ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2020

Просмотров: 1327

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение—исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила — чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.

Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он — арбитр в спорах о праве.

Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему — создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе


7.Типология государств: различные подходы. Типология государств ( стр 58)

Типология государств, т.е. их классификация по типам, содей­ствует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государства.

классификация может проводиться по разным основаниям (критериям). под типом понимаются общие системообразующие сущностные признаки, присущие кон­кретной совокупности (группе) государств и раскрывающие за­кономерности их организации и развития.

В настоящее время в юридический науке применяются два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.

Формационный подход основывается на объединении госу­дарств в рамках конкретной общественно-экономической форма­ции. Главным классификационным критерием служит способ производства уровень развития производительных сил и производст­венных отношений, который, в свою очередь, определяется господ­ствующей формой собственности на средства производства.

Марксистская теория различает четыре типа государства: ра­бовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистическое государство.

Минусы:

1. теория социально-экономических формаций разра­ботана главным образом на материале европейских стран.

2. развитие обществ и государств характеризуется как одномерное, однолинейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяется другой, более прогрессивной.


Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при харак­теристике развития конкретных стран и народов следует учиты­вать не только развитие процессов производства и классовых от­ношений, но и духовно-культурные факторы

Типология государств по ци­вилизационному критерию:

а) локальные цивилизации, существую­щие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская); б) особенные цивилизации (китайская, западно­европейская, восточноевропейская, исламская); в) всемир­ная цивилизация, охватывающая все человечество.

Выделяют первичные и вторичные ци­вилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они яв­ляются частью базиса (древне­египетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская, сиам­ская) Государство вторичной цивилизаций не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента бази­са, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют (за­падноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская).

Достоинство цивилизационного подхода: он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих кон­кретному обществу. Он значительно богаче и более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного клас­са над другим, но и как большую ценность для общества.

Классификация государств по их отношению к религии. Данный критерии позволяет выделять: Светские, клерикальные, теократические и атеистические гос-ва.

В светском государстве все виды религиозных организаций разделены от государства, не вправе выполнять ни политических, юридических функций, не могут вмешиваться в дела государ.

Государство охраняет законную деятельность религиозных Объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равен­ство всех религиозных организаций перед законом. (РФ, Германия, Франция, все государства СНГ)

Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привиле­гированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы об­щественных отношений.

Тем не менее слияния государства и цер­кви не происходит. Объявление той или иной религии государст­венной, как правило, означает, что государство уважает испове­дуемую большинством населения религию и придерживается ре­лигиозных традиций, составляющих духовно-культурную цен-ность народа.(Ве­ликобритания, Норвегия)

Для теократических государств характерны следующие черты:

государственная власть принадлежит церкви, которая опре­деляет статус государственной религии; 2)религиозные нормы составляют основной источник законо­дательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни. Более того, религиозные нормы имеют приоритет перед законом; 3)глава государства одновременно является высшим религи­озным деятелем, верховным священнослужителем.


(Ирак, Паки­стан, Саудовскую Аравию, Марокко)

В атеистических государствах религиозные организации пре­следуются властями.

В типологии государств иногда выделяют государства пере­ходного состояния, или так называемые переходные государства.

переходное состояние нередко занимает длитель­ный период; предполагает не только смену власти, формы государства, различных государственно-пра­вовых институтов, но и изменение ценностей общества, качествен­ного его состояния, общественных структур, связей и отношений; переходное государство — явление конкретно-ис­торическое, обладающее национально-культурной ориентирован­ностью


8. Понятие, признаки и классификация функций Российского государства

ФГ- это основные направления его деятельности, в которых вы­ражается сущность и социальное назначение государства.

Признаки функций государства

1. Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в основных сферах общественной жизни.

2. Направленность деятельности государства на выполнение кон­кретных задач и достижение целей, которые возникают на каждом историческом этапе развития общества.

3. Непосредственно проявляется сущность государства и его в данной деятельности социальное назначение.

4. Осуществление функций реализуется в определенных формах (чаще всего правовых) с применением властно-принудительных ме­тодов.

Виды функций государства

1. По видам ветвей государственной власти: законодательные, управленческие, судебные.

2. По времени действия: постоянные, временные.

3. По сфере деятельности: внутренние и внешние.


9. Характеристика основных внутренних и внешних функций современного Российского государства

Внутренние функции государства - основные направления дея­тельности государства по управлению внутренней жизнью общества.

1. Охранительная - предполагает деятельность государства по обеспечению и защите закрепленных и регулируемых правом обще­ственных отношений:

а)экологическая;

б) равная защита всех форм собственности;

в) охрана прав и свобод граждан;

г) охрана правопорядка.

