Файл: Шойгу про пожарных и не только.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2020

Просмотров: 2730

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дальнейшее профессиональное развитие переходит на этап частичной или полной реализации личности в профес­сиональном труде и представлено следующими стадиями:

Стадия мастера, мастерства, которая будет продол­жаться и далее, а характеристики остальных стадий как бы суммируются с ее характеристиками. Профессионал на этой стадии уже может решать любые профессиональные задачи. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль профессиональной деятельности, его результаты стабильны. У него уже есть опыт уникального решения ряда задач. На том этапе профессионал, как пра­вило, имеет формальные показатели высокой квалифика­ции и значительный авторитет у коллег.

Достижение стадии мастерства характеризует период рас­цвета. Период расцвета отличает физическая форма и про­фессиональный пик. Различным профессиям свойственны различные возрастные периоды, соответствующие перио­ду профессионального расцвета и различная длительность этого периода. Так, балетные артисты достигают периода расцвета примерно в 25 лет. В научной деятельности пери­од расцвета может быть достигнут около 40 лет. Спасатели получают квалификацию международного класса пример­но в 35—40 лет со стажем работы от 10 лет и выше.

Итак, на этой стадии специалист смог достичь профес­сионального мастерства в высших его проявлениях. Прак­тика показывает, что высот профессионализма можно достичь, обладая различными, порой противоположны­ми личностными качествами, компенсируя недостаточ­но развитые качества личности более развитыми. Нередко оптимальный уровень развития личностных качеств и мотивационные особенности компенсируют недостаточно развитые психомоторные качества и недостатки профес­сиональных знаний. Так, человек общительный, обаятель­ный, умеющий налаживать эффективные контакты в коллективе может достичь большего, чем одиночка-уни­версал. Однако сами специалисты нередко переоценива­ют психомоторные качества и недооценивают личностные и мотивационные особенности.

Необходимо отметить, что достижение расцвета харак­теризует не только высокое профессиональное мастерство, но обязательно и личностная зрелость. Характеристики личности, достигшей расцвета, даваемые рядом зарубеж­ных авторов, показывают нам некую «нормальную», здо­ровую личность. В рамках российского менталитета понятие «расцвет» обретает несколько иные черты. Лич­ности, достигшей расцвета, свойственны прочно и орга­нично усвоенные общечеловеческие ценности. Такого человека отличает самообладание, стратегия построения жизни, предполагающая постоянное движение к осуще­ствлению все новых, более трудных, чем прежде, замыс­лов, результаты которых нужны не только самому человеку, но и всем людям. Подобный человек активно влияет на среду своего развития, события его жизни находятся под его контролем. Человек отличается предельной самоотда­чей, умением мобилизовать себя на преодоление трудно­стей, прогнозированием последствий своих поступков, стремлением к объективности и способностью к принятию решений — хорошо рассчитанных или интуитивных — вне зависимости от мнения окружающих. Можно смело утвер­ждать, что деятельность такого человека носит преобразу­ющий, а не приспособительный характер.


Многие специалисты на этапе мастерства перестают ви­деть дальнейшую перспективу профессионального разви­тия, часто можно услышать фразу: «Дальше ничего хорошего не будет». Правы ли они, останавливается ли на этом этапе профессиональное становление? Это дест­руктивная установка, способная привести к остановке и другим нарушениям профессионального развития. В даль­нейшем профессиональное становление продолжается стадией авторитета, которая, как и стадия мастерства, суммируется с последующей.

Профессионала на этой стадии смело можно назвать мастером своего дела. Это хорошо известный в профессио­нальном кругу специалист, возможно, его известность вы­ходит за рамки профессиональной деятельности. Он имеет высокие формальные показатели, возможно, является ру­ководителем, имеет награды, знаки отличия. Существует круг коллег, которые обращаются к нему за консультаци­ей, поддержкой или советом. Как правило, эта стадия на­ступает в возрасте, когда уже проявляется снижение работоспособности, связанное с возрастными изме­нениями, различными соматическими заболеваниями, однако, профессиональный опыт, выработанные эффек­тивные стратегии решения профессиональных задач, на­личие помощников позволяют успешно компенсировать эти неблагоприятные изменения.

Необходимо отметить, что и на этой стадии может на­ступить период расцвета. Но это период расцвета не испол­нителя, как было на предыдущей стадии, а расцвет орга­низатора, управленца, руководителя. И на последующей стадии тоже возможно достижение расцвета, но уже в качестве Учителя.

