Файл: Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта (на примере «Швейный мастер»).pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
Таким образом, бизнес-план - это зафиксированное на материальном носителе развернутое обоснование проекта, демонстрирующее возможность всесторонне оценить эффективность управленческих решений, планируемых мероприятий, а также ответить на вопрос, стоит ли инвестировать в данный проект.
Бизнес-план должен быть тесно увязан со стратегией организации, поскольку он является инструментом реализации стратегических целей организации. Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед организацией на определенном этапе ее развития.
Состав и детализация бизнес-плана зависят от характера организации, от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста организации [41, c. 98].
Состав и структура бизнес-плана могут несколько различаться, однако структура типового бизнес-плана включает: титульный лист; оглавление; аннотацию; меморандум о конфиденциальности [42, c. 46].
Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают:
- наименование проекта;
- место подготовки плана;
- авторов проекта, название и адрес организации, контакты;
- назначение бизнес-плана и его потенциальных пользователей (для кого, каких целей создается бизнес-план).
На титульном листе обычно помещается меморандум о конфиденциальности.
За титульным листом следует оглавление – формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта [41, c. 99].
Бизнес-план может содержать аннотацию, в которой дается краткое описание цели и основных положений бизнес-плана (0,5-2 стр.) [8, c. 52].
Следующий пункт – введение. Во введении указываются задача составления бизнес-плана и круг лиц, которым он адресован.
Основные разделы бизнес-плана:
- резюме;
- история бизнеса организации (описание отрасли);
- характеристика объекта бизнеса организации;
- анализ бизнес-среды организации;
- план маркетинга;
- производственный план;
- организационный план;
- финансовый план;
- оценка и страхование рисков проекта;
- приложения [9, c. 109].
Приведенная структура бизнес-плана не претендует на роль образцовой; перечень разделов и их содержание в каждом конкретном случае может дополняться или уточняться в зависимости от условий, в которых функционирует организация.
Следует добавить, что бизнес-план как документ оформляется в соответствии с определенными требованиями, структура и его объем зависят от сферы деятельности организации, масштабов бизнеса, а также от величины инвестиций, необходимых для его организации и иных привлекаемых ресурсов.
2. Анализ планирования бизнеса ООО «Швейный мастер»
ООО «Швейный мастер» - вновь создаваемое предприятие, назначение которого - организация швейного производства в г. Новосибирск. По проекту организуемое швейное предприятие предполагает осуществлять массовое производство мужской одежды от 38 размера до 60 размера. Специализация предприятия - пошив мужских рубашек (ассортимент ограничивается разнообразными моделями и размерами изделий).
При производстве одежды будут использоваться различные виды материалов: шелк от плательно-блузочного до костюмного, хлопок, лен, трикотажные полотна. Все материалы – высококачественные. Основной поставщик – крупный производитель ОАО «Ролинг».
Разработанная с целью запуска производства коллекция представлена 12 моделями, которые по оценкам экспертов способны на равных конкурировать на российском рынке мужской одежды. Уникальность продукции состоит в разработке принципиально новых моделях мужской одежды, соответствующих требованиям эстетики и моды.
Юридический (фактический) адрес ООО «Швейный мастер»: г.Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, д. 12.
Главная цель ООО «Швейный мастер» - получение прибыли. Достижение поставленной цели реализуется посредством производства и реализации качественной продукции, имеющей особые характеристики, отличающие ее от товаров конкурентов, стремления к полному удовлетворению потребностей и желаний покупателей.
Задачи организации:
- получение максимальной прибыли на основе развития высокорентабельного производства;
- развитие швейного производства;
- стимулирование инвестиционного процесса в г. Новосибирске направленного на развитие мелкого бизнеса;
- повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет улучшения ее потребительских качеств, внешнего оформления и уменьшения цены и себестоимости продукции.
Общество самостоятельно планирует свою деятельность, оценивает перспективы развития. Проводит необходимые предварительные исследования и разработки.
Единственным участником ООО «Швейный мастер» является инициатор и разработчик бизнес-плана. Уставной капитал общества 10000 руб. На данное лицо возложена так же реализация бизнес–плана (с возможностью привлечения различных специалистов компании для выполнения отдельных работ).
Основная продукция - изделие нестабильного ассортимента типа – мужская рубашка классического городского стиля для офиса и отдыха.
Реализация продукции планируется посредством создания дилерской сети, предполагающей полный спектр услуг по пошиву и поставкам продукции, нанесению логотипов, рекламной поддержки.
Организация производства планируется по последовательно-ассортиментному типу со свободным ритмом работы, что предоставляет возможность выполнять как мелкие, так и крупные заказы.
Финансирование проекта предполагается за счет средств собственника бизнеса (39,612 тыс.руб.) и заемных ресурсов в размере 100 тыс. руб., а также использование субсидии в части возврата процентов по оформленному кредиту.
Социальный эффект заключается в создании новых рабочих мест в г. Новосибирск и увеличении благосостояния работников предприятия за счет получения прибыли.
Бизнес-план рассчитан на один календарный год, срок окупаемости проекта – 4,5 месяца.
Сбыт продукции планируется осуществлять через дилерскую сеть, представленную специализированными розничными магазинами г.Новосибирска и НСО (рис. 2).
Рисунок 2 - Структура канала распределения продукции ООО «Швейный мастер»
Основная задача канала распределения - обеспечить перемещение и изменение в праве собственности на товары, а также сгладить неравномерность их потоков.
