ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2020

Просмотров: 563

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третья стадия осуществляется как через изменение объективной ситуации (изменение условий), так и через субъективно-психологическую перестройку (изменение субъективного образа ситуации). Возможно частичное или полное разрешение конфликта. Полное разрешение означает прекращение конфликта на объективном и субъективном уровне. В этом случае образ врага трансформируется в образ партнера, а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки конфликтного поведения, которые сдерживаются либо волевыми решениями, либо воздействием третьей стороны. Выделяют несколько стратегий поведения в конфликтной ситуации:

  1. Уход от конфликта или его избегание.

  2. Доминирование (подавление одной из сторон стремление добиться своих интересов в ущерб другой стороне).

  3. Компромисс – временные частичные уступки каждой из сторон при сохранении принципиальных разногласий.

  4. Сотрудничество. Участники конфликта приходят к решению, полностью удовлетворить интересы обеих сторон.

На длительность конфликта оказывают влияние разные факторы и в частности на первую стадию влияет фактор – сущность цели противоборствующих сторон и острота разногласий. Вторая группа факторов– количество и качество ресурсов для ведения борьбы.

Социология личности.

  1. Понятие личности.

  2. Структура личности и типология личности.

  3. Взаимодействие личности и общества.

  4. Статусно - ролевая теория личности.

  5. Социализация личности.

  6. Девиантное (отклоняющее) поведение личности.


I. Развитие представления о человеке как личности происходило в несколько этапов:

    1. Личность рассматривалась в древневосточных учениях (в даосизме). Человек еще не ощущает границ собственной личности и рассматривается как последнее звено в саморазвитии мира.

    2. Учения древнегреческих философов (Платон, Сократ). Они первыми осознали, что человек обладает внутренним миром, центром которого является разум.

    3. Период средневековья. Человек рассматривается как созданный по образу и подобию Бога. Мыслители эпохи Возрождения утверждали разум как высшее достоинство человека.

    4. Эпоха Просвещения (200-300 лет назад) - появилось понятие индивидуальность и личность.

    5. XVIII - начале XIX в. происходило углубление представлений и разработка научных подходов к пониманию и объяснению личности.

Для обозначения людей в наше время используются понятия человек, индивид, индивидуальность, личность.

Человек – самое общее родовое понятие (человеческий род).

Индивид – неделимая особь, отдельный конкретный человек, единичный представитель человеческого рода. В социологии индивид – это отдельный обособленный член социальной общности.


Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного индивида от другого; неповторимое сочетание природных и социальных свойств индивида.

Личность в различных науках трактуется по разному.

  1. В философии личность отождествляется с понятием человек и рассматривается как общественное существо в совокупности всех своих свойств.

  2. В социальной психологии главная проблема анализа личности состоит в выявлении того, каким образом происходит взаимоотношение личности с группой и каковы механизмы влияния социальных групп, социальных общностей на личность.

  3. В психологии акцентируется внимание на индивидуальные особенности личности, которые обусловлены физиологией и психологией человека.

  4. Социологический подход: Личность – устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений по средствам активной предметной деятельности и общения.

К элементам, составляющие социальные качества человека относят:

  1. Социально-определенная цель его деятельности.

  2. Занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли.

  3. Нормы и ценности, которыми человек руководствуется в процессе своей деятельности.

  4. Система знаков, которые он использует.

  5. Совокупность знаний, позволяющих выполнять принятые на себя роли.

  6. Совокупность социально-психологических особенностей (потребности, интересы, мотивы поведения).

  7. Активность и степень самостоятельности в принятии решения.

Таким образом, личность – интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе его включения в систему общественных отношений.

При изучении личности возникает вопрос: «Любой ли человек может быть назван личностью?». Можно выделить 2 точки зрения:

  1. Формально-логический подход, сформулирован представителями педагогики и психологии. Этот подход отвечает формальной логики, здравому смыслу. В соответствии с этим подходом перечисляются признаки, отличающие личность от человека вообще (положительные характеристики). Личностью признаются те люди, которые обладают положительными качествами.

  2. Диалектико-логический подход не делит людей на личности или не личности. Личность определяется через диалектику общего, особенного и единичного. Таким образом, личность – есть особенное, взятое в социальном аспекте.

При изучении личности социология уделяет внимание следующим проблемам:

  1. Структура личности, соотношение биологического и социального.

  2. Выделение типических характеристик личности, которые обусловлены принадлежностью ее к тем или иным социальным общностям.

  3. Взаимодействие личности и общества.

  4. Проблема формирования и развития личности (проблема социализации).

  5. Проблема девиантного поведения.



II. В первой половине ХХ в. накопленные факты привели к пересмотру первоначальных взглядов на сущность человека. Сделан вывод, что решающую роль играет среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения. Позднее эта проблема приобрела большую остроту.

Ученые считают, что в человеческой личности можно выделить уровни проявления:

  1. Природный, существующий и развивающийся в человеке в независимости от влияния на него других людей.

  2. Биологический, общий по происхождению у человека с животным.

  3. Наследственный, существует и развивается на основе генного фонда родителей.

  4. Социальный, приобретенный человеком в ходе общения и взаимодействия человека с другими людьми.

Кравченко считает, что в социальной подструктуре личности можно выделить:

  1. Собственно-социальные – совокупность приобретенных средств, минимально необходимых для нормального выполнения своих ролей.

  2. Специфически-культурные – совокупность норм и правил поведения, которые соблюдаются автоматически и позволяют считать человека воспитанным.

  3. Нравственное – высшее проявление культурного начала в человеке.

Популярным является «Структура личности Фрейда»:

  1. «ОНО» - сфера подсознания, включающая биологические потребности человека.

  2. «Я» («ЭГО») – компонента личности, которая управляет нашими контактами с внешним миром