ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2020
Просмотров: 1327
Скачиваний: 19
Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение—исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила — чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.
Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он — арбитр в спорах о праве.
Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему — создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе
7.Типология государств: различные подходы. Типология государств ( стр 58)
Типология государств, т.е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государства.
классификация может проводиться по разным основаниям (критериям). под типом понимаются общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.
В настоящее время в юридический науке применяются два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.
Формационный подход основывается на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства уровень развития производительных сил и производственных отношений, который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства.
Марксистская теория различает четыре типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистическое государство.
Минусы:
1. теория социально-экономических формаций разработана главным образом на материале европейских стран.
2. развитие обществ и государств характеризуется как одномерное, однолинейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяется другой, более прогрессивной.
Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы
Типология государств по цивилизационному критерию:
а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская); б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская); в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество.
Выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса (древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская, сиамская) Государство вторичной цивилизаций не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская).
Достоинство цивилизационного подхода: он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он значительно богаче и более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества.
Классификация государств по их отношению к религии. Данный критерии позволяет выделять: Светские, клерикальные, теократические и атеистические гос-ва.
В светском государстве все виды религиозных организаций разделены от государства, не вправе выполнять ни политических, юридических функций, не могут вмешиваться в дела государ.
Государство охраняет законную деятельность религиозных Объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом. (РФ, Германия, Франция, все государства СНГ)
Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений.
Тем не менее слияния государства и церкви не происходит. Объявление той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную цен-ность народа.(Великобритания, Норвегия)
Для теократических государств характерны следующие черты:
государственная власть принадлежит церкви, которая определяет статус государственной религии; 2)религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни. Более того, религиозные нормы имеют приоритет перед законом; 3)глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем.
(Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Марокко)
В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями.
В типологии государств иногда выделяют государства переходного состояния, или так называемые переходные государства.
переходное состояние нередко занимает длительный период; предполагает не только смену власти, формы государства, различных государственно-правовых институтов, но и изменение ценностей общества, качественного его состояния, общественных структур, связей и отношений; переходное государство — явление конкретно-историческое, обладающее национально-культурной ориентированностью
8. Понятие, признаки и классификация функций Российского государства
ФГ- это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государства.
Признаки функций государства
1. Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в основных сферах общественной жизни.
2. Направленность деятельности государства на выполнение конкретных задач и достижение целей, которые возникают на каждом историческом этапе развития общества.
3. Непосредственно проявляется сущность государства и его в данной деятельности социальное назначение.
4. Осуществление функций реализуется в определенных формах (чаще всего правовых) с применением властно-принудительных методов.
Виды функций государства
1. По видам ветвей государственной власти: законодательные, управленческие, судебные.
2. По времени действия: постоянные, временные.
3. По сфере деятельности: внутренние и внешние.
9. Характеристика основных внутренних и внешних функций современного Российского государства
Внутренние функции государства - основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.
1. Охранительная - предполагает деятельность государства по обеспечению и защите закрепленных и регулируемых правом общественных отношений:
а)экологическая;
б) равная защита всех форм собственности;
в) охрана прав и свобод граждан;
г) охрана правопорядка.
2. Регулятивная - характеризует роль государства в экономической и социальной сфере:
а) экономическая:
- выработка экономической политики;
- руководство государственным сектором экономики;
- управление правовыми основами рынка и ценовой политики;
- обеспечение равноправия всех форм собственности;
б) социальная:
- справедливое распределение социальных благ;
- финансовая поддержка здравоохранения, образования, науки, культуры;
- взимание налогов;
- финансовый контроль.
Внешние функции государства- основные направления деятельности в международном общении и межгосударственных отношениях
- оборона страны;
- развитие всестороннего сотрудничества со всеми государствами в решении глобальных проблем;
- функция поддержания мирового порядка;
- интеграция в мировую экономику.
Формы осуществления функций государства
Правовые формы: правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная.
Организационные формы: организационно-регламентирующая, организационно-хозяйственная, организационно-идеологическая.
10.Понятие и элементы формы государства.
Государство - единая политическая организация власти в масштабе всей страны, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, издающая обязательные для всех законы и обладающая суверенитетом.
Форма государства - это способ формирования высших органов государства, территориальная организация государственной власти и методы осуществления этой власти, т.е. форма государства состоит из трех структурных элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
Форма правления - характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределения компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом. В настоящее время форму государства рассматривают как единство трех основных элементов — формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового) режима.
Политический (государственночгравовой) режим — это совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.
В таком понимании форма государства позволяет дать характеристику государства с позиций того, как организована верховная государственная власть, каковы принципы ее взаимодействия с населением, каким образом государство в целом строит свои взаимоотношения с входящими в него составными частями, а также с помощью каких способов и методов осуществляется государственная власть.
Под формой государства в узком смысле понимают форму правления, а в широком — форму правления и форму государственного устройства. Политический режим при этом рассматривается как самостоятельное государствоведческое понятие, характеризующее сущность государства или методы осуществления классового господства.
На становление и изменение формы того или иного государства всегда оказывали влияние такие факторы, как классовая борьба, национальный состав населения, традиции народа, социально-экономические, политические, идеологические и иные факторы..
11.Форма государственного правления.
Форма государства - это способ формирования высших органов государства, территориальная организация государственной власти и методы осуществления этой власти, т.е. форма государства состоит из трех структурных элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
Форма правления - характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределения компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом.
Формы правления:
Монархия (греч. «персональное единовластие») - форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.
Юридические признаки монархии
1. Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства.2. Монарх осуществляет единоличное правление.3. Власть монарха объявляется священной. 4. Монарх формально независим в своей деятельности.5. Бессрочное, пожизненное правление.6. Монарх свободен от юридической ответственности за результаты своего правления.
Виды монархий
1. Абсолютная - отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей полноты власти в руках монарха.(Саудовская Аравия, Бруней)
2. Ограниченная - власть монарха ограничивается представительными учреждениями. Подразделяется на сословно-представитель-ную - власть монарха ограничивается сословно-представительны-ми органами и конституционную - ограничение власти монарха представительным органом закрепляется в конституции, которую монарх не вправе изменить.(Великобритания, Япония, Испания)
Конституционная монархия подразделяется на дуалистическую монархию - наличие в системе органов государственной власти представительного (законодательного) учреждения, с которым монарх вынужден считаться при принятии нормативных актов и налогообложении и на парламентарную монархию - законодательное ограничение власти монарха, который осуществляет представительные функции, а политическую власть осуществляет парламент. (Швеция, Норвегия)
Республика (греч. «общее дело») - форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.
Юридические признаки республики
1. Коллективное правление, основанное на разделении властных полномочий между различными органами государства.
2. Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти.
3. Устанавливается предельный срок пребывания у власти.
4. Должностные лица несут юридическую ответственность 31 ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Виды республик
1. Президентская:
- глава государства (президент) избирается непосредственно (косвенно) населением;
- президент является главой правительства;
- правительство формируется президентом;
- члены правительства несут ответственность перед главой государства, парламент не может выразить недоверие правительству;
- президент имеет право «вето» на принимаемые законы;
- президент не имеет права роспуска парламента, а парламент может объявить «импичмент» президенту.(США, Бразилия, Аргентина, Сирия)