ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2020

Просмотров: 1326

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы юридической техники — наиболее общие требования, предъявляемые юридической наукой и практикой к процессу создания законов и иных нормативных правовых актов. К их числу относятся, во-первых, методы-принципы, определяющие содержание правотворческой деятельности как таковой (объективность, гуманизм, научная обоснованность и т. д.), во-вторых, общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.), в-третьих, частнонаучные методы, к которым относятся как методы юридической науки, так и методы тех наук, которые изучают предмет регулирования создаваемого нормативного акта.

Правила юридической техники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники. Поскольку в ходе разработки законопроекта (или иного аката) решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулированию общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий, использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности, то правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:

языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.);

логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);

гносеологические (правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта).

Приёмы юридической техники представляют собой операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, направленные на использование средств юридической техники в соответствии с её правилами.

Средства юридической техники — это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных (реквизиты) и специально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания и т. д.) средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта.

[править] Значение юридической техники

Соблюдение правил юридической техники при подготовке законопроектов, проектов иных нормативных актов — залог их качества. Применение технически несовершенных законов крайне затруднено, а порой невозможно. Именно поэтому федеральный законодатель уделяет повышенное внимание технико-юридическому совершенствованию законов. Так, Государственной Думой Федерального Собрания РФ выработаны Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, а в некоторых субъектах РФ приняты специальные законы о порядке подготовки нормативных правовых актов (т. н. «законы о законах»), в которых, в том числе, затрагиваются вопросы юридической техники (например, ст. 24 Закона Иркутской области «О законах и иных областных нормативных правовых актах»).



62.Понятие правового регулирования, стадии.

ПР- это осуществляемое при помощи правовых средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, которые выражаются в действиях, деятельности и поведении людей. Предметом правового регулирования могут быть только волевые, внешне контролируемые и социально значимые общественные отношения, когда у субъектов существует возможность выбора в вариантах своего поведения

Стадии и элементы механизма правового регулирования

I. Стадия нормативного регулирования. Элементы: норма пра­ва; нормативный правовой акт; иные источники права.

II. Стадия конкретизации субъективных прав и юридических обязанностей. Элементы: юридический факт(это конкретное жизненное обстоятельство, с насту­плением которого норма права связывает возникновение, изменение или пре­кращение правоотношения.

Совокупность двух и более юридических фактов представляет собой фак­тический состав, необходимый для наступления правовых последствий.), конкретные право­отношения.

Ш. Стадия реализации права. Элементы: акты реализации (дей­ствия, индивидуальные договоры и др.).

IV. Стадия применения права (факультативная). Элементы: акты применения права.



63.Методы, способы и типы правового регулирования.

ПР- это осуществляемое при помощи правовых средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.

Способы правового регулирования

Основные: дозволение (Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.) обязывание (Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.) запрещение (Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование) Дополнительные: поощрение, рекомендации.

Типы правового регулирования

1. Общедозволительный - «разрешено все, кроме прямо запре­щенного». общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение, связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.


2. Разрешительный - «запрещено все, кроме прямо предписан­ного законом». основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.



64.Понятие правовой системы. Классификация правовых систем.

Правовая система - целостный, взаимосвязанный комплекс всех правовых явлений, существующих в государстве, обусловленный объективными закономерностями развития общественных отноше­ний.

Национально-правовая система - правовая система конкрет­ного государства в определенный исторический период.

Структура правовой системы

1. Субъекты права, наделенные субъективными правами и юри­дическими обязанностями;

2. Система права;

3. Система источников права;

4. Правосознание и правовая культура;

5. Юридическая техника;

6. Правотворческая и правоприменительная деятельность.

Правовая семья

Совокупность национальных правовых систем в рамках одного типа права, объединенных общностью исторического формирования, структуры источников и системы права, правоприменения, юриди­ческой техники и других правовых явлений.

Классификация правовых семей (Р. Давид)

Критерии: идеологический (факторы религии, философии, со­циальной структуры); юридическая техника, понятийно-категориаль­ный аппарат, источники права. Правовые семьи: романо-германская, англосаксонская, социалистическая, остальной юридический мир (религиозные и традиционные системы).

Классификация правовых семей (А.Х. Саидов)

Критерии: исторический генезис правовых систем; система ис­точников права; структура системы права. Правовые семьи: романо-германская, скандинавская, латиноамериканская, мусульманская,

индусская, обычного права, общего права (англо-американская, даль­невосточная.

