Файл: Шойгу про пожарных и не только.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2020

Просмотров: 2733

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ситуаций, в которых люди испытывают постоянное воздействие стресса, множество: конфликтная ситуация в семье, безработица, долги, проблемы на работе, бытовая неустроенность. Для данного пособия представляется важным подробно остановиться на ситуации профессио­нальной деятельности, характерной для специалистов эк­стремальных видов деятельности, в том числе спасателей и пожарных.

Постоянная стрессовая нагрузка в таких профессиях обусловлена действием двух факторов:

  • работой в условиях действия стрессогенных факторов,

  • необходимостью постоянно поддерживать высокий уровень готовности к немедленным действиям.

Таким образом, специалист всегда находится в чуть бо­лее напряженном состоянии, чем обычный человек.

Без соответствующей подготовки эта ситуация ведет к тому, что человек, работающий в такой профессии, теряет психологическое и физическое здоровье. В этом разделе рассмотрены вопросы, касающиеся сохранения здоровья у специалистов экстремального профиля.


Глава 11

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ СПЕЦИАЛИСТОВ


Вопросы, рассматриваемые в главе:

Профессиональное здоровье Профессиональное становление Профессионально важные качества Профессиональные деформации и деструкции Синдром эмоционального выгорания


Роль профессии в жизни человека, влияние профессии на характер человека отражены во множестве поговорок, пословиц, фразеологических оборотов. Именно таким об­разом в обыденном сознании, в житейской психологии представлены наблюдения и опыт многих людей относи­тельно закономерностей становления человека в профес­сии, влияния профессии на человека, о «здоровом» профессионале. Необходимо отметить, что на разных ис­торических этапах менялось доминирующее в обществе представление о «здоровом» или «идеальном» професси­онале. Так, еще в XVIII веке европейский врач ввел пред­ставление о служении врача, как о горящей свече: «Светя другим, сгораю сам». Метафора, безусловно, красивая, и верная на первый взгляд. Схожее представление о «здо­ровом» профессионале можно встретить в советских лите­ратурных произведениях довоенного и послевоенного вре­мени. Характерной особенностью этого этапа является использование военных метафор по отношению к трудо­вой деятельности: штурм последнего года пятилетки, бит­ва за урожай, отряд передовиков производства и т.д. А войн, как известно, без людских потерь не бывает.

В культуре этого этапа закрепилось представление о про­фессионале как о человеке, целиком и полностью посвятив­шем себя своей работе. Достижения в работе, выполнение профессиональных задач оправдывали черствость и не­внимательность к близким, которым отводилась роль об­служивающего персонала, непримиримость к менее фанатичным коллегам, несущественными считались по­тери собственного здоровья, а подчас и смерть. Девизом та­кого профессионала может быть хорошо известная фраза: «Цель (в данном случае — профессиональные достижения) оправдывает любые средства». В качестве иллюстрации можно вспомнить замечательный художественный фильм «Девять дней одного года» о последнем годе жизни талант­ливого молодого ученого-ядерщика.


Получив сильную дозу облучения при проведении экс­перимента, герой фильма оказался перед выбором: при­нять определенные ограничения в условиях работы и сохранить жизнь либо, продолжая работу в прежних усло­виях и в том же режиме, завершить работу в установлен­ные сроки. В фильме разворачивается и лирическая линия отношений ученого с любимой женщиной. Конечно, сле­дуя героическому духу того времени, герой выбирает дос­тижение результата ценой здоровья. Интонация фильма предполагает безусловные симпатии к герою и его выбо­ру, а другие возможные варианты развития событий рас­сматриваются как конформистские, или, в терминологии того времени, мещанские. На афише этого фильма (рис. 5) очень точно отражено соотношение между людьми и про­фессиональными задачами, которые подавляют, погло­щают человека.

Хочется обратить внимание на то, что за рамками это­го сюжета остался еще один важный аспект. С развитием технологии, углублении специализации ценность хоро-



шего специалиста значительно повышается, на его под­готовку требуется значительно больше времени и средств. Героическое решение одной, даже очень важной задачи, с потерей в результате этого специалиста приводит к необ­ходимости дополнительных затрат времени и средств на подготовку другого специалиста. В этом случае утрачива­ется возможность передачи профессионального опыта и установлении преемственности между поколениями про­фессионалов.

