ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2020
Просмотров: 1326
Скачиваний: 19
Методы юридической техники — наиболее общие требования, предъявляемые юридической наукой и практикой к процессу создания законов и иных нормативных правовых актов. К их числу относятся, во-первых, методы-принципы, определяющие содержание правотворческой деятельности как таковой (объективность, гуманизм, научная обоснованность и т. д.), во-вторых, общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.), в-третьих, частнонаучные методы, к которым относятся как методы юридической науки, так и методы тех наук, которые изучают предмет регулирования создаваемого нормативного акта.
Правила юридической техники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники. Поскольку в ходе разработки законопроекта (или иного аката) решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулированию общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий, использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности, то правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:
— языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.);
— логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);
— гносеологические (правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта).
Приёмы юридической техники представляют собой операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, направленные на использование средств юридической техники в соответствии с её правилами.
Средства юридической техники — это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных (реквизиты) и специально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания и т. д.) средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта.
[править] Значение юридической техники
Соблюдение правил юридической техники при подготовке законопроектов, проектов иных нормативных актов — залог их качества. Применение технически несовершенных законов крайне затруднено, а порой невозможно. Именно поэтому федеральный законодатель уделяет повышенное внимание технико-юридическому совершенствованию законов. Так, Государственной Думой Федерального Собрания РФ выработаны Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, а в некоторых субъектах РФ приняты специальные законы о порядке подготовки нормативных правовых актов (т. н. «законы о законах»), в которых, в том числе, затрагиваются вопросы юридической техники (например, ст. 24 Закона Иркутской области «О законах и иных областных нормативных правовых актах»).
62.Понятие правового регулирования, стадии.
ПР- это осуществляемое при помощи правовых средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.
Предметом правового регулирования являются общественные отношения, которые выражаются в действиях, деятельности и поведении людей. Предметом правового регулирования могут быть только волевые, внешне контролируемые и социально значимые общественные отношения, когда у субъектов существует возможность выбора в вариантах своего поведения
Стадии и элементы механизма правового регулирования
I. Стадия нормативного регулирования. Элементы: норма права; нормативный правовой акт; иные источники права.
II. Стадия конкретизации субъективных прав и юридических обязанностей. Элементы: юридический факт(это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.
Совокупность двух и более юридических фактов представляет собой фактический состав, необходимый для наступления правовых последствий.), конкретные правоотношения.
Ш. Стадия реализации права. Элементы: акты реализации (действия, индивидуальные договоры и др.).
IV. Стадия применения права (факультативная). Элементы: акты применения права.
63.Методы, способы и типы правового регулирования.
ПР- это осуществляемое при помощи правовых средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.
Способы правового регулирования
Основные: дозволение (Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.) обязывание (Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.) запрещение (Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование) Дополнительные: поощрение, рекомендации.
Типы правового регулирования
1. Общедозволительный - «разрешено все, кроме прямо запрещенного». общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение, связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.
2. Разрешительный - «запрещено все, кроме прямо предписанного законом». основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.
64.Понятие правовой системы. Классификация правовых систем.
Правовая система - целостный, взаимосвязанный комплекс всех правовых явлений, существующих в государстве, обусловленный объективными закономерностями развития общественных отношений.
Национально-правовая система - правовая система конкретного государства в определенный исторический период.
Структура правовой системы
1. Субъекты права, наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями;
2. Система права;
3. Система источников права;
4. Правосознание и правовая культура;
5. Юридическая техника;
6. Правотворческая и правоприменительная деятельность.
Правовая семья
Совокупность национальных правовых систем в рамках одного типа права, объединенных общностью исторического формирования, структуры источников и системы права, правоприменения, юридической техники и других правовых явлений.
Классификация правовых семей (Р. Давид)
Критерии: идеологический (факторы религии, философии, социальной структуры); юридическая техника, понятийно-категориальный аппарат, источники права. Правовые семьи: романо-германская, англосаксонская, социалистическая, остальной юридический мир (религиозные и традиционные системы).
