ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2020
Просмотров: 7444
Скачиваний: 113
Объектом изучения учебной дисциплины являются туристские ресурсы и их роль в совокупном туристском потенциале территорий. При этом туристским ресурсам отводится приоритетная роль в туристском потенциале территорий, включающем также и туристскую инфраструктуру необходимую для надлежащего их использования.
В качестве предмета изучения можно определить важнейшие характеристики и разновидности туристских ресурсов, а также совокупность методов их оценивания применительно к условиям конкретных территорий. Особое внимание следует уделять вопросам поддержания туристских ресурсов в состоянии экологического равновесия и обеспечения их надлежащей охраны.
В настоящее время меняется роль географии, содержание географических исследований, непосредственно связанных с рекреационной или туристской тематикой. Становятся более заметными такие направления исследований, как особенности туристского восприятия географического пространства, закономерности пространственного поведения туристов, геокультурологические аспекты туристской и рекреационной деятельности.
Для успешного усвоения учебного курса вам будут необходимы знания, полученные при изучении таких дисциплин, как математика, информатика, картография, основы туризма, рекреационная география, общая география, мировая культура и искусство, экономика, экология и природопользование и др. В то же время, туристское ресурсоведение служит базисом для успешного изучения ряда профессиональных дисциплин – географии туризма, туристского страноведения, туристского регионоведения, планирования туризма, курортного дела, менеджмента туризма.
После изучения дисциплины вы должны знать:
-
Основные теоретические положения, базовые понятия и термины курса.
-
Возможности применения картографического метода для целей оценки туристских возможностей территорий.
-
Специфику комплексных методов оценки туристских ресурсов.
-
Особенности количественной и качественной оценки природных, историко-культурных и социально-экономических ресурсов туризма.
-
Принципы и проблемы составления реестра и кадастра туристских ресурсов.
-
Важнейшие закономерности и особенности пространственной организации ресурсов туризма.
-
Принципы рекреационного и туристского природопользования и особенности комплексного влияния всех компонентов природы на степень благоприятности территории для организации отдыха.
-
Современные технические и технологические средства и приемы для проведения оценки туристских ресурсов.
Изучение дисциплины предполагает также приобретение ряда умений и навыков, среди которых отметим наиболее важные:
-
Критический анализ основных концепций и понятий дисциплины.
-
Работа с различными группами источников – литературой, справочниками, путеводителями, картами, кадастрами, реестрами, статистическими данными.
-
Выявление и оценка факторов, влияющих на размещение туристских ресурсов.
-
Применение ГИС для моделирования и оценки туристских ресурсов.
-
Характеристика и комплексная оценка туристских ресурсов отдельных стран и регионов, на базе которых развивается международный и внутренний туризм.
-
Использование основных методов и приемов оценки туристских возможностей территории в камеральных и экспедиционных условиях.
1.3. Методы туристского ресурсоведения
Сначала нам следует определиться с несколькими базовыми понятиями методологии и методики научных исследований. Любая развитая научная дисциплина легко обнаруживает три уровня: эмпирический, теоретический, методологический. Методом исследования называется совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания окружающей действительности. Методология определяется как: 1) наука о методе; 2) система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу для данной науки; 3) совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.
Большое разнообразие методов, применяемых в туристском ресурсоведении, вызывает необходимость их классификации. Выделяют общенаучные методы, которые используются всеми науками или обширным классом наук (эксперимент, наблюдение, моделирование, сравнение, философские методы) и частные методы, используемые в конкретных науках (методы географии, физики, астрономии, биологии).
По основной сфере применения методы, применяемые в туристском ресурсоведении, делятся на философские (общенаучные), экономические (балансовый, нормативный, программно-целевой, социально-экономического моделирования, технико-экономические), социологические и психологические (опрос, анкетирование, тестирование), общегеографические (полевых исследований, картографический, районирование), информационные (ГИС-технологии), математические и экономико-математические методы, прогностические (метод Дельфи, эвристическое прогнозирование, метод мозговой атаки), графические и др. По своей сущности методы делятся на эмпирические (полевые, камеральные, лабораторные) и теоретические (метод аналогий, дедукция и индукция).
