Файл: Современный банковский маркетинг: методы и тенденции развития..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
Рисунок 14 – Процентные расходы ПАО «ВТБ 24» по вкладным операциям в 2014-2016 гг.
В результате анализа данных табл. 5 и рис. 14 можно сделать вывод, что процентные расходы по текущим и срочным вкладам ПАО «ВТБ 24» росли в 2014-2016 гг. Наибольшую долю в процентных расходах составляют расходы по срочным средствам физических лиц – 80,68 % и срочным средствам юридических лиц – 18,63 %.
Рисунок 15 – Структура процентных расходов по вкладам ПАО «ВТБ 24» в 2016 г.
Рисунок 16 – Удельный вес процентных расходов по вкладам в общих процентных расходах ПАО «ВТБ 24» в 2016 г.
Таким образом, основное место среди процентных расходов по вкладам занимают процентные расходы по срочным вкладам физических лиц, далее идут процентные расходы по срочным вкладам юридических лиц, процентные расходы по текущим вкладам юридических лиц и процентные расходы по текущим вкладам физических лиц.
Процентные расходы по вкладам занимают 78% среди процентных расходов ПАО «ВТБ 24» в 2016 г.
На следующем этапе проведения анализа рассчитаем показатели эффективности использования средств во вкладах. Оценка данных показателей будет основываться на сравнении процентных доходов по кредитным операциям и процентных расходов по вкладным (депозитным) операциям. Расчет данных показателей представлен в таблице 6.
Таблица 6 - Оценка эффективности депозитных операций ПАО «ВТБ 24» в 2015-2016 гг.
Показатели |
2015 г |
2016 г |
Отклонение (+, -) |
Темп изменения, % |
Средние остатки по вкладам, тыс. р. |
1 380 490 355 |
1 774 696 970 |
394206615 |
128,6 |
Средние остатки по кредитам, тыс. р. |
1 528 705 968 |
1 993 519 740 |
464813772 |
130,4 |
Средняя процентная ставка по кредитам, % |
12,35 |
11,33 |
-1,02 |
|
Средняя процентная ставка по вкладам, % |
3,5 |
3,3 |
-0,2 |
|
Процентные расходы по вкладным операциям, тыс. р. |
75 983 698 |
88 485 628 |
12501930 |
116,5 |
Процентные доходы по кредитам, тыс. р. |
201 434 891 |
251 460 598 |
50025707 |
124,8 |
Чистый доход по вкладным операциям, тыс. р. |
2 907 222 |
4 453 142 |
1545920 |
|
Коэффициент отдачи депозитных средств |
2,65 |
2,84 |
0,19 |
|
Рентабельность привлечения средств во вклады, % |
0,21 |
0,25 |
0,04 |
|
Рентабельность расходов по вкладным операциям, % |
3,83 |
5,03 |
1,21 |
Рентабельность привлечения средств во вклады - отношение чистого дохода по вкладным операциям к сумме привлеченных средств на вкладные счета банка.
Рентабельность расходов по вкладным операциям - отношение чистого дохода по вкладным операциям к сумме процентных расходов по вкладным операциям.
Из данных таблицы 6 следует, что деятельность ПАО «ВТБ 24» по привлечению средств во вклады (депозиты) в анализируемом периоде была умеренно эффективна. Это демонстрируют такие показатели, как коэффициент отдачи депозитных средств, он возрос на 0,19 пункта, рентабельность расходов по вкладным операциям повысилась, также наблюдается повышение рентабельности привлечения средств во вклады (депозиты).
3. Совершенствование банковского маркетинга ПАО «ВТБ 24» в области депозитов
Результаты проведенного анализа и оценки дивидендной политики ПАО «Банк ВТБ 24» позволили выявить следующие проблемы ее реализации: низкие ставки на валюту, банку не рентабельно давать высокую ставку, ставки падают, расходы перекрывают доходы по валютным вкладам, соответственно люди изымают вклады, потому что нет доходности, из-за чего происходит отток депозитов из банка, отсутствуют депозиты на короткие сроки до 3 месяцев.
Далее разработаем мероприятия, направленные на повышение эффективности депозитной политики в ПАО «БАНК ВТБ 24».
Проведя анализ депозитной политики крупнейших коммерческих банков можно предложить различные вклады для повышения эффективности депозитной политики в ПАО «Банк ВТБ 24».
