ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2020
Просмотров: 1328
Скачиваний: 19
по содержанию: правомерное действие; правомерное бездействие.
по способам правового регулирования: запреты; дозволения; предписания.
по отраслям права
по области деятельности: управленческая; ПО и т.д.
55. Понятие, признаки и виды правонарушений
Правонарушение - общественно опасное, противоправное, виновное деяние деликтоспособного лица, влекущее за собой юридическую ответственность.
Признаки правонарушения
1. Деяние - акт поведения человека:
а) действие - активное поведение;б) бездействие - пассивное поведение.
2. Общественная опасность: правонарушение причиняет вред общественным отношениям.
3. Наказуемость - за правонарушение должно быть предусмотрено применение мер наказания (воздействия).
4. Противоправность -нарушение запрета, содержащегося в правовой норме.
5. Виновность - наличие психического отношения субъекта правонарушения к содеянному выражается в отрицательном отношении к интересам других индивидов, общества и государства.
6. Деликтоспособность лица: способность самостоятельно отвечать за совершенные правонарушения.
Виды правонарушений
1. По степени общественной опасности: преступления и проступки. Проступки бывают:
а) конституционные; б) гражданские; в) административные; г) дисциплинарные;
д) процессуальные.
2. По формам вины: совершенные умышленно, совершенные по неосторожности.
3. По сферам общественной жизни: в политической, в экономической, в социальной, в других.
Условия совершения правонарушений- конкретная обстановка, формирующая и влияющая на причины совершенного правонарушения. Условия: недостатки семейного воспитания, низкий уровень семейного благосостояния, алкоголизм, наркомания, несовершенство закона, неэффективная работа ПО.
Причины: политическая, историческая, социальная, экономическая.
56. Юридический состав правонарушения
Это система признаков правонарушения необходимых и достаточных для возложения юр ответственности.
Состав правонарушения является основанием для наступления юр ответственности.
Состав: 1.Субъект; 2.Объект; 3.Субъективная сторона; 4.Объективная сторона.
Субъект-это праводееспособное физическое лицо или соц организация, совершавшее данное деяние.
Объект правонарушения- то на что посягает правонарушение(общий, родовой, непосредственный)
Субъективная сторона- совокупность признаков, характеризующих суб отношения лица к своему деянию и его последствиям. Признаки: обязательные(вина); факультативные.
Вина- психическое отношение субъекта к совершенному правонарушению. 2 формы вины:
Умысел: прямой (лицо осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность наступления вредных последствий, желает их наступления); косвенный (лицо осознает, предвидит, не желает их наступления, но сознательно допускает наступления вредных последствий, либо относится к ним безразлично)
Неосторожность: легкомыслие(предвидит, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на возможность его предотвращения); небрежность ( не предвидит, хотя д.б. предвидеть)
Факультативные: мотив, цель, эмоциональное состояние.
Для самого факта привлечения и отве6тственности требуется только наличие обязательных признаков, а для квалификации деяния и определения санкций во внимание будут браться и факультативные признаки.
Объективная сторона –совокупность вн. признаков, характеризующих данное правонарушение.
Признаки: Обязательные (наличие самого деяния и его противоправность(формальный аспект); вредный результат(содержательный аспект); причинно-следственная связь между деянием и вредным результатом).
57. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.
Юридическая ответственность - обязанность лица претерпевать лишения государственно-властного характера за совершенное правонарушение.
Признаки
Устанавливается гос-ом в правовых нормах, опирается на гос принуждение, применяется только спец уполномоченными органами, выражается в определенных отриц последствиях личного хар-ра( лишение свободы),имущественного хар-ра( штраф), организационного хар-ра( увольнение с работы), взаимосвязь в процессуальной форме, наступает только за совершение правонарушения.
