ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2020

Просмотров: 1375

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

16

этой

 

целью

 

с

 

помощью

 

датчика

установленного

 

в

 

выпускной

 

системе

  (

см

рис

.3.1), 

измеряется

 

концентрация

 

кислорода

 

в

 

отработавших

 

газах

Таким

 

образом

 

организуется

 

обратная

 

связь

 

в

 

системе

 

автоматической

 

стабилиза

-

ции

 

стехиометрического

 

состава

 

горючей

 

смеси

 

Рис

.3.7 

На

 

рис

.3.8 

представлена

 

структура

 

системы

 

управления

 

соотношением

 

воздух

-

топливо

 

с

 

обратной

 

связью

 

от

 

датчика

 

кислорода

а

 

также

 

форма

 

вы

-

ходного

 

сигнала

 

датчика

 

кислорода

 

с

 

использованием

 

следующих

 

обозна

-

чений

: 1 - 

воздух

; 2 - 

топливо

; 3 - 

датчик

 

частоты

 

вращения

 

коленчатого

 

ва

-

ла

; 4 - 

датчик

 

расхода

 

воздуха

; 5 - 

частота

 

вращения

; 6 - 

расход

 

воздуха

; 7 - 

сигналы

 

от

 

датчика

 

температуры

 

охлаждающей

 

жидкости

 

и

 

других

 

датчиков

8 - 

двигатель

; 9 - 

форсунки

; 10 - 

количество

 

впрыскиваемого

 

горючего

; 11 - 

электронный

 

блок

 

управления

; 12 - 

трехкомпонентный

 

нейтрализатор

; 13 - 

датчик

 

кислорода


background image

 

17

 

 

Рис

.3.8 
 

Следует

 

отметить

что

 

датчик

 

кислорода

 

не

 

работает

пока

 

его

 

темпе

-

ратура

 

низка

 [1]. 

Поэтому

 

до

 

окончания

 

прогрева

 

реально

 

имеющее

 

место

 

соотношение

 

воздух

-

топливо

 

определяется

 

электронным

 

блоком

 

управления

 

без

 

использования

 

датчика

 

кислорода

Другой

 

важной

 

особенностью

 

работы

 

электронных

 

систем

 

управления

 

является

 

сравнительно

 

легко

 

достижимая

 

возможность

 

прекращения

 

подачи

 

топлива

например

при

 

снижении

 

скорости

при

 

опасном

 

для

 

двигателя

 

уве

-

личении

 

частоты

 

вращения

 

коленчатого

 

вала

зависящем

 

от

 

температуры

 

ох

-

лаждающей

 

жидкости

Например

на

 

рис

.3.9 

представлены

 

зависимости

 

час

-

тоты

 

вращения

 

n

 

коленчатого

 

вала

 

двигателя

 

от

 

температуры

 

охлаждающей

 

жидкости

соответствующие

 

началу

 

подачи

 

топлива

  (

штриховая

 

линия

и

 


background image

 

18

прекращению

 

подачи

 

топлива

 (

сплошная

 

линия

). 

При

 

снижении

 

скорости

 

для

 

повышения

 

топливной

 

эффективности

 

система

 

обеспечивает

 

прекращение

 

впрыска

 

топлива

 

на

 

принудительном

 

холостом

 

ходу

когда

 

при

 

высокой

 

час

-

тоте

 

вращения

 

вала

 

двигателя

 

полностью

 

закрывается

 

дроссельная

 

заслонка

Когда

 

частота

 

вращения

 

вала

 

двигателя

 

падает

 

ниже

 

заданного

 

значения

по

-

дача

 

топлива

 

возобновляется

 (

штриховая

 

линия

 

на

 

рис

.3.9). 

 

 

Рис

.3.9                                        

Рис

.3.10 

 

При

 

пуске

 

двигателя

 

количество

 

топлива

 (

время

 

впрыска

определяется

 

температурой

 

охлаждающей

 

жидкости

После

 

того

как

 

частота

 

вращения

 

ва

-

ла

 

превысит

 

заданную

 

величину

продолжительность

 

синхронного

 

впрыска

 

возвращается

 

к

 

прежнему

 

значению

 (

рис

.3.10). 

