ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2020
Просмотров: 2735
Скачиваний: 4
На первых фазах лучше не оставлять горюющего одного, оказывая больше безмолвную поддержку, касаясь рукой, обнимая его, тем самым давая поддержку на телесном уровне.
На фазе реакций желательно подтолкнуть человека на конструктивную деятельность: можно сделать мелкий ремонт в доме или хотя бы переставить мебель, иногда уехать на время или сменить квартиру, выйти на работу и постепенно начать заниматься повседневными делами, пусть сначала это будет происходить автоматически.
Часто близкие из уважения к чувствам человека стараются не допустить в присутствии горюющего разговоров и обсуждений повседневных дел, забот, прячут нечаянную улыбку, боясь оскорбить человека. Начиная с третьей фазы, это делать можно и даже нужно — аккуратно, постепенно возвращая горюющего к жизни, подводя к моменту ответственности живого перед ушедшим и оставшимися близкими людьми. Если, например, у матери погиб взрослый сын, она может взять на себя ответственность воспитывать его детей так, как если бы это делал он.
В случаях, когда горюющий «застрял» на стадии неприятия случившегося, иногда полезно спровоцировать гнев и затем это чувство направить в русло какой-либо деятельности.
Достаточно часто у людей, находящихся в состоянии горя, развивается заученная беспомощность. Родные и близкие, переполненные любовью и заботой к горюющему, своим поведением закрепляют эту реакцию. В этих случаях необходимо объяснять родственникам, что человека, переживающего горе, необходимо загружать делами, теребить любыми способами, не обращая внимания на вначале негативную реакцию со стороны горюющего.
Переживания детей. У детей другие представления о жизни и смерти, не такие, как у взрослых. Как пишет С. Левин, «возможно, многие не боятся небытия потому, что совсем недавно пришли оттуда». Считается, что у детей до 2-х лет вообще нет никакого представления о смерти. Между двумя и шестью годами у них развивается представление о том, что умирают не навсегда (смерть как отъезд, сон, временное явление). В ранние школьные годы дети относятся к смерти как к чему-то внешнему: они персонифицируют ее либо с определенным лицом (например, приведением), либо идентифицируют с покойником. Часто дети в этом возрасте (5—7 лет) считают собственную смерть маловероятной; эта мысль приходит к ним позже, примерно к 8 годам.
Дети, узнав о смерти родителя или близкого родственника, проходят через те же стадии — шок, отрицание, гнев, депрессия и отчаяние, чувство вины и постепенное принятие. Однако период острого горя у них обычно короче, чем у взрослых.
Среди особенностей поведения детей, переживших утрату родителя, можно выделить следующие: ребенок плачет, надеется на возвращение родителя, иногда начинает его искать, иногда описывает яркое ощущение его присутствия, иногда злится из-за утраты и винит окружающих, иногда обвиняет умершего родителя или боится потерять выжившего.
Обычно родители стараются скрывать от детей свои чувства по поводу утраты. Это объясняется не столько тем, что родители не хотят расстраивать детей, сколько их собственным страхом перед интенсивностью детских эмоций. Однако скрывание факта смерти родителя или запрет на выражение чувств не принесет ничего, кроме патологических реакций, среди которых можно выделить:
-
энурез, заикание, сонливость или бессонница, обкусывание ногтей, анорексия (отсутствие аппетита), галлюцинации;
-
длительное неуправляемое поведение;
-
острая чувствительность к разлуке;
-
полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;
-
отсроченное переживание горя (актуализированное, например, каким-либо психотравмирующим или кризисным событием);
-
депрессия (у подростков — это гнев, загнанный внутрь).
Ребенку нужно быть включенным в переживания всей семьи, и его эмоции ни в коем случае не должны игнорироваться. Это самое основное правило, так как ребенок тоже должен отгоревать свою потерю. В процессе переживания ребенок приобретает опыт совладания с ситуациями потери в дальнейшей жизни.
В период горевания, особенно острого горя, ребенок должен чувствовать, «что его по-прежнему любят и что он не будет отвергнут». В это время ему нужна поддержка и забота со стороны взрослых (родителя или психолога), их понимание, доверие, а также доступность контакта, чтобы в любое время ребенок мог поговорить о том, что его волнует или просто посидеть рядом и помолчать.