Сбыт произведенного товара предполагается осуществлять на местном и региональном рынке, то есть в г. Новосибирске через магазины: ГУМ, ЦУМ, магазины специализированной одежды в ТЦ (Мега, Континент, Аура) и другие торговые точки.
Планируется осуществлять стимулирование сферы торговли посредством снижения стоимости за покупку определенной партии товаров.
Посредством опроса потенциальных покупателей целевого рынка была проведена сегментация рынка планируемого к производству изделия и оставлен портрет потенциального покупателя (прил. 1 табл. 1).
По результатам сегментирования рыка был установлен портрет потенциального покупателя: мужчина 20 – 60 лет, образование среднее специальное и выше, в независимости от семейного положения с уровнем доходов – средний и выше, чаще русский, проживающий или работающий на территории НСО.
По роду занятий – сотрудник организаций и учреждений (любой формы собственности), общественный деятель, возможно госслужащий. Человек с активной жизненной позицией, имеющий престижную профессию, высокий общественный и семейный статус.
Мотивирующие факторы состоят не только в потребности приобрести одежду, но и подобрать ее согласно своему вкусу, в соответствии с модой и требованиями эстетики. Лояльность к марке и высокая, интенсивность потребления одним клиентом до 4 раз в год (при условии внесения определенных коррективов в модель).
Оценку признаков новизны изделия проведем по трехбалльной шкале:
- новый – 3 балла;
- классика – 2 балла;
- устаревший – 1 балл.
По данным таблицы 2 (прил. 2) можно сделать вывод, что инновации в большей степени направлены на совершенство дизайна, художественного решения, модификации, а также эргономических и конструктивных признаков, исследуемая система моделей обладает достаточно высокой степенью новизны.
Таблица 3 – Новизна изделия с учетом стадии жизненного цикла (ЖЦТ)
Стадия ЖЦТ |
Уровень новизны |
||||
Новый в мире |
Новый в РФ |
Новый в СПб. |
Модифици-рованный |
Имеющийся на рынке |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выведение на рынок |
+ |
||||
Существование на рынке |
+ |
||||
Уход с рынка |
+ |
На стадиях введения и существования на рынке изделие характеризуется как модифицированное, к стадии ухода с рынка – имеющееся на рынке (автор проекта допускает возможность совпадения тенденций моделирования собственных и конкурентов).
В соответствии с укрупненной матрицей «цена – качество» изделие занимает промежуточную позицию между ЦК2 и ЦК4, что обеспечивает реализацию высококачественного изделия по средней цене и предполагает высокую конкурентоспособность товара у потребителей со средним и выше среднего уровнем дохода и нестандартным спросом (прил. 3 рис. 3).
Динамика спроса на продукцию практически не подвержена сезонным колебаниям.
На реализацию проекта существенное влияние оказывают факторы внешней среды. Характеристика основных факторов представлена в табл. 4 (прил. 3).
Ключевые факторы успеха общие для всех предприятий отрасли открывают перспективы улучшения конкурентной позиции. Автором проекта КФУ определены как:
1. КФУ, связанные с организацией производства: высокое качество производимой продукции.
2. КФУ, основанные на маркетинге: хорошо организованная сбытовая сеть.
3. КФУ, связанные с организацией и управлением: хорошо сбалансированная команда предприятия, имеющая опыт в выбранной деятельности.
Продукция представлена в основном на рынках города продукцией из Белоруссии, Китая, Турции. Продукция из Китая и Турции представляет собой продукцию невысокого качества, пошитую с нарушением технологии (неровная строчка, свисающие нитки и т.п.) и из искусственных материалов.
Основными конкурентами на рынке сбыта являются «Северянка» и «Синар», а также мелкие торговые точки. Данные организации имеют свои фирменные магазины, они сотрудничают со многими торговыми точками города. Продукция этих организаций представлена в таких крупных магазинах как ЦУМ, и ГУМ.
Проведем сравнительный анализ изделия с аналогичными изделиями предприятий-конкурентов с помощью метода экспертного опроса также по пятибалльной системе (прил. 4 табл. 5).
На основании проведенного опроса построим паутинообразный график (прил. 4 рис. 3).
Данные сравнительного анализа параметров конкурентоспособности рассматриваемого изделия свидетельствуют о следующем:
- рассматриваемое предприятие – абсолютный лидер по качеству материалов;
- лидирующие позиции наравне с конкурентами – по привлекательности, соответствию моде, цены качеству, качеству эксплуатации;
- практически не конкурентно по выразительности торговой марке и экономичности модели;
- остальные характеристики в целом совпадают с позициями конкурентов.
Ни один из рассмотренных конкурентов не является ярко выраженным лидером, конкуренцию можно признать абсолютной.
Наше предприятие имеет следующие конкурентные преимущества на рынке сбыта: высокое качество материалов; соответствие продукции моде; высокое качество эксплуатации; соответствие цены качеству изделий; широкий спектр размеров изделий.
Реализация проекта предполагает вывод продукции нового предприятия на существующий рынок в пределах г. Новосибирска и НСО. Выход на иные рынки на начальном этапе не проектируется.
В комплекс мероприятий по маркетингу входят:
- изучение потребителей, возраст, вкусы;
- оценка качества произведенной продукции;
- анализ используемых форм работы с покупателями продукции;
- оценка используемых методов ценообразования на товары;
- исследование мероприятий по продвижению товаров на рынки сбыта;
- изучение конкурентов.
Маркетинговая деятельность ООО «Швейный мастер» по проекту должна обеспечить:
- надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы;
- предложение таких товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем ассортимент конкурентов;
- необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.