2. Регулятивная - характеризует роль государства в экономичес­кой и социальной сфере:

а) экономическая:

- выработка экономической политики;

- руководство государственным сектором экономики;

- управление правовыми основами рынка и ценовой политики;

- обеспечение равноправия всех форм собственности;

б) социальная:

- справедливое распределение социальных благ;

- финансовая поддержка здравоохранения, образования, науки, культуры;

- взимание налогов;

- финансовый контроль.

Внешние функции государства- основные направления деятель­ности в международном общении и межгосударственных отноше­ниях

- оборона страны;

- развитие всестороннего сотрудничества со всеми государства­ми в решении глобальных проблем;

- функция поддержания мирового порядка;


- интеграция в мировую экономику.

Формы осуществления функций государства

Правовые формы: правотворческая, правоисполнительная, пра­воохранительная.

Организационные формы: организационно-регламентирующая, организационно-хозяйственная, организационно-идеологическая.



10.Понятие и элементы формы государства.

Государство - единая политическая организация власти в масш­табе всей страны, располагающая специальным аппаратом управле­ния и принуждения, издающая обязательные для всех законы и об­ладающая суверенитетом.

Форма государства - это способ формирования высших органов государства, территориальная организация государственной власти и методы осуществления этой власти, т.е. форма государства состо­ит из трех структурных элементов: формы правления, формы госу­дарственного устройства и политического режима.

Форма правления - характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределения ком­петенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с дру­гом. В настоящее время форму государства рассматривают как единство трех основных элементов — формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового) режима.

Политический (государственночгравовой) ре­жим — это совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

В таком понимании форма государства позволяет дать харак­теристику государства с позиций того, как организована верхов­ная государственная власть, каковы принципы ее взаимодействия с населением, каким образом государство в целом строит свои вза­имоотношения с входящими в него составными частями, а также с помощью каких способов и методов осуществляется государст­венная власть.

Под формой государства в узком смысле понимают форму правления, а в широком — форму правления и форму го­сударственного устройства. Политический режим при этом рас­сматривается как самостоятельное государствоведческое понятие, характеризующее сущность государства или методы осуществле­ния классового господства.

На становление и изменение формы того или иного государ­ства всегда оказывали влияние такие факторы, как классовая борьба, национальный состав населения, традиции народа, соци­ально-экономические, политические, идеологические и иные факторы..

11.Форма государственного правления.

Форма государства - это способ формирования высших органов государства, территориальная организация государственной власти и методы осуществления этой власти, т.е. форма государства состо­ит из трех структурных элементов: формы правления, формы госу­дарственного устройства и политического режима.

Форма правления - характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределения ком­петенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с дру­гом.


Формы правления:

Монархия (греч. «персональное единовластие») - форма правле­ния, при которой высшая государственная власть принадлежит еди­ноличному главе государства, который занимает престол по наслед­ству и не несет ответственности перед населением.

Юридические признаки монархии

1. Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства.2. Монарх осуществляет единоличное правление.3. Власть монарха объявляется священной. 4. Монарх формально независим в своей деятельности.5. Бессрочное, пожизненное правление.6. Монарх свободен от юридической ответственности за резуль­таты своего правления.

Виды монархий

1. Абсолютная - отсутствие представительных учреждений, со­средоточение всей полноты власти в руках монарха.(Саудовская Аравия, Бруней)

2. Ограниченная - власть монарха ограничивается представитель­ными учреждениями. Подразделяется на сословно-представитель-ную - власть монарха ограничивается сословно-представительны-ми органами и конституционную - ограничение власти монарха представительным органом закрепляется в конституции, которую мо­нарх не вправе изменить.(Великобритания, Япония, Испания)

Конституционная монархия подразделяется на дуалистичес­кую монархию - наличие в системе органов государственной вла­сти представительного (законодательного) учреждения, с которым монарх вынужден считаться при принятии нормативных актов и налогообложении и на парламентарную монархию - законодатель­ное ограничение власти монарха, который осуществляет предста­вительные функции, а политическую власть осуществляет парла­мент. (Швеция, Норвегия)

Республика (греч. «общее дело») - форма правления, при кото­рой высшая государственная власть принадлежит выборным орга­нам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Юридические признаки республики

1. Коллективное правление, основанное на разделении властных полномочий между различными органами государства.

2. Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти.

3. Устанавливается предельный срок пребывания у власти.

4. Должностные лица несут юридическую ответственность 31 ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Виды республик

1. Президентская:

- глава государства (президент) избирается непосредственно (кос­венно) населением;

- президент является главой правительства;

- правительство формируется президентом;

- члены правительства несут ответственность перед главой госу­дарства, парламент не может выразить недоверие правительству;

- президент имеет право «вето» на принимаемые законы;

- президент не имеет права роспуска парламента, а парламент может объявить «импичмент» президенту.(США, Бразилия, Аргентина, Сирия)