На определенном этапе развития общества отношение к человеку как к производственной единице стало менять­ся, появилась задача сохранения профессионального здо­ровья. В психологии возникло понимание, что можно выделить некий универсальный конструкт, определяющий успешность профессионала в любой профессии. Рассмат­ривая человека в качестве субъекта профессиональной де­ятельности, Е.А. Климов сформулировал следующее оп­ределение: профессиональное здоровье — это способность организма сохранять компенсаторные и защитные свой­ства, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность в трудовой деятельности (Климов, 1998).

Обратите внимание, что в рамках этого определения влияние профессиональной деятельности на человека ог­раничивается исключительно сферой труда. То есть, сле­дуя этому определению, профессионала, сохраняющего профессиональную надежность и работоспособность, но сбрасывающего накопившееся на работе нервное напря­жение через конфликты с близкими или с помощью алко­голя, можно считать профессионально здоровым. Изучение влияния профессиональной деятельности на человека позволило сформулировать другое определение про­фессионального здоровья. Профессиональное здоровье понимается как «процесс сохранения и развития регуля-торных свойств организма, его физического, психическо­го и эмоционального благополучия, обеспечивающих высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длитель­ность жизни» (Пономаренко, 1992).


Приведенное определение предполагает комплексное рассмотрение человека как субъекта собственной деятель­ности, не ограничиваясь только сферой трудовой деятель­ности. В рамках комплексного подхода предполагается, что качество жизни человека, включая состояние физичес­кого здоровья, уровень образования, удовлетворенность взаимоотношениями с другими людьми, длительность жизни, находятся в диалектическом взаимодействии с на­дежностью профессиональной деятельности, профессио­нальным долголетием.

Схематически взаимосвязь структурных элементов про­фессионального здоровья и профессионального долголе­тия можно представить следующим образом (рис. 6):



Профессиональное долголетие




Надежность профессиональной деятельности




Функциональные состояния


А



Функциональные резервы


А



Профессионально важные качества


Индивидуально-типологические особенности

Уровень профессиональной подготовки


Рис. 6. Взаимосвязь структурных элементов профессиональ­ного здоровья и профессионального долголетия



Надежность профессиональной деятельности, понима­емая как вероятность выполнения профессиональных за­дач с требуемым качеством и в заданных условиях, обус­ловлена функциональным состоянием специалиста. Функ­циональное состояние человека определяется с точки зрения эффективности выполняемой им деятельности по критериям надежности и внутренней цены деятельнос­ти; оно обусловлено функциональными резервами — комплексом личностных качеств, необходимых для осу­ществления профессиональной деятельности с заданной надежностью, так называемых профессионально важных качеств. В свою очередь уровень их сформированности за­висит в том числе и от состояния физического и психоло­гического здоровья, а также от особенностей прохождения профессиональной подготовки. Основой, определяющей во многом дальнейшее развитие профессионала и профес­сиональное здоровье, является уровень профессиональной подготовки и индивидуально-типологические особенно­сти (тип высшей нервной деятельности, наследственная предрасположенность к заболеваниям и т.д.).


Профессиональное развитие

Конечно, такие компоненты, как профессионально важные качества, уровень профессиональной подготовки, формируются у человека постепенно в процессе профес­сионального обучения и осуществления профессиональ­ной деятельности. Становление и развитие профессионала подчинено общей закономерности и носит название «про­фессиональное становление личности». Путь становления в профессии, который проходит каждый специалист, яв­ляется динамичным и многоуровневым процессом, кото­рый состоит из четырех основных этапов (Климов, 1998).


Первый этап правомерно обозначить как этап форми­рования профессиональных намерений. Развитие в период выбора профессии, проектирования профессионального «старта» и жизненного пути определяется как осознанная подготовка к «жизни», к труду, планирование, проектиро­вание профессионального жизненного пути.

Этот этап завершается формированием представления о некоторой профессиональной общности, в которую бу­дущий специалист хотел бы быть включенным и на кото­рую он будет ориентироваться в своем развитии. Таким образом, формируется образ профессионала, принимают­ся соответствующие сознательные, самостоятельные, кон­кретные и достаточно твердые решения, определяющие переход на следующий этап профессионального обучения.

