОАО «ДГК филиал «Лучегорский угольный разрез;
– Провести анализ внешней и внутренней среды предприятия ОАО «ДГК филиал «Лучегорский угольный разрез».
Исследованием анализа внешней и внутренней среды занимались такие теоретики, как Абчук А.В., Фатхутдинов Р.А., Портер М., Парахина В.Н., Виханский О., Наумов А., Герчикова И. и другие.
На базе их научных трудов, используя аналитические методы, был проведен стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия ОАО «ДГК филиал «Лучегорский угольный разрез».
В первой главе даны теоретические основы анализа внешней внутренней среды организации.
Во второй главе даётся организационно-правовая и финансовая характеристика предприятия ОАО «ДГК филиал «Лучегорский угольный разрез». Третья глава посвящена анализу внешней и внутренней среды предприятия ОАО «ДГК филиал «Лучегорский угольный разрез».
1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации
1.1. Понятие, цели и задачи анализа внешней среды. Макроокружение и микроокружение
Разработка стратегии деятельности любой организации — коммерческой, общественной, муниципальной — начинается с анализа внешней среды. От того, насколько правильно он проведен, зависит успех всех других действий по стратегическому планированию и реализации стратегии [1,с.33].
Внешняя — это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют
процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений [9,с.45].
Среда существования организации делится на две части.
Первая часть — «ближнее» окружение — непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей [12,с.41].
Обычно оно включает клиентов, поставщиков, конкурентов, государственное регулирование и требования муниципальных властей, профсоюзы и торговые ассоциации. Организация тесно взаимодействует с этой частью своей среды, а менеджеры пытаются управлять ее параметрами, воздействовать на «ближнее» окружение с целью изменения их в благоприятном для организации направлении.
Вторая часть — «дальнее» окружение — включает все те факторы, которые могут оказывать воздействие на организацию, но не прямое, а опосредованное. Это, например, макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности.
Воздействие этих факторов на организацию труднее выявлять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» организационное окружение [12,с.48]
Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Для этого существует разветвленная система различных связей. В качестве внешних связей следует понимать каналы поступления ресурсов от поставщиков и каналов сбыта продукции клиентам. Существуют связи со смежными предприятиями, конкурентами, союзами, органами государственного управления.
Оценка внешней среды осуществляется для того, чтобы:
• выявить изменения, которые воздействуют на разные аспекты стратегии. Например, повышение цен на нефть и нефтепродукты может создать проблемы для предприятий, производящих автомобили.
• определить, какие факторы внешней среды могут представлять угрозу для фирмы. Например, контроль деятельности конкурентов позволяет руководству фирмы постоянно быть готовым к любым действиям конкурентов, их потенциальным угрозам;
• оценить, какие факторы внешней среды можно использовать для достижения стратегической цели. Это позволяет направить усилия фирмы в наиболее благоприятном для развития бизнеса направлении. [14,с.11]
Анализ внешней среды помогает получить важные результаты:
• прогнозировать непредвиденные обстоятельства;
• разработать меры предупреждения неблагоприятных непредвиденных
обстоятельств и угроз;
• помогает превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.
Роль анализа внешней среды заключается в получении ответа на вопросы: где находится организация по отношению к другим участникам бизнеса; где, по мнению высшего руководства, должна находиться предприятие в будущем; что необходимо сделать, чтобы предприятие переместилась из положения, в котором находится, в то положение, где его хочет видеть руководство. Чтобы фирма могла результативно изучать состояние внешней среды, должна быть создана специальная система ее наблюдения и изучения [17,с.49]
Анализ внешней среды предполагает изучение двух ее составляющих: макроокружения (среда косвенного воздействия) и непосредственного окружения — прямого воздействия (микроокружения).
Логическим выходом стратегического анализа фирмы является оценка альтернатив для выбора стратегии.
Анализ внешней среды (макроокружения и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить возможные негативные выпады.
«Для результативного изучения состояния компонент макроокружения на фирме создается специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для фирмы внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов». [8,с.223]
Наиболее распространенными способами наблюдения являются:
• анализ материалов, опубликованных в периодической печати, книгах, других информационных изданиях;
• участие в профессиональных конференциях;
• анализ опыта деятельности фирмы;
• изучение мнения сотрудников фирмы;
• проведение собраний и обсуждений внутри фирмы.
Изучение компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или пребывают сейчас [18,с.55].
Важно также вскрыть тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных факторов и попытаться предсказать тренды развития этих факторов, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать фирму и какие возможности могут открыться перед ней в будущем.
Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры [4,с. 46].
Весьма популярным методом исследования происходящих в макросреде событий является ПЭСТ-анализ (политический/правовой,) экономический, социокультурный и технологический).
Цель ПЭСТ-анализа заключается не просто в составлении перечня факторов внешней среды, но и в использовании схемы для выявления изменений или тенденций развития факторов внешней среды; концентрации внимания на тенденциях, которые имеют наибольшее значение для организации; учета происходящих перемен при разработке стратегий организации [7,с.51].
ПЭСТ-анализ призван облегчить оценку менеджментом влияния факторов внешней среды на стратегию, он привлекает внимание к динамической природе деловой среды и подчеркивает необходимость периодического пересмотра планов.
Статический анализ факторов внешней среды необходимо дополнять динамическим, что позволяет выявить тенденции ее развития и определить уровень возможных изменений.
Изучение социоэкономических и политических факторов, формирующих операционную среду фирмы, первый шаг в изучении косвенного воздействия окружающей среды.
Особое внимание следует обращать на факторы конкурентной среды, влияющие на способность организации к эффективному соперничеству на целевых рынках [5,с.62].
Отраслевой и конкурентный анализ. Покупатели, поставщики, конкуренты — это составные сложной системы, которая может быть обозначена как отраслевое окружение. Отрасли сильно различаются между собой, и методика анализа должна это учитывать. Для анализа макроокружения одиночного бизнеса компании обычно используется отраслевой и конкурентный анализ.
Конструкция отраслевого и конкурентного анализа должна позволить получить характеристику следующих аспектов:
а) доминирующие в отрасли экономические характеристики;
б) основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли;
в) анализ конкурентных сил, действующих на фирму;
г) оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающих компаний;
д) определение ключевых факторов конкурентного успеха и корневых компетенции [10,с.75].
Доминирующие в отрасли экономические характеристики:
• размеры рынка;
• области конкурентного соперничества (локальная, региональная, национальная, глобальная);
• скорость роста рынка и стадия жизненного цикла отрасли;
• число соперников и их относительные размеры, степень концентрации;
• число покупателей и их относительные размеры;
• превалирование передней или задней интеграции;
• легкость входа и выхода;
• степень дифференциации продуктов/услуг соперничающих фирм;
• уровень технологических изменений в процессе производства и в новых продуктах;
• влияние экономики на масштабы производства, транспортировку, маркетинг;
• является ли степень использования производственных мощностей критичной в достижении низкоценовой эффективности производства;
• наблюдается ли в отрасли сильная зависимость стоимости единицы продукции от кумулятивной величины объема производства;