Классификация правовых семей (кругов) (К. Цвайгерт)

Критерии: происхождение и эволюция правовой системы; источ­ники права и способы их толкования; специфические правовые ин­ституты; своеобразие юридического мышления; идеологические факторы. Правовые семьи (круги):романский,германский,скандинав-ский, социалистический,англо-американский,право ислама, индусское право, дальневосточный.

Романо-германская правовая семья

1. Романская ветвь — Бельгия, Голландия, Испания, Италия, Люк­сембург, Франция, другие.

2. Германская ветвь - Австрия, ФРГ, Швейцария, другие.

Признаки романо-германской правовой семьи

1. Сложилась в результате рецепции римского права.

2. Основной источник права - нормативный правовой акт.

3. Наличие и верховенство писаной конституции.

4. Ведущая роль закона.

5. Наличие разветвленной системы подзаконных нормативных актов, обеспечивающих реализацию законов.


6. Правовая доктрина не является официальным источником пра­ва, но играет важную роль в практике толкования и применения права.

7. Ограниченная роль правового обычая как источника права.

8. Ведущей формой систематизации является кодификация.

9. Деление права на отрасли, выделение материального и про­цессуального права.

10. Деление права на публичное и частное.

11. Приоритет принципов международного права перед внутри­государственным правом.

Англо-саксонская (англо-американская правовая семья)

Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, бывшие колонии Британской империи (36 стран), США.

Признаки правовой системы Англии

1. Исторически возникла в Англии, римское право не оказало сильного влияния на процесс ее формирования.

2. Основными источниками права являются судебный прецедент, статут (закон), в качестве вспомогательных - обычай и научная док­трина.

3. Отсутствие кодифицированного законодательства.

4. Деление системы права на «общее право» и «право справед­ливости».

5. Деление системы права на прецедентное и статутное.

6. Отсутствие деления на публичное и частное право.

7. Конституция носит «неписаный характер», представляет со­бой совокупность конституционных прецедентов, статутов, обы­чаев.

8. Отсутствие деления на традиционные для континентальной системы отрасли права.

9. Универсальная юрисдикция судов.

10. Наличие общепринятой процедуры использования прецеден­тов судами.

Признаки правовой системы США

1. Основными источниками права являются прецедент и закон.

2. Наличие «писаной» Конституции США (1787 г.) и конститу­ций штатов.

3. Существует общефедеральная система права и своя система прецедентов и законов в каждом из 50-ти штатов.

4. Действуют кодифицированные законодательные акты.

5. Высшие судебные инстанции осуществляют контроль за со­ответствием Конституции принимаемых законов и актов примене­ния права.

Мусульманское право

Саудовская Аравия, Йемен, ОАЭ, Иран, Тунис, Египет, Ливия, Бангладеш, Индонезия)

Признаки мусульманского права

1.Исторически сложилось на основе ислама.

2. Основными источниками права являются Коран, Сунна, идж-ма, кияс.

3. Постоянство и неизменность коранических основ и формули­ровок мусульманского права.

4. Важная роль мусульманских правоведов и созданной ими ре­лигиозно-правовой доктрины.

5. Отсутствие деления права на публичное и частное.

6. Основными отраслями права являются уголовное, судебное и семейное право, но они не систематизированы.

7. Простота мусульманского судопроизводства.


65.Общественная власть и нормы в первобытном обществе.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, под­властными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т. е. неотделенной от общества и не­политической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональ­ных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.


Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (ста­рейшины, вожди) на срок или для выполнения опреде­ленных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т. д.

Наказание— смертная казнь, изгнание из рода и племени. В боль­шинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и по­тому никому не удавалось избежать наказания. Несложные отношения первобытного общества регули­ровались обычаями — исторически сложившимися пра­вилами поведения, вошедшими в привычку в результа­те воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навы­ки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопро­вождался ритуальными действиями. Например, трени­ровка охотников наполнялась мистическим содержани­ем, обставлялась таинственными обрядами.

Обычаи догосударственного общества имели харак­тер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и норма­ми первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в тру­довом процессе между мужчиной и женщиной, взрос­лым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как ве­ление религии.

В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого при­нуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы — обязывающей, изгоняющей и даже об­рекающей на смерть нарушителя (преступника).




66.Характеристика законодательной, исполнительной и судебной систем власти.

Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие "представительные органы" и "законодательные органы" не совпадают по объему. Соотношение между ними такое - всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного; например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным).

Исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов.

Правительство - высший коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственным управлением, общее руководство экономикой и социально-культурной жизнью общества, охрану прав и свобод граждан. Его основная задача - проводить в жизнь законы, принятые парламентом. Правительство - орган, отвечающий за проведение социально-экономической политики в государстве