В

 

многоцилиндровых

 

двигателях

 

в

 

основном

 

используется

 

система

 

синхронного

 

впрыска

в

 

которой

 

для

 

всех

 

цилиндров

 

за

 

один

 

оборот

 

колен

-

чатого

 

вала

 

производится

 

одна

 

подача

 

топлива

Кроме

 

такой

 

системы

суще

-

ствуют

 

системы

 

независимого

 

впрыска

 

для

 

каждого

 

цилиндра

 

или

 

группы

 

из

 

двух

-

трех

 

цилиндров

Обычный

 (

синхронный

впрыск

 

используется

 

при

 

пуске

 

двигателя

ко

-

гда

 

благодаря

 

обогащению

 

смеси

 

сразу

 

после

 

включения

 

стартера

 

улучша

-

ются

 

пусковые

 

характеристики

 

двигателя

В

 

системе

показанной

 

на

 

рис

.3.1, 

для

 

этого

 

применяется

 

специальный

 

электромагнитный

 

клапан

  (

форсунка

 

холодного

 

пуска

). 

При

 

ускорениях

 

автомобиля

 

впрыск

 

задается

 

в

 

зависимости

 

от

 

ве

-

личины

 

ускорения

 

с

 

учетом

 

сигналов

 

с

 

датчиков

Таким

 

образом

 

улучшаются

 

динамические

 

характеристики

 

автомобиля

3.3. 

Датчики

 

 

В

 

датчике

 

расходомера

 

воздуха

 

количество

 

воздуха

поступающего

 

в

 

отсек

 

образования

 

горючей

 

смеси

определяется

 

из

 

соотношения

 

напряжений

 

на

 

клеммах

 

потенциометра

движок

 

которого

 

связан

 

с

 

подвижной

 

заслонкой

находящейся

 

во

 

впускном

 

трубопроводе

Воздух

проходя

 

через

 

отсек

 

с

 

под

-

вижной

 

заслонкой

изменяет

 

угол

 

ее

 

поворота

Кроме

 

потока

 

воздуха

на

 

за

-


background image

 

19

слонку

 

воздействует

 

напор

 

возвращающей

 

откалиброванной

 

по

 

давлению

 

пружины

При

 

этом

 

величина

 

расхода

 

воздуха

 

преобразуется

 

в

 

напряжение

снимаемое

 

с

 

движка

 

потенциометра

связанного

 

с

 

осью

 

заслонки

Обычно

 

датчик

 

угла

 

поворота

 

коленчатого

 

вала

 

конструктивно

 

разме

-

щен

 

в

 

корпусе

 

распределителя

 

зажигания

 

и

 

состоит

 

из

 

двух

 

катушек

 

и

 

двух

 

роторов

 

из

 

магнитного

 

материала

Одна

 

пара

 

катушка

-

ротор

 

выдает

 

сигнал

 

угла

 

поворота

 

коленчатого

 

вала

 G, 

другая

 - 

сигнал

 

скорости

 

вращения

 

колен

-

чатого

 

вала

 

n

. G-

ротор

 

имеет

 

два

 

выступа

 

с

 

угловым

 

промежутком

 180

°

а

 

n

-

ротор

 - 24 

выступа

 

с

 

промежутком

 15

°

и

 

оба

 

насажены

 

на

 

вал

 

распределите

-

ля

за

 

один

 

оборот

 

которого

 

на

 

выходе

 

датчика

 

появляются

 

два

 

импульса

 

сиг

-

нала

 G 

и

 24 

импульса

 

сигнала

 

n

В

 

электронном

 

блоке

 

управления

 

скорость

 

вращения

 

коленчатого

 

вала

 

определяется

 

из

 

измерений

 

промежутка

 

времени

 

между

 

импульсами

 

сигнала

 

n

Датчик

 

температуры

 

охлаждающей

 

жидкости

 

устанавливается

 

побли

-

зости

 

от

 

термостата

и

 

в

 

качестве

 

чувствительного

 

элемента

 

в

 

нем

 

использу

-

ется

 

материал

сопротивление

 

которого

 

существенно

 

зависит

 

от

 

температу

-

ры

Датчик

 

температуры

 

воздуха

 

имеет

 

термочувствительный

 

элемент

 

с

 

характеристикой

аналогичной

 

термометру

 

датчика

 

температуры

 

охлаждаю

-

щей

 

жидкости

Конструктивно

 

он

 

обычно

 

входит

 

в

 

состав

 

датчика

 

расхода

 

воздуха

Датчик

 

угла

 

открытия

 

дроссельной

 

заслонки

 

выдает

 

данные

 

об

 

откры

-

тии

 

дроссельной

 

заслонки

 

в

 

виде

 

напряжения

 

с

 

потенциометра

связанного

 

с

 

заслонкой

.  