Стадия наставника, наставничества в широком смысле наступает, когда вокруг авторитетного мастера собирается круг единомышленников, осознанно разделяющих подход мастера к решению профессиональных задач. Это могут быть специалисты других специализаций, представляю­щие другие ведомства или другие, смежные специальнос­ти. Авторитетному мастеру начинают, порой неосознанно, подражать, возникают «легенды», анекдоты о мастере, свидетельствующие о том, что этот профессионал в созна­нии большинства коллег неотделим от представлений о профессиональной общности и порой определяет эти представления. Коллеги стремятся ознакомиться с опы­том мастера, перенять этот опыт, у него есть ученики. Мо­жет быть, мастер возглавляет научное направление и организацию. Обучение молодых специалистов, наставни­чество в широком смысле этого слова способствует ком­пенсации усиливающихся неблагоприятных изменений, связанных с возрастом. Это то, что позволяет профессио­налу, несмотря на приближающийся или наступивший пенсионный возраст, ощущать полноту профессиональной жизни и простраивать ее временную перспективу. Это пе­риод, когда профессионал, выходя за рамки своей профес­сии, приходит к философским обобщениям, что позволяет ему расширять контекст профессиональной деятельности, находить инновационные решения для труднейших про­фессиональных задач.


На этом этапе наиболее ярко проявляется такое явле­ние, как профессиональная интуиция, когда специалист по известному ему одному признаку или «особому чувству» определяет качественные характеристики рабочей ситуа­ции и мгновенно принимает единственное верное реше­ние. Это относится и к чувству опасности у водолазов, работающих при минимальной видимости, и к легендар­ному народному персонажу Петровичу, который по звуку двигателя определяет неполадки в машине.

На всех этапах и стадиях профессионального становле­ния мы можем выделить сквозные линии, по которым про­исходит становление специалиста (Маркова, 1996). В первую очередь это линия овладения технологией или опе­рациональной основой профессиональной деятельности. Этой линии становления традиционно уделяют большое внимание как сами профессионалы, так и преподаватели. Это важно и нужно, благодаря этому специалист поддер­живает статус при развитии технологий. Однако даже ве­ликолепно технически подготовленный профессионал без сформированных мотивов к профессиональной деятель­ности не сможет быть профессионально надежным и эффективным. Поэтому одна из важнейших линий про­фессионального становления напрямую связана с ответом на вопрос: «Для чего, для кого я работаю?» На разных эта­пах профессионального становления ответ на этот вопрос у специалиста будет разным. Можно сказать, что успеш­ное проживание профессионального кризиса знаменует­ся нахождением нового смысла в деятельности, новым, более зрелым ответом на этот вопрос.

Так, для молодых спасателей характерно стремление к высоким профессиональным результатам, стремление занять достойное место в профессиональном сообществе. У более опытных спасателей акцент смещается в сторону «сберегающего» отношения к коллегам, пострадавшим, к самому себе.

Профессиональное развитие — это не только совершен­ствование, но и разрушение, деструкции, деформации. Это означает, что профессиональное развитие — это и приобре­тения, и потери. Развитие специалиста проходит через ряд кризисов развития, возникающих при переходе с одного этапа на другой. Успешное разрешение кризисов сопровож­дается нахождением новых смыслов профессиональной деятельности. Даже при осознании необходимости кризи­сов в развитии такие периоды сопровождаются пережива­нием напряженности, тревожности, неудовлетворенности и другими негативными состояниями. Безусловно, эти пе­риоды описываются профессионалами как тяжелые, труд­ные; может снижаться эффективность профессиональной деятельности, повышаться конфликтность (Бойко, 1996).

Например, при кризисе перехода к мастерству, специа­лист начинает замечать неточности в работе более стар­ших коллег, которые раньше казались безупречными профессионалами, их смешные или неприятные черты, вызывающие раздражение. Раздражение и недовольство ситуацией постепенно нарастает, возникают конфликты, у специалиста возникают сомнения в правильности выб­ранного им пути. Нервозность сказывается и на работе, и в семье, появляется неудовлетворенность собой, профес­сией, качеством жизни. Нарастает субъективная трудность ситуации, которая становится стрессовой; иногда она мо­жет казаться безысходной.


С ростом субъективной трудности ситуации эффектив­ность профессиональной деятельности в большей степени зависит от психологической устойчивости, а не от профес­сионального мастерства. Поэтому такая характеристика личности, как психологическая устойчивость, которая опи­сана в главах 2 и 4, наряду с профессиональным мастер­ством определяет эффективность деятельности специали­ста в трудных ситуациях.