Классификация правовых семей (А.Х. Саидов)
Критерии: исторический генезис правовых систем; система источников права; структура системы права. Правовые семьи: романо-германская, скандинавская, латиноамериканская, мусульманская,
индусская, обычного права, общего права (англо-американская, дальневосточная.
Классификация правовых семей (кругов) (К. Цвайгерт)
Критерии: происхождение и эволюция правовой системы; источники права и способы их толкования; специфические правовые институты; своеобразие юридического мышления; идеологические факторы. Правовые семьи (круги):романский,германский,скандинав-ский, социалистический,англо-американский,право ислама, индусское право, дальневосточный.
Романо-германская правовая семья
1. Романская ветвь — Бельгия, Голландия, Испания, Италия, Люксембург, Франция, другие.
2. Германская ветвь - Австрия, ФРГ, Швейцария, другие.
Признаки романо-германской правовой семьи
1. Сложилась в результате рецепции римского права.
2. Основной источник права - нормативный правовой акт.
3. Наличие и верховенство писаной конституции.
4. Ведущая роль закона.
5. Наличие разветвленной системы подзаконных нормативных актов, обеспечивающих реализацию законов.
6. Правовая доктрина не является официальным источником права, но играет важную роль в практике толкования и применения права.
7. Ограниченная роль правового обычая как источника права.
8. Ведущей формой систематизации является кодификация.
9. Деление права на отрасли, выделение материального и процессуального права.
10. Деление права на публичное и частное.
11. Приоритет принципов международного права перед внутригосударственным правом.
Англо-саксонская (англо-американская правовая семья)
Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, бывшие колонии Британской империи (36 стран), США.
Признаки правовой системы Англии
1. Исторически возникла в Англии, римское право не оказало сильного влияния на процесс ее формирования.
2. Основными источниками права являются судебный прецедент, статут (закон), в качестве вспомогательных - обычай и научная доктрина.
3. Отсутствие кодифицированного законодательства.
4. Деление системы права на «общее право» и «право справедливости».
5. Деление системы права на прецедентное и статутное.
6. Отсутствие деления на публичное и частное право.
7. Конституция носит «неписаный характер», представляет собой совокупность конституционных прецедентов, статутов, обычаев.
8. Отсутствие деления на традиционные для континентальной системы отрасли права.
9. Универсальная юрисдикция судов.
10. Наличие общепринятой процедуры использования прецедентов судами.
Признаки правовой системы США
1. Основными источниками права являются прецедент и закон.
2. Наличие «писаной» Конституции США (1787 г.) и конституций штатов.
3. Существует общефедеральная система права и своя система прецедентов и законов в каждом из 50-ти штатов.
4. Действуют кодифицированные законодательные акты.
5. Высшие судебные инстанции осуществляют контроль за соответствием Конституции принимаемых законов и актов применения права.
Мусульманское право
Саудовская Аравия, Йемен, ОАЭ, Иран, Тунис, Египет, Ливия, Бангладеш, Индонезия)
Признаки мусульманского права
1.Исторически сложилось на основе ислама.
2. Основными источниками права являются Коран, Сунна, идж-ма, кияс.
3. Постоянство и неизменность коранических основ и формулировок мусульманского права.
4. Важная роль мусульманских правоведов и созданной ими религиозно-правовой доктрины.
5. Отсутствие деления права на публичное и частное.
6. Основными отраслями права являются уголовное, судебное и семейное право, но они не систематизированы.
7. Простота мусульманского судопроизводства.
65.Общественная власть и нормы в первобытном обществе.
Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т. е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.
Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т. д.
Наказание— смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка охотников наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными обрядами.
Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.
В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы — обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).
66.Характеристика законодательной, исполнительной и судебной систем власти.
Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие "представительные органы" и "законодательные органы" не совпадают по объему. Соотношение между ними такое - всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного; например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным).
Исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов.
Правительство - высший коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственным управлением, общее руководство экономикой и социально-культурной жизнью общества, охрану прав и свобод граждан. Его основная задача - проводить в жизнь законы, принятые парламентом. Правительство - орган, отвечающий за проведение социально-экономической политики в государстве