ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2020

Просмотров: 1329

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правительству подчинен, как правило, мощный административно-управленческий аппарат. Значительную его часть составляет чиновничество различных департаментов, министерств и ведомств, обладающее зачастую весьма существенными привилегиями.

Как высший орган исполнительной власти правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и прав граждан. Отсюда и наличие сложной, бюрократически разветвленной системы управленческих органов (аппарата управления) и мощного "отряда" чиновников.

Органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, государственные службы и органы других наименований) формируются с учетом стоящих перед ними задач и характером осуществляемых ими функций. Эффективность работы таких органов в значительной степени зависит от продуманного и четкого разграничения полномочий между ними.

Судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

Основной задачей суда является защита прав и свобод граждан, осуществление правосудия, охрана правопорядка, обеспечение законности и общественной безопасности. В системе судебных органов могут быть суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), конституционные суды (высшие органы конституционного надзора и контроля), арбитражные суды, административные суды.

Существует дифференциация судебных органов в зависимости от категорий рассматриваемых дел (гражданские, уголовные дела) и специализации судей. В некоторых государствах действуют мировые суды. Они являются низшим звеном судебной системы и рассматривают, как правило, незначительные (мелкие) гражданские и уголовные дела в упрощенном порядке.

Важное место органов правосудия в системе государственного механизма предопределено правовыми гарантиями самостоятельности и независимости осуществления судебной деятельности, особым порядком создания и формирования судов (жесткие требования к кандидатам на судейские должности, четко установленный порядок их выдвижения и т.п.). Самостоятельность судебной деятельности означает, что суды действуют независимо от других органов государственной власти, а принимаемые судом решения не нуждаются в санкционировании какими-либо государственными органами: судебные акты могут быть отменены только вышестоящими судами в соответствии с установленными процедурами.



67. Правовое воспитание: понятие, задачи, формы, методы

Планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан всей совокупности правовоспитательных форм, средств и методов с целью формирования в их правосознании глубоких и ус­тойчивых правовых знаний, убеждений, привычек правомерного поведения.


Цель правового воспитания

Формирование высокого уровня правосознания и в целом право­вой культуры населения.

Задачи правового воспитания

1) формирование знаний о праве, правильном понимании и уяс­нении содержания правовых предписаний;

2) формирование уважения к праву, законам, правопорядку;

3) формирование привычки поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

4) формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике;

5) формирование прочного духовного правового иммунитета (невосприимчивости) к совершению любых нарушений правовых норм.

Формы правового воспитания

- нравственно-правовое воспитание ребенка в семье, дошколь­ных детских учреждениях;

- профессиональное юридическое образование;

- правовое воспитание населения;

- правовое обучение должностных лиц государственного аппара­та и муниципальных учреждений;

-правовое воспитание правонарушителей правоприменительны­ми и правоохранительными органами;

-правовая пропаганда средствами массовой информации.

Методы правового воспитания

- убеждение;

- поощрение;

- рекомендование;

- принуждение.


68. Понятие и содержание правового статуса личности.

Правовой статус личности — это правовое положе­ние человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Классификация правовых статусов личности в пер­вую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (спе­циальный) и индивидуальный правовые статусы лич­ности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные между­народным сообществом и закрепленные в международ­но-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом.

Конституционный (базовый) статус личности объ­единяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны.

Признаком является стабильность, которая обусловлена правопорядком, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, сво­бодное развитие личности.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы — гражданским, трудовым, административным правом и др.

Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении госу­дарственными делами




69. Гарантии прав человека: понятие и виды.

Гарантии — это система условий, средств и спосо­бов, обеспечивающих всем и каждому равные право­вые возможности для выявления, приобретения и ре­ализации своих прав и свобод.

Классификация:

Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением зани­маются ООН, ее органы, а также организации, дейст­вующие под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ), через различ­ного рода международные программы и проекты

Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единств;!, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Содружество Независимых Государств)

Внутригосударственные гарантии закрепляются в кон­ституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и ор­ганизационными средствами. Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и граж­данина согласно общепринятым принципам и нормам международного права.

Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федера­тивных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций).

По содержанию и видам деятельности гарантии под­разделяются на экономика-правовые (закрепление свобо­ды экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципаль­ной и иных форм собственности, социальное партнер­ство), политико-правовые (механизм народовластия, раз­деление и равновесие властей, многопартийность, плю­рализм мнений), социально-правовые (запрет на разжи­гание социальной, расовой, национальной й религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования) и правовые (наличие развитой системы законодательства, независи­мого правосудия, возможность получения квалифициро­ванной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенны­ми законом).

Виды правовых гарантий материальные (нор­мативные установления, определяющие условия реали­зации прав и свобод), идеальные (презумпция неви­новности, юридические фикции), процессуальные (ин­ституты надзора и кассации, процедура приостановле­ния и прекращения полномочий судей), технике-юриди­ческие (конструкции, отражающие предоставительно-обязывающий характер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков); юри­дическая ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.




70. Происхождение права

Основные теории возникновения права

Учения о возникновении права обычно тесно связа­ны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с пробле­мами его природы, сущности, назначения права и пра­вового регулирования.

Теологическая теория исходит из божественного про­исхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления.

Теория естественного права (Гроций;распространенная во многих странах мира) отличается плюрализ­мом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллель­но существуют позитивное право, созданное государст­вом путем законодательствования, и естественное право. В естественно-правовой теории доминирует антропо­логическое объяснение права и причин его возникнове­ния. Если право порождено неизменной природой чело­века, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

историческая теория права (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказы­вали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вы­текает из «национального», «народного» сознания. Ис­торическая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право»1.

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающие­ся в сфере психики индивида»2.

Марксистская концепция происхождения права после­довательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономи­ки, оно становится иллюзорным без экономических гарантий,