Психологическая устойчивость — это характеристика личности, обеспечивающая сохранение оптимального функционирования психики. Она не является врожден­ным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от многих факторов, в первую оче­редь таких, как тип нервной деятельности, опыт специа­листа, уровень профессиональной подготовки, уровень развития основных познавательных структур личности. Среди компонентов психологической устойчивости выделяют следующие: эмоциональный, волевой, познава­тельный (интеллектуальный), мотивационный и психомо­торный компоненты. Психологическая устойчивость — не просто сумма компонентов, а интегральное образование. Необходимо подчеркнуть, что показателем устойчивости является не стабильность (невозможно быть устойчивым ко всему), а вариативность. Вариативность рассматрива­ется как гибкость, быстрота приспособляемости к посто­янно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче.

У специалистов нет единого мнения относительно ве­дущего компонента психологической устойчивости. Одни исследователи считают ведущим познавательный компонент, другие — эмоциональный и волевой компонен­ты (эмоционально-волевую устойчивость). В некоторых исследованиях в качестве ведущего рассматривается моти­вационный компонент. Представляется, что применитель­но к кризисам профессионального становления правомерно считать ведущим компонентом психологической устойчи­вости именно мотивационный. Ведь основной вопрос, ко­торый задает специалист в период кризиса: «Для чего работаю? В чем смысл моей работы? Что моя работа дает людям, что меняет в окружающем мире?» Не находя отве­та на эти вопросы, специалист либо идет по пути, на кото­ром нарушения профессионального, а затем психического здоровья неизбежны, либо уходит из профессии.

Условия профессиональной деятельности спасателей и пожарных предъявляют повышенные требования к эмо­циональной сфере и личностным характеристикам специ­алистов. В работах отечественных психологов были выявлены психофизиологические и характерологические особенности личности, сочетание и выраженность кото­рых образуют так называемый «профессиональный харак­тер», способствующий эффективности профессионала в экстремальных условиях. Именно наличие определенных профессионально важных качеств определяет надежность и эффективность профессиональной деятельности про­фессионала в нестандартных ситуациях.


Профессиональная пригодность человека является необхо­димым условием для нормального профессионального раз­вития и понимается как совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходи­мая для достижения при наличии специальных знаний умений и навыков, общественно приемлемой эффектив­ности труда. В процессе обучения и овладения профессией формируются профессионально важные качества и системы профессионально важных качеств.

В качестве профессионально важных качеств могут вы­ступать индивидуально-психологические свойства лично­сти (особенности восприятия и переработки информации, особенности внимания и памяти, мышления, психомотор­ные, эмоциональные, волевые особенности), отношения личности (к себе, другим людям, труду, своей профессии, профессиональным задачам, материальным и нравствен­ным ценностям и др.).

Система требований профессии к психологическим, пси­хофизиологическим качествам человека и мере их выра­женности в научных психологических понятиях называется психограммой. Психограмма составляется в результате ана­лиза психологической структуры деятельности и является частью профессиограммы, которая включает в себя основ­ные требования, предъявляемые профессией к психоло­гическим и физиологическим качествам человека.

Несмотря на некоторые различия в психограммах спа­сателей и пожарных, можно выделить ряд элементов, их объединяющих. К ним можно отнести следующие свой­ства и качества личности:

1. Свойства восприятия: устойчивость функций анали­заторов и качества восприятия (зрительного, слухового,




тактильного, восприятия формы, размеров, удаленности, скорости и т.п.) (Крюкова, 2000).

  1. Особенности высших психических функций: хорошо развитое пространственное мышление; значительный объем внимания, способность быстрого переключения и распределения внимания в условиях отвлекающих воздей­ствий и дефицита времени; способность быстро ориенти­роваться в новой и незнакомой обстановке, оценивать степень важности поступающей информации.

  2. Психомоторные свойства и физические качества: физическая выносливость, устойчивость к физической ус­талости; хорошая координация движений, устойчивость к тремору; способность использовать мускульную силу как взрывного, так и статического характера.

  3. Личностные особенности: высокий уровень субъек­тивного контроля; эмоциональная стабильность; толе-


рантность к стрессу и фрустрации; средний уровень лич­ностной и ситуативной тревожности; стеничность реакций на сложности и опасность; умеренная склонность к риску; уверенность в себе; формирование основных задач и индивидуальных планов профессионального развития.

5. Социально-психологические качества: умение рабо­тать в команде.