Датчик

 

кислорода

 

устанавливается

 

в

 

выпускном

 

коллекторе

  (

см

рис

.3.1). 

Он

 

выдает

 

данные

 

о

 

концентрации

 

кислорода

 

в

 

отработавших

 

газах

реагируя

 

на

 

отклонение

 

от

 

стехиометрического

 

состава

 

горючей

 

смеси

Этот

 

датчик

 

представляет

 

собой

 

элемент

 

из

 

порошка

 

двуокиси

 

циркония

спечен

-

ного

 

в

 

форме

 

пробирки

наружная

 

и

 

внутренняя

 

стороны

 

которой

 

покрыты

 

пористой

 

платиной

Наружная

 

поверхность

 

элемента

 

подвергается

 

воздейст

-

вию

 

отработавших

 

газов

Используется

 

сильная

 

зависимость

 

ЭДС

 

твердо

-

тельного

 

гальванического

 

элемента

 

на

 

двуокиси

 

циркония

 

от

 

концентрации

 

кислорода

Устройство

 

датчика

 

и

 

его

 

характеристика

 

показаны

 

на

 

рис

.3.11. 

 


background image

 

20

 

Рис

.3.11 

3.4. 

Исполнительные

 

устройства

 

 

Одним

 

из

 

основных

 

органов

 

системы

 

впрыска

 

топлива

 

является

 

фор

-

сунка

которая

 

содержит

 

входной

 

штуцер

 

для

 

подачи

 

горючего

игольчатый

 

клапан

обмотку

 

управления

 

и

 

якорь

Сигнал

 

с

 

выхода

 

электронного

 

блока

 

управления

 

подается

 

на

 

катушку

смонтированную

 

в

 

металлическом

 

корпусе

Катушка

 

притягивает

 

якорь

и

 

игольчатый

 

клапан

 (

запорная

 

игла

), 

прикреп

-

ленный

 

к

 

якорю

открывается

При

 

этом

 

происходит

 

впрыск

 

горючего

так

 

как

 

давление

 

горючего

создаваемое

 

топливным

 

насосом

 

при

 

работающем

 

двигателе

составляет

 

обычно

 

около

 2 

атм

Так

 

как

 

величина

 

подъема

 

игольчотого

 

клапана

 

задана

количество

 

впрыскиваемого

 

топлива

 

пропорционально

 

времени

 

открытия

 

клапана

Та

-

ким

 

образом

количеством

 

впрыскиваемого

 

топлива

 

можно

 

управлять

изме

-

няя

 

длительность

 

сигнала

подаваемого

 

от

 

электронного

 

блока

 

управления

 

на

 

обмотку

 

форсунки

Из

-

за

 

индуктивности

 

обмотки

 

может

 

возникнуть

 

задержка

 

открытия

 

клапана

 

после

 

прекращения

 

сигнала

Для

 

повышения

 

быстродействия

 

сраба

-

тывания

 

форсунки

 

необходимо

 

уменьшать

 

индуктивность

уменьшая

 

число

 

витков

 

катушки

Однако

 

при

 

этом

 

уменьшается

 

и

 

сопротивление

 

обмотки

и

 

ток

 

становится

 

слишком

 

большим

Поэтому

 

последовательно

 

с

 

обмоткой

 

включают

 

резистор

ограничивающий

 

величину

 

тока

Для

 

управления

 

впрыском

 

топлива

 

важно

 

измерение

 

объема

 

воздуха

 

с

 

высокой

 

точностью

так

 

как

 

измеренная

 

величина

 

используется

 

в

 

качестве

 

базы

 

для

 

управления

 

соотношением

 

воздух

-

топливо

 

в

 

горючей

 

смеси

Кроме

 

потенциометрического

существуют

 

и

 

другие

 

принципы

 

работы

 

расходоме

-

ров

например

принцип

 

перепада

 

давления

 

во

 

впускном

 

трубопроводе

за

-

вихрений

 

Кармана

нагретой

 

проволоки

 

и

 

др

Разрежение

 

во

 

впускном

 

трубопроводе

 

за

 

дроссельной

 

заслонкой

 

изме

-

ряется

 

датчиком

 

давления

Эти

 

данные

 

и

 

данные

 

о

 

частоте

 

вращения

 

колен

-

чатого

 

вала

 

двигателя

 

обрабатываются

 

в

 

электронном

 

блоке

 

управления

та

-