Не всегда молодой человек делает выбор самостоятель­но: часто решение принимается родителями, либо опре­деляется случайными факторами (удобнее добираться транспортом, друзья там учатся и т.д.). Это означает, что осознанный выбор самому будущему специалисту придет­ся делать позже, когда уже будут затрачены значительные ресурсы (временные, эмоциональные, материальные). Безусловно, наиболее благоприятным вариантом являет­ся осознанный выбор профессии самим молодым челове­ком, еще в старших классах школы, когда осуществляется целенаправленная предпрофессиональная подготовка.

Этап профессионального обучения в разных случаях при­ходится на различный возрастной период. Как правило, это возраст 17—24 года, когда осуществляется базовая профес­сиональная подготовка в учебном заведении. В то же время в современном мире стремительно развиваются техноло­гии и меняются требования к квалификации специалиста. Поэтому на этапе первоначального освоения профессии профессиональное обучение не заканчивается.

В течение этапа профессионального обучения проис­ходят очень существенные изменения самосознания, на­правленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть свои специфичес­кие кризисы развития и потребность в психологической поддержке становления профессионала.

В целом, в период профессионального обучения про­исходит освоение системы основных ценностных пред­ставлений, характеризующих данную профессиональную общность и культивируемых в ней, овладение специаль­ными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для успешного профессионального старта, для будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Развиваются профессионально важные качества, струк­турируются системы этих качеств. Формируется профес­сиональная пригодность, выражающаяся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой дея­тельности с удовлетворенностью избранным полем дея­тельности. Окончание этапа профессионального обучения завершается переходом к следующему этапу, этапу профес­сиональной адаптации.


Этот этап характеризуется двумя стадиями.

Первая — стадия адаптации молодого специалиста в профессиональной среде, «привыкания» молодого специа­листа к работе. Профессионал непосредственно сталкива­ется с необходимостью вхождения во многие тонкости профессиональной деятельности, о которых молодой спе­циалист, возможно, знал только со слов своих преподава­телей. Не одно поколение молодых специалистов слышало от опытных коллег: «Забудь все, чему тебя учили в инсти­туте». На этом этапе происходит формирование копинг-стратегий, позволяющих профессионалу справиться с неизбежными сложностями и психотравмирующими об­стоятельствами профессиональной деятельности. Как пра­вило, стадия адаптации длится от года до трех лет. Этап вхождения в профессию является чрезвычайно опасным для профессионала с точки зрения формирования нару­шений профессионального здоровья.

На этом этапе для молодого специалиста важным яв­ляется наличие наставника. Это может быть руководитель или опытный коллега в коллективе. Именно наставник помогает молодому специалисту самоопределиться в про­фессии, найти специфическое ощущения готовности к работе и успешно выполненной работы, избежать форми­рования деструктивных установок в труде. Наверно, каж­дый зрелый специалист помнит первую позитивную оценку со стороны наставника. Для многих именно этот момент является ключевым в формировании профессио­нального самосознания, когда молодой специалист начи­нает воспринимать себя как профессионала.

Вторая стадия — «вхождение в профессию». На этой стадии профессионал стал уже опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профес­сионального пути, любит свою работу. Он обладает дос­таточным опытом для того, чтобы самостоятельно и с достаточной эффективностью решать основные профес­сиональные задачи. Коллеги специалиста оценивают его как профессионала, имеющего собственные наработки и нашедшего свое место в профессии. На первый взгляд может показаться, что профессиональное становление за­вершено и дальше стремиться незачем и некуда. Однако практика показывает, что остановка профессионального развития на этой стадии оборачивается либо разочарова­нием в профессии, либо «закостенелостью», стереотип­ностью, а следовательно, и снижением надежности в профессиональной деятельности. Профессионал оста­навливается на этапе «ремесленника», со временем фор­мируются деструктивные установки, позволяющие оправдывать такое положение. Например, педагог через три года после начала работы в школе теряет всякий ин­терес к дальнейшему развитию, оправдывая это тем, что ученикам это не нужно, что они не стоят того, чтобы ради них совершенствоваться. Такой педагог использует жест­кие стереотипные и однообразные приемы в препода­вании, испытывая скуку и безразличие к предмету и уче­никам. Естественно, работу такого педагога нельзя счи­тать эффективной.