С каждым клиентом ПАО «Банк ВТБ 24» должен стремиться к установлению долгосрочных партнерских отношений. С этой целью банк должен прогнозировать развитие потребностей клиентов, появление новых направлений банковского бизнеса, проводить маркетинговые исследования, разрабатывать и предлагать полный спектр банковских продуктов и услуг.
Так, ПАО «Банк ВТБ 24» мог бы предложить новый вид вклада «Наше будущее» для накопления денежных средств на обучение или подарок ребенку. Вклад может вносится на имя несовершеннолетнего получателя любым лицом-вкладчиком. Депозит открывается сроком на два года, с начислением 15% годовых в рублях и с возможностью довложения. Если в конце срока сумма вклада и причитающиеся проценты остаются на следующий срок на этом же виде вклада, то у клиента будет возможность получить бонус в размере 0,5% к процентной ставке, действующей на момент пролонгации по данному виду вклада.
Для привлечения в число своих клиентов молодое поколение ПАО «Банк ВТБ 24» мог бы пополнить перечень вкладов новыми видами депозитов, ориентированных на эту группу населения, например, предложить вклад «Студенческий». Предлагается ввести следующие условия данного вклада:
- минимальная сумма 1000 рублей;
- срок хранения вклада два месяц и один день;
- годовой процент – 10%;
- возрастное ограничение от 15 до 23 лет.
Для того чтобы обеспечить приток вкладчиков на данный вид депозита, целесообразно, на наш взгляд, ввести некоторые стимулы, привлекательные для потенциальных клиентов среди молодого населения. Это может быть скидка при покупке билета на поезд, при посещении каких-либо магазинов или туристических фирм, но при условии оплаты услуг средствами, находящимися на этом вкладе и пролежавшими не менее одного полного срока хранения.
Также в целях совершенствования депозитной политики ПАО «Банк ВТБ 24» мог бы предложить ряд вкладов, ориентированных на клиентов с высоким уровнем доходов. Например, вклад, особенностью которого являлось бы то, что персональные данные клиента будут известны только одному человеку в банке – менеджеру по работе с VIP-клиентами. При этом проценты могут выплачиваться ежемесячно, в том числе и на бесплатно выданную банком пластиковую карту. Причем даже при внесении денег в кассу личность клиента не раскрывается. Таким образом, среднему и младшему персоналу банка не будут известны какие-либо данные о клиенте, а риск раскрытия информации о вкладе ничтожен.
Можно также предположить, что для клиентов ПАО «Банк ВТБ 24» будут выгодны целевые вклады, выплата которых будет приурочена к периоду отпусков, дням рождений или другим праздникам. Их сроки короче традиционных, а процент выше. Примером целевого вклада могут стать так называемые новогодние и рождественские вклады, т.е. в течение года банк принимает небольшие вклады на празднование Нового года и Рождества, а в конце года банк выдает деньги вкладчикам. При этом желающие могут продолжать накопление денег до следующего нового года.
ПАО «Банк ВТБ 24» также может предложить соединение вкладных продуктов с кредитными и страховыми, разработать продукты, направленные на удовлетворение потребностей вкладчиков в жилье, крупных покупках, оплате образования, туризма и отдыха.
Для ускорения и облегчения клиентам получения необходимой информации о депозитах в ПАО «Банк ВТБ 24» целесообразно создать службу телемаркетинга – рекламу банковских вкладов по телефону, которая будет оказываться бесплатно.
Вместе с тем банку следует разрабатывать системные подходы к рекламной политике, что сделает ее эффективным инструментом формирования клиентской базы. Каждое конкурентное преимущество банка, каждый новый продукт, предлагаемый к продаже, должны быть известны и понятны клиентам, легко сравнимы, а также выгодно отличаться от предложений конкурентов.
По сообщениям Банка России вклады населения в российских банках в 2015 году номинально выросли на 9,4%. ЦБ РФ прогнозирует рост вкладов населения в 2015 году на 8%.
Поэтому на основании анализа данных дальнейшего развития вкладных операций в банковской сфере для расчета эффективности данных операций ПАО «Банк ВТБ 24» будем исходить из мониторинга доходности вкладов и ожидаемого прироста вкладов на уровне 8%.
Расчет данных показателей представлен в таблице 7.
Таблица 7 - Расчет показателей эффективности депозитных операций ПАО «Банк ВТБ 24» на 2017г.