Принципы: 1.Законность; 2.Неотвратимость; 3.Индивидуализация; 3.Справедливость (соразмерность наказания); 4.Гуманизм (запрет применять меры наказания унижающие человеческие достоинства); 5.Своевременность; 6.Целесообразность(позволяющая индивидуализировать санкции,учесть обстоятельства, как смягчающие так и отягчающие).
Цели:1.Защита правопорядка; 2.Восстановление социальной справедливости; 3. Предупреждение совершения новых правонарушений; 4.Воспитание граждан в духе уважения к праву
Функции юридической ответственности
1. Штрафная (карательная) - выражается в том, что юридическая ответственность является средством наказания (кары) правонарушителя.
2. Превентивная (предупредительная) - заключается в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция).
3. Воспитательная - связана с формированием у субъектов уважительного отношения к праву, законным интересам иных лиц, общества и государства.
4. Компенсационная - заключается в возмещении ущерба потерпевшему от противоправного посягательства.
Виды юридической ответственности
1. По субъекту:
а) общая - применяется к любому субъекту (правонарушителю);
б) специальная - предполагает субъекта, наделенного какими-либо индивидуальными признаками (военнослужащий, врач, должностное лицо и т.п.).
2. По объему:
а) основная — применяется самостоятельно;
б) дополнительная (субсидиарная) - применяется только вместе с основной.
3. По порядку реализации:
а) налагаемая в судебном порядке;
б) налагаемая в административном порядке;
в) налагаемая должностными лицами предприятий, учреждений, организаций.
4. По отраслям права: уголовная; административная; гражданская; дисциплинарная материальная;
5.Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность
а) невменяемость;
б) необходимая оборона;
в) крайняя необходимость;
г) казус;
д) причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;
Юридическая ответственность и др. меры гос принуждения
Юр отв.-выступает разновидностью гос принуждения. Кроме нее существуют и другие виды гос принуждения, осуществляемые на основе и в рамках права:
1.Меры пресечения(подписка о невыезде, задержание лица) они направлены на обеспечение нормального по угол, админ, гражд делам и в отличие от мер юр ответственности применяются лишь в целях предупреждения наказаний.
2.Принудутельные профилактические меры-ограничение свободы передвижения в случае карантина; принудительные меры воспитательного характера применяемые к несовершеннолетним лицам за совершение общественно опасных деяний,
а)меры медицинского характера, применяемые к душевно больным лицам в целях излечения и предупреждения нов преступлений.
б)реквизиция- принудительное изъятие имущества у собственника в гос и общ интересах с выплатой его стоимости.
3.Меры защиты. Цель: восстановление нарушенного права без привлечения нарушителя к ответственности.
58. Механизм правового регулирования: понятие и осн элементы
Правовое регулирование
Это осуществляемое при помощи правовых средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.
Признаки правового регулирования
1. Специфический вид социального регулирования.
2. Осуществляется с помощью системы правовых средств.
3. Строится на сочетании нормативного и индивидуального регулирования.
4. Осуществляется с целью упорядочения общественных отношений.
Предмет правового регулирования
Это совокупность общественных отношений, которые объективно по своей природе могут поддаваться нормативно-правовому воздействию и объективно требующих такого воздействия.
Способы правового регулирования
Основные: дозволение(как способ правового регулирования состоит в предоставлении субъектом прав на совершение определенных положительных действий), обязывание (как способ правового регулирования в возложении обязанности совершать определенные положительные действия), запрещение(сводится к возложению обязанностей воздерживаться от запрещенных правовых деяний). Дополнительные: поощрение(заключается в награждении субъектов за определенные заслуги), рекомендации( состоят в предложении избирать наиболее целесообразный вариант поведения).
Типы правового регулирования
1. Общедозволительный - «разрешено все, кроме прямо запрещенного».
2. Разрешительный - «запрещено все, кроме прямо предписанного законом».
Механизм правового регулирования
Это система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.
Юридические средства
Это юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение целей права (норма права, источники права, договоры, запреты, льготы, поощрения, наказания и др.).
Стадии и элементы механизма правового регулирования
I. Стадия нормативного регулирования. Элементы: норма права; нормативный правовой акт; иные источники права.
II. Стадия конкретизации субъективных прав и юридических обязанностей. Элементы: юридический факт, конкретные правоотношения.
Ш. Стадия реализации права. Элементы: акты реализации (действия, индивидуальные договоры и др.).
IV. Стадия применения права (факультативная). Элементы: акты применения права.
59.Понятие,принципы,гарантии законности.
Законность - принцип или требование строгого и полного осуществления предписаний правовых законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов всеми субъектами права.
Требования законности:
1) верховенство закона в отношении других нормативных правовых актов;
2) издание нормативных правовых актов лишь полномочными органами и в пределах своей компетенции;
3) своевременность обновления законодательства в соответствии с потребностями развития общества;
4) обеспечение прав и свобод гражданина и человека;
5) контроль за точным и неуклонным соблюдением и исполнением законов;
пресечение всех проявлений беззакония и произвола.
Принципы законности:
1) единство законности в масштабах всего государства;
2) обязательность законности для всех, без какого то ни было исключения;
3) гарантированность прав и свобод личности;
4) неразрывная связь законности и культурности;
5) недопустимость противопоставления законности и целесообразности;
неотвратимость наказания за нарушение законности.
Гарантии законности:
Средства и условия, обеспеченных соблюдению законов и подзаконных актов, а так же беспрепятствующее осуществление прав граждан и интересов общества и государства.
Виды:
Социально- экономические гарантии (степень эк развития общества, уровень благосостояния)
Политические гарантии( степень демократизма, конст строя, разделения властей)
Организационные гарантии (деятельность спец органов, контроль соблюдения законодательства)
Юридические гарантии (совершенство законодательства, осуществление действия конст контроля, обеспечение кач и эф работы суд органов, применение действующих мер по профилактике правонарушения)
Международные гарантии (деят-ть межд организаций (ООН), институт межд наблюдателей, право граждан обращаться в межд органы за защитой своих прав)
60.Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии.
Это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.
Признаки правопорядка
1) состояние упорядоченности, организованности общественных отношений;
2) это порядок, регламентированный нормами права;
3) возникает в результатах фактической реализации всех правовых норм, является итогом правового регулирования;
4) в основе правопорядка лежит требование законности, он является итогом реализации законности;
5) обеспечивается государством.
Принципы правопорядка: определенность, системность, организованность, единство, устойчивость, государственная гарантированность.
Классификация правопорядка
По масштабности: общегосударственный, региональный, местный, локальный.
По характеру отношений: конституционный, административный, экологический.
По объему и значимости: общий, отраслевой, специальный.
Соотношение законности, правопорядка и демократии
Правопорядок есть результат действия законности, выражающий степень осуществления ее требований; с одной стороны подлинная демократия не возможна без законности и правопорядка, без которых демократия превратится в хаос и различные злоупотребления; с другой стороны законность и правопорядок не будет являться соц ценными без демократических механизмов, институтов и норм.
Гарантии законности и правопорядка
Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильности правопорядка в обществе.
Гарантии законности и правопорядка можно подразделить на следующие группы.
1. Социально-экономические (равная защита всех форм собственности, свободное предпринимательство, справедливые условия найма, оплаты и охраны труда).
2. Политические гарантии (демократизм общественного и конституционного строя РФ, участие граждан в управлении делами государства).
3. Юридические гарантии (нормативная урегулированность законами, подзаконными актами общественных отношений, которые нуждаются в правовом закреплении; своевременное совершенствование законодательства; неотвратимость наказания в отношении правонарушителей; эффективная деятельность правоохранительных
61. Юридическая техника.
Юридическая техника — совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства. Важнейшая ее разновидность — законодательная (правотворческая), в частности кодификационная, техника.
Элементы юридической техники — это её методы, правила, приёмы и средства.