В любом случае, как пишет А.Д. Андреева, «невозможно дать рецепт по каждому отдельному случаю. Главное — исходить из потребности ребенка в любви и внимании к нему». Наверное, самый лучший способ помочь ребенку справиться с горем — это доверять естественному ходу самого горя, чувствовать состояние и потребности ребенка, находящегося в этом процессе (Кораблина, Акиндинова, Баканова, Родина, 2001). Для ребенка важно выразить свои переживания — будь то желание поплакать или отреагировать свой гнев, рассказать грустную или смешную историю об умершем, посмотреть вместе фотоальбом с его фотографиями, сделать ему подарок, нарисовать свои чувства или подержаться в тишине за руки (Баканова, 1998).
При создании соответствующих условий работа горя у детей проходит так же, как и у взрослых. Благоприятными для детей условиями проживания горя являются следующие:
-
хорошие отношения с родителем до его смерти;
-
получение адекватной информации, откровенных ответов на вопросы ребенка;
-
участие в процессе оплакивания вместе со всей семьей;
-
хорошие отношения с оставшимся в живых родителем и уверенность в нерушимости этих отношений.
Жизнь после потери. Эмоциональный опыт человека изменяется и обогащается в ходе развития личности в результате переживания кризисных жизненных периодов, сопереживания душевным состояниям других людей. Особо в этом ряду стоят переживания смерти близкого человека.
Переживания такого характера могут нести в себе объяснение собственной жизни, переосмысление ценности бытия и, в конечном итоге, признание мудрости и глубокого смысла во всем происходящем. С этой точки зрения смерть может дать нам не только страдание, но и более полное ощущение собственной жизни; подарить переживание единства и связи с миром, обратить человека к себе.
Человек приходит к пониманию, что со смертью близкого собственная жизнь не полностью потеряла смысл, — она продолжает иметь свою ценность и остается такой же значимой и важной, несмотря на потерю. Человек может простить себя, отпустить обиду, принять ответственность за свою жизнь, мужество за ее продолжение — происходит возвращение себе себя самого.
Даже самая тяжелая потеря содержит в себе возможность обретения (Баканова, 1998). Принимая существование потери, страдания, горя в своей жизни, люди становятся способными более полно ощутить себя как неотъемлемую часть вселенной, более полно прожить свою собственную жизнь.
Вопросы и задания к главе 10:
-
Назовите этапы «нормального» горевания.
-
Опишите картину острого горя.
-
Расскажите о фазе реакций.
-
Что происходит на стадии восстановления?
-
Что составляет процесс горевания?
-
В чем появляются болезненные реакции горя?
-
Что такое синдром предвосхищающего горя?
-
В чем состоит смысл и каковы задачи работы горя?
9. Ритуалы прощания с ушедшим как психологическая помощь горюющему.
10. Каковы принципы помощи горюющему?
11. Особенности поведения детей, переживших утрату родителя.
12. Патологические реакции детей, переживших утрату.
13. Расскажите об условиях, способствующих проживанию горя у детей.
14. Какова роль приобретений и потерь в нашей жизни?
15. Как происходит переживание приобретений и потерь?
Литература
Александров Е.О. Взорванный мозг. Посттравматическое стрессовое расстройство. Клиника и лечение. Новосибирск: Сибвузиздат, 1998.
Александровский Ю.А. Состояния психической адаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976.
Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 87-96.
Баканова А.А. Экзистенциальные аспекты переживаний при потере ребенка / Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина A.M. Культура на защите детства. СПб.: Изд-во РГПУ им. АИ. Герцена, 1998. С. 36-38.
Гроф С, Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996.
Гримак Л.П. Общение с собой: начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991.
Бъюдженталъ Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентом в гуманистической психотерапии. М.: НФ Класс, 1998.
Василюк Ф.Е. Пережить горе // Психология мотивации и эмоций. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 581-590.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
Военная психиатрия / Под ред. Ф.И. Иванова. Л.: Изд-во ВМА МО им. СМ. Кирова, 1974.
Гнездилов А. В. Психологические аспекты онкологии в условиях хосписа. СПб.: Клинт, 1996.
Дейте Б. Жизнь после потери. М.: ГРАНД, 1999.
Грановская P.M. Психология веры. СПб.: Речь, 2004.
Грэхэм Д. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. М.: Класс, 1993.
Кекелидзе З.И. Психические расстройства, возникающие при ЧС // Психиатрия чрезвычайных ситуаций. Руководство: в 2 т. / Под ред. Т.Е. Дмитриевой. Т. 1. М., 2004. С. 182-222.
Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина A.M. Искусство исцеления души. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.
Крюкова М.А., Никитина Т.Н., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие. М.: НЦ ЭНАС, 2001.
Колодзин Б. Как жить после психологической травмы. М.: Шанс, 1992.