Самым основным методом туристского ресурсоведения является описательный метод, или просто описание. Под описанием в ресурсоведении понимается упорядоченная характеристика территории, а также теоретическое обобщение полученного материала, то есть систематизация, объяснение и построение теории. Описание составляет основу туристского ресурсоведения, так как все комплексные характеристики ресурсного потенциала туристских районов представляют не что иное, как результат описания.
Для обработки собранного материала чаще всего используют методы классификации и типологии. Классификация и типология – два родственных понятия. В географии и ресурсоведении понятие «тип», как правило, отражает в себе генерализованные черты совокупности территориальных объектов. Границы между классификацией и типологией достаточно условны и часто зависят от исторических традиций. Э. Б. Алаев проводит различие между классификацией и типологией. Под классификацией он понимает группировку изучаемых объектов, исходя из количественных признаков. Под типологией понимается группировка объектов по качественным признакам. Часто встречается мнение, что типология отличается от классификации количеством признаков. Так, классификация проводится по одному конкретному признаку, а типология по их совокупности. Различают два подхода к типологическому изучению объектов. Первый осуществляется путем обобщения характерных свойств и признаков объектов и предметов, явлений данного множества. Второй подход основан на детальном изучении одного или нескольких объектов, которые затем выбираются в качестве эталонов по выделенным существенным свойствам.
К методам систематизации информации относят также таксономию и районирование. Таксономия определяется как особый вид систематизации, заключающийся в делении территории на сопоставимые, иерархически соподчиненные территориальные единицы (таксоны), которые связаны той или иной общностью свойств, признаков и благодаря этому могут быть отнесены к определенной таксономической категории.
Районирование есть универсальный метод упорядочения и систематизации территориальных систем, являющийся одним из основных в туристском ресурсоведении, так как оценка туристских ресурсов наиболее часто проводится применительно к отдельным туристским регионам. Существует множество способов районирования, основные из которых картографический, статистический, математический, комплексный.
Из методов эмпирических исследований в ресурсоведении чаще всего используется метод сравнения. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять трем требованиям. Первое требование: сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Второе требование: для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам. Третье требование: сравнивать можно только одномасштабные объекты или регионы одного таксономического ранга.
Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический (историко-географический) метод. Он используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта. Исторический метод позволяет исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последовательности с целью выявить внутренние и внешние связи, закономерности и противоречия.
Чрезвычайно важным методом, позволяющим решать многие задачи туристской оценки территории, является картографический. В туристском ресурсоведении специалистам-практикам, учащимся и туристам часто приходится сталкиваться с картой как с важнейшим и порой единственным источником информации о туристских ресурсах исследуемого и оцениваемого региона. Карта представляет уменьшенное и обобщенное изображение территории – своеобразная модель реальной территории. В ресурсоведении применяют следующие методы использования карт:
-
визуальный анализ карт для выявления закономерностей размещения географических объектов и анализа факторов территориальной дифференциации туристской деятельности;
-
измерение по картам расстояний, площадей, высот, плотности явлений, процессов и объектов, анализ и типология систем расселения;
-
графический анализ карт для выявления пространственных закономерностей изменения социально-экономических явлений и процессов;
-
статистический анализ карт, используемый для сопоставления природных и социально-экономических явлений;
-
анаморфирование (преобразование) карт для лучшего отображения тех или иных явлений и процессов действительности;
-
математико-статистический анализ карт для выявления количественных зависимостей и взаимосвязей социально-экономических и туристских систем.
В туристском ресурсоведении находят широкое применение и количественные методы, с помощью которых можно: давать количественную характеристику изучаемых явлений; анализировать природные и социально-экономические факторы дифференциации территории; выявлять статистические взаимосвязи между объектами и явлениями; изучать динамику систем туризма на разных исторических этапах их развития; разработать обобщающие показатели функционирования туристской сферы; разработать основные методы и приемы классификации и типологии; выявлять пространственно-временные закономерности; научного обосновывать варианты устойчивого развития туризма и др.
Для выявления и количественной оценки статистических зависимостей применяются различные методы статистического анализа:
дисперсионный анализ – выявление влияния одного или нескольких факторных признаков на результативный признак при небольшом числе наблюдений;
корреляционный анализ применяется для выяснения формы и степени взаимосвязи между признаками изучаемого объекта;
регрессионный анализ необходим для определения степени раздельного и совместного влияния факторов на результирующий признак и количественной оценки этого влияния на основе различных критериев;
ковариационный анализ включает элементы дисперсионного и регрессионного анализа и используется для изучения линейной связи двух или более переменных по отдельным группам данных и оценки значимости различий между линиями регрессий внутри этих групп.
Балансовый метод является одной из основных разновидностей количественных методов и представляет собой совокупность математических приемов, позволяющих исследовать процессы функционирования и развития сложных туристских систем. Он основан на количественном сопоставлении взаимосвязанных показателей социально-экономической и туристской деятельности, прежде всего производства и потребления. Наиболее часто встречаются балансы трудовых ресурсов, доходов и расходов населения, туристский, топливно-энергетический, межотраслевой и межрайонный.
Методы системного анализа получили широкое распространение в последнее время, что в значительной степени обусловлено развитием информационных технологий, обеспечивающим быстрое решение и анализ сложных математических задач. Под системным анализом понимают совокупность приемов и методов для изучения сложных систем, представляющих совокупность взаимодействующих между собой элементов. Взаимодействие элементов системы характеризуется прямыми и обратными связями. Сущность системного анализа состоит в том, чтобы выявить эти связи и установить их влияние на поведение всей системы в целом. Именно системный анализ служит основой для интегральной оценки туристского потенциала территорий.
Системный анализ в большинстве случаев производят в целях оптимизации процессов и управления системами, заключающихся в выборе такого варианта управления, при котором достигается минимальное или максимальное значение заданной (выбранной) величины – критерия оптимизации. Сложность выбора надлежащего критерия состоит в том, что на практике в задачах оптимизации и управления имеют дело со многими критериями, которые часто бывают взаимно противоречивыми. Математически правильная постановка задачи оптимизации предполагает наличие лишь одного критерия. Наиболее часто выбирают какой-либо один критерий, а для других устанавливают пороговые (предельно допустимые) значения. Иногда применяют смешанные критерии, представляющие собой функцию от первичных параметров. Во многих случаях критерии оптимизации называют целевыми функциями.
Особого внимания заслуживает метод моделирования. Модель представляет собой точную материальную копию исследуемого объекта, которая в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об исследуемом объекте. В соответствии с данным определением моделирование представляет собой процесс построения, изучения и применения моделей. Следовательно, процесс моделирования включает три элемента: субъект (исследователь), объект исследования и модель, опосредующая отношения субъекта и объекта.
Математико-географическое моделирование – метод формализации географических представлений на основе создания логико-математических конструкций, отражающих количественные отношения реальных географических объектов. Модели выполняют следующие функции: психологическую (возможность изучения тех явлений, которые трудно исследовать иными методами), собирательную (определение необходимой информации, ее сбор и систематизация), логическую (выявление и объяснение механизма развития конкретного явления), систематизирующую (рассмотрение действительности как совокупности взаимосвязанных систем), конструктивную (создание теорий и познание законов), познавательную (содействие в распространении научных идей).
Множественность моделей привела к большому количеству подходов к их типологии и классификации. По форме представления информации модели делятся на материальные и идеальные. Различают также описательные и нормативные; статические и динамические модели. В зависимости от соотношений, используемых в моделях их разделяют на стохастические и детерминистические. Разница между ними в том, что первые модели основаны на случайных величинах – то есть являются вероятностными, а вторые позволяют полностью предсказать развитие системы во времени и пространстве. Различают также модели функциональные и структурные; дескриптивные и нормативные; открытые и закрытые; линейные и нелинейные; пространственные (континуальные) и точечные (дискретные); имитационные, диффузионные, исторические и др.