Показатели |
2016 г |
2017 г |
2017 г |
Отклонение (+, -) |
Темп изменения, % |
Средние остатки по вкладам, тыс. р. |
1774696970 |
1916672728 |
2070006546 |
295309576 |
116,64% |
Средние остатки по кредитам, тыс. р. |
1993519740 |
1993519740 |
1993519740 |
0 |
100,00% |
Средняя процентная ставка по кредитам, % |
11,33 |
11,1 |
10,9 |
-0,43 |
96,20% |
Средняя процентная ставка по вкладам, % |
3,3 |
3,2 |
3,1 |
-0,2 |
93,94% |
Процентные расходы по вкладным операциям, тыс. р. |
88485628 |
86273487,3 |
84116650,12 |
-4368978 |
95,06% |
Процентные доходы по кредитам, тыс. р. |
251460598 |
274092051,8 |
298760336,5 |
47299738 |
118,81% |
Чистый доход по вкладным операциям, тыс. р. |
4453142 |
4853924,78 |
5290778,01 |
837636,01 |
118,81% |
Коэффициент отдачи депозитных средств |
2,841824189 |
3,177013708 |
3,551738402 |
0,7099142 |
124,98% |
Рентабельность привлечения средств во вклады, % |
0,25% |
0,25% |
0,26% |
0,01% |
101,86% |
Рентабельность расходов по вкладным операциям, % |
5,03% |
5,63% |
6,29% |
1,26% |
124,98% |
Из полученных результатов видно, что деятельность ПАО «Банк ВТБ 24» по привлечению средств во вклады (депозиты) в анализируемом периоде предполагается умеренно эффективна. Это видно за счет таких показателей как: коэффициент отдачи депозитных средств, он несколько повысился, рентабельность расходов по вкладным операциям увеличилась, рентабельности привлечения средств во вклады (депозиты) увеличилась при росте чистого дохода. Средние остатки по вкладам также увеличились на 116,6%.
Таким образом, из-за снижения средней процентной ставки по вкладам на 0,2 пункта и средней процентной ставки по кредитам на 0,4 пункта значительных результатов не произошло, но тем не менее, показатели деятельности банка несколько улучшились.
Обеспечение эффективности размещения привлеченных ресурсов
Проанализируем сроки привлечения вкладов в ПАО «Банк ВТБ 24» (табл. 12).
Таблица 8 - Сроки привлечения вкладов в ПАО «Банк ВТБ 24»
Показатели |
На конец 2014 |
На конец 2015 |
На конец 2016 |
Уд. вес 2016 , % |
Абс. откл. 2016 к 2014, тыс. руб. |
Отн. откл. 2016 к 2014, раз |
До 3 месяцев |
52519354,2 |
75926969,5 |
104707121 |
5,9 |
52187767 |
1,99 |
От 3 до 6 месяцев |
178565804 |
207073553 |
337192424 |
19 |
158626620 |
1,89 |
От 6 месяцев до 1 года |
283604513 |
386537299 |
514662121 |
29 |
231057609 |
1,81 |
От 1 года до 3 лет |
388643221 |
483171624 |
585650000 |
33 |
197006779 |
1,51 |
Более 3 лет |
147054192 |
227780909 |
232485303 |
13,1 |
85431111 |
1,58 |
Всего депозитов |
1050387084 |
1380490355 |
1774696970 |
100,00% |
724309886 |
1,69 |
Таким образом, наибольшую долю в депозитном портфеле ПАО «Банк ВТБ 24» в 2015 г. составляют вклады сроком от 1 года до 3 лет (33%), от 6 месяцев до 1 года (29%) и от 3 до 6 месяцев (19%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банковская сфера очень чутко реагирует на экономические изменения в стране, применяя при этом последние технологические разработки и прогрессивные маркетинговые стратегии.
По сути, банки – это производители финансовых продуктов, такие же поставщики услуг, как телекоммуникационные корпорации, турфирмы, салоны красоты, консалтинговые компании. Клиенты, приобретающие услуги, а не товары, особенно клиенты в секторе розничных банковских услуг, могут быть более разборчивыми в выборе, менее эмоционально заинтересованными в продукте, более внимательны к ценам и менее лояльными к бренду. В большинстве случаев клиентов волнует то, как их обслуживают и как относятся к ним лично.