Котенев И.О., Богданова М.Б. Террористический акт в Буденновске: постстрессовые состояния у работников милиции // Известия МЦПО и КНИ при ГУК МВД России. № 3. 1996. С. 49-56.
Кучер А.А. Посттравматическое стрессовое расстройство: история возникновения представлений, суть явления, способы психодиагностики. Новосибирск, 1992.
Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. Киев: София, 2001.
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970.
Лазебная E.O. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе. Методическое пособие. Программа курса. М.: Ин-т психоанализа, 2003.
Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология мотиваций и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 591-598.
Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Сентябрь, 2001.
Методические рекомендации по оценке психологической готовности спасателей к действиям в экстремальных условиях. М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003.
О посттравматическом стрессе: Памятка. М.: Академия управления МВД России, 1994.
Посттравматическое стрессовое расстройство. Диагностика и реабилитация: Методическое руководство. Ч. 1. Составители: Матафонова Т.Ю., Павлова М.В., Засыпкина К.В. МЧС России. 2006.
Психология травматического стресса сегодня: Тезисы докладов международной конференции. Киев, 1992.
Психология смерти и умирания. Хрестоматия / Сост. К.В. Сель-ченок. Минск: Харвест, 1998.
Психосоциальная помощь жертвам войны: беженкам и членам их семей / Под ред. Л.Т. Арсел, В. Фолнегович-Шмалц, Д. Козарич-Ковавич, А. Марушич. Киев, 1998.
Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. АЕ. Тарас, К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2000.
Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Р. Посттравматическое стрессовое расстройство. М., 2000.
Решетников М.М., Баранов Ю.А., Мухин А.П., ЧермянинС.В. Психофизиологические аспекты состояния, поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия // Психол. журн. 1989. № 4. Т. 10. С. 125-128.
Ромек ВЛ., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2004.
Руководство по психиатрии / Под ред. Г.В. Морозова. Т. 1. М.: Медицина, 1983.
Семенова ИД. Проблемы психосоциальной реабилитации беженцев // Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. М.: Медпрактика-М, 2004. С. 312—358.
Семенова Н.Д. Групповая психосоциальная терапия больных с онкологическими заболеваниями // Сборник материалов 1-й Всероссийской конференции с международным участием «Социальные и психологические проблемы детской онкологии». Москва, июнь 1997 г. С. 94—99.
Тренинговый курс психологической подготовки специалистов поисково-спасательных формирований. М.: ВЦЭРМ-ЦЭПП МЧС России, 2002.
Тарабрина Н.В., Лазебная E.O. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние проблемы // Психол. журн. № 2. 1992. Т. 13. С. 14-29.
Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О., Зеленова M.E. и соавт. Психофизиологическая реактивность у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС // Психол. журн. № 2. 1996. Т. 17. С. 30-45.
Тарабрина R.B. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2001.
Тихоненко В.А., Сафуанов Ф.С. Введение в суицидологию // Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М.: Генезис, 2004. С. 266-283.
Трубицина Л.В. Процесс травмы. М.: Смысл, 2005.
Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Психология мотиваций и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 313-318.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
Фромм Э. Искусство любить. М.: Педагогика, 1990.
Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. Будапешт, 1981.
Черепанова E.M. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М., 1995.
Черепанова E.M. Психологический стресс. М.: Академия, 1997.
Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001.
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999.
Alexander Н. Le vagabondage/ maladie sociale // Alienist et Neurol.
St. Louise, 1907. № 27. Allen J.G. Coping with trauma: a guide to self-understanding.
Washington: American Psychiatric Press, Inc., 1995.
Fisher P.J., Shapiro S., Breakey W.R. et al. Mental health and social characteristics of the homeless: a survey of mission users // Am. J. Public Health. 1986.
Fisher P.J., Shapiro S., Breakey W.R. et al. Mental health problems among homeless persons: a review of epidemiological research from 1980 to 1990 // Treating the homeless mentally ill, 1991.
Fisher P.J., Shapiro S., Breakey W.R. et al. Baltimore mission users: social networks, morbidity, and employment // Psychosoc. Rehab. J., 1986.
Semenova N.D. The somatic fasade of the post-traumatic stress disorder // Paper given at the 4th European Conference on Traumatic Stress of the Europen Society for Traumatic Stress Studies. Psychotraumatology 1945—1995, May 9th, Paris, France, 1995.
Раздел IV.
Хронический стресс
и профессиональное здоровье
специалиста
В предыдущем разделе рассматривались различные аспекты влияния на человека травматического стресса. Еще одной опасной для здоровья ситуацией является хронический стресс — стресс, длящийся продолжительное время, истощающий ресурсы, незаметно, но неотвратимо подрывающий здоровье человека.