Файл: Туристское ресурсоведение. Кусков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 7474

Скачиваний: 113

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По степени организации объекты подразделяются на специально организованные и неорганизованные для показа. Организованные объекты требуют больше времени осмотра, так как они являются целью осмотра и составляют основу экскурсии. Неорганизованные объекты служат сопутствующим экскурсии общим планом, фоном, который охватывается одним взглядом без детального рассмотрения.

По месту положения экскурсантов объекты подразделяются на интерьерные (внутренний осмотр объекта) и экстерьерные (внешний осмотр объекта). Суммарное время осмотра экстерьерных объектов всегда больше времени осмотра интерьерных объектов (пожалуй, лишь за исключением музеев и некоторых других хранилищ исторических ценностей).

Методика оценки культурно-исторических объектов разработана достаточно хорошо. Остановимся на рассмотрении методики оценки культурно-исторических ресурсов. В отечественной науке детально разработана лишь методика оценки природных ресурсов туризма. Вопрос оценки культурно-исторических ресурсов остается актуальным и по сей день. Это связано с тем, что данные ресурсы имеют большое значение в системе туризма, а для некоторых видов туристской деятельности имеют определяющее значение.

Далеко не все виды оценок могут быть применены к указанному типу ресурсов. Невозможной является медико-биологическая оценка культурно-исторических ресурсов, потому как данный тип оценки характеризует влияние исключительно природных факторов на организм человека. Однако вполне возможно проводить технологическую, эстетическую и экономическую оценки. Уместным в этой ситуации будет и проведение экологической оценки.

Технологическая оценка культурно-исторических ресурсов туризма может осуществляться по следующим критериям: степень физической сохранности объекта (высокая, средняя, низкая); время комфортного срока использования объекта; пропускная способность (количество человек в день); количество экспонатов для показа; удобство осмотра объектов туристами; процент объектов показа, доступных для туристов на данный момент; возможность улучшения технологических свойств объекта.

Технологическая оценка культурно-исторических ресурсов важна для характеристики степени технологической готовности, пригодности, комфортности туристских ресурсов для приема туристов. С помощью критериев оценки можно показать, в каком технологическом состоянии находятся туристские объекты или комплексы, полностью ли объект или комплекс готов к принятию посетителей.

Возможно также и применение психолого-эстетической оценки культурно-исторических ресурсов. Эстетическая оценка зависит от таких показателей, как: уникальность, экзотичность, эстетическая емкость и способность к психологическому возбуждению, пейзажное разнообразие и гармония с окружающей средой. Понятие «эстетическая емкость» предполагает физический, смысловой, духовный, культурный размер и уровень осматриваемого объекта, количество деталей и фрагментов, из которых он состоит.


Чем более грандиозным является объект, и больше предметов осмотра он включает – тем больше времени требуется для его осмотра, тем более он красив и интересен для туристов (выше его эстетическая емкость). Однако у психолого-эстетической оценки есть один большой недостаток – субъективизм при оценке объектов людьми, в силу различий в особенностях эстетического восприятия у каждого отдельно взятого человека.

Для оценки территории с точки зрения потенциальной экскурсионно-туристской деятельности используются в первую очередь картографический метод, а также метод районирования. Первоначально выявляются культурные ареалы, затем составляется кадастр культурных объектов, определяются объекты, выполняющие функции культурных ядер, оценивается их значимость и сохранность, пропускная способность, а также экологическая емкость ландшафта, в котором они размещаются. Затем изучается туристская инфраструктура – наличие объектов питания, мест для проживания туристов в соответствии с потребностями и т. д. В зависимости от этого определяется содержание маршрута и его продолжительность55.


5.3. Историко-культурный потенциал и особенности его оценки


Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма. Но места, где долго жили люди, хранят больше следов материальной культуры. В целом среди памятников культурного наследия можно выделить:

  • памятники археологии;

  • культовую и гражданскую архитектуру;

  • памятники ландшафтной архитектуры;

  • малые и большие исторические города;

  • типичные сельские поселения;

  • музеи, театры, выставочные залы, объекты социокультурной инфраструктуры;

  • этнографические объекты, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства;

  • технические комплексы и сооружения.

В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом. В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это и парки и скверы, зеленые насаждения во дворах и на улицах; в сельской местности – приусадебные участки; в старинных усадьбах и монастырях – ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта негативно влияет на аттрактивность культурного объекта.

Существует множество форм включения культурно-исторических ресурсов в систему туристского обслуживания. Наиболее распространенная форма – организация музеев и экскурсионно-исторических маршрутов. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.


Оценка культурных комплексов для туристских целей производится двумя основными методами:

  1. ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре. Производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, регионального и местного значения;

  2. необходимым и достаточным временем для осмотра. Метод позволяет сравнивать различные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

Для культурных комплексов, также как и для природных, важными характеристиками являются надежность и емкость. Надежность культурных комплексов обусловливаются двумя факторами: устойчивостью к туристским нагрузкам и стабильностью его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.

Первый фактор определяет, какой поток туристов может выдержать данный культурный комплекс. Это особенно важно для музеев, где необходимо поддерживать определенный температурно-влажностный режим для сохранения экспонатов. Остро стоит вопрос о применении современных технических средств для повышения устойчивости культурных комплексов к туристским нагрузкам и о регулировании потоков экскурсантов. Второй фактор связан с долговременностью интереса туристов к данному культурному объекту. Сохраняется стабильность их интереса к объектам мирового наследия (египетским пирамидам, античной архитектуре Афин, архитектурным и историко-культурным памятникам Парижа, Владимира, Москвы, Санкт-Петербурга и пр.).

Емкость культурного комплекса определяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от двух факторов: аттрактивности объекта осмотра и психофизиологических возможностей человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.

Особый интерес для туристов представляют выдающиеся памятники природного и культурного наследия. В число таких памятников попадают объекты, включенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (Организация по образованию, науке и культуре при ООН). Число включенных в Список объектов постоянно растет.

Существует система условий и критериев для внесения объектов в названный Список. Эти критерии, как и виды культурных объектов, включены в Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (принята в 1972 году, Россия присоединилась к ней в 1988 г.). Рекомендации ЮНЕСКО по вопросам о памятниках культурного и природного наследия дает ИКОМОС (создан в 1965 г.) – Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест.

Как пишет Т. А. Любимова, «под культурным наследием в Конвенции понимаются три вида объектов: памятники, ансамбли, достопримечательные места».

К памятникам могут быть отнесены произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы и структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства.


К ансамблям относятся группы изолированных или объединенных строений архитектуры, единство или связь с пейзажем которых представляет выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства.

К достопримечательным местам могут быть отнесены объекты, представляющие собой дело рук человеческих или совместного творения природы и человека, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

Существует система критериев оценки культурного наследия. «Каждый культурный объект, представленный для включения в Список Всемирного наследия, должен:

  1. Представлять собой шедевр творческого гения человека; или

  2. Показать важность процесса передачи во времени или географическом культурном ареале общечеловеческих ценностей в области культуры, архитектуры, монументального искусства, градостроительства или ландшафтного дизайна; или

  3. Являться уникальным или исключительно важным свидетельством существования или исчезновения некоторой цивилизации или культурной традиции; или

  4. Представлять собой выдающийся пример архитектурного или ландшафтного ансамбля, знаменующего один из периодов истории развития человечества; или

  5. Представлять собой выдающийся пример формирования человеком ландшафта или поселения, характерный для некоторой культуры, в особенности, если эта культура оказалась беззащитной перед лицом необратимых исторических изменений; или

  6. Быть непосредственно или косвенно связанным с событиями, традициями, идеями, верованиями или творческими актами выдающегося мирового значения…

Историко-культурное изучение определенных территорий (страна, район, город) включает в себя несколько практически обязательных этапов:

  1. изучение гражданской и военной истории объекта, выявление влияния исторического фактора на формирование объекта;

  2. изучение историко-архитектурного аспекта развития туристского объекта;

  3. выявление основных архитектурных стилей, встречающихся на территории объекта (в связи с историческим прошлым страны, района, города);

  4. изучение наиболее важных и интересных для туристов памятников архитектуры;

  5. изучение процесса развития духовной культуры (в том числе и в ее взаимовлияниях с иными культурами);

  6. характеристика основных этапов развития духовной культуры и важнейших ее памятников (фольклор, литературное и музыкальное наследие, изобразительное искусство всех типов и др.);

  7. изучение творчества крупнейших представителей культуры и искусства страны, района, города.


5.4. Культурное наследие в туризме


Интенсивное развитие туризма в большинстве стран мира в последние годы активно содействовало пересмотру отношения к природному и культурному наследию. Оно всё чаще трактуется не только как материальный базис названной сферы бизнеса, но и как духовная ценность, как предпосылка формирования респектабельного имиджа стран и их регионов. Из некогда преимущественно декоративного и периферийного элемента жизни общества наследие все более зримо трансформируется в базовую ценность современной цивилизации.


Сегодняшнее понимание культурного наследия включает не только памятники культуры и истории, но и окружающую их природную и территориальную среду, уникальные историко-ландшафтные территории, инженерные сооружения, нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, включая, таким образом, как материальные (физические), так и нематериальные (духовные) компоненты.

Существует множество определений материального (физического) культурного наследия. Воспользуемся общепринятым определением Конвенции ЮНЕСКО по защите всемирного культурного наследия 1972 г. Статья 1 этой Конвенции классифицировала понятие культурного наследия по трем категориям:

  • памятники: архитектурные сооружения, работы монументальной скульптуры или живописи, элементы или структуры археологического происхождения, наскальная живопись, пещерные жилища, а также объекты, имеющие комбинацию данных черт и представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

  • группы зданий (построек): группы отдельно стоящих или связанных между собой зданий, которые вследствие своей архитектуры, своей гомогенности (однородности) или своего места в ландшафте представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

  • объекты: объекты, созданные человеком или комбинированные творения природы и человека, а также территории, включающие археологические объекты, которые имеют исключительную ценность с исторической, архитектурной, этнологической или антропологической точки зрения.

Важнейшим событием последнего времени в рассматриваемой области стало принятие 17 октября 2003 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия. В конвенции перечислены следующие основные категории нематериального культурного наследия: устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

На начало 2007 г. в списке шедевров нематериального культурного наследия ЮНЕСКО значилось более 50 позиций. Российских среди них пока только один – этнокультурный феномен «Семейские», отражающий уклад быта, фольклор, народные и религиозные обряды, ремесла, народную медицину и многое другое, относящееся к жизни староверов Забайкалья (Тарбагатайский район Бурятии).

Таким образом, на основе предложенных подходов можно выделить следующую классификацию терминологического круга, связанного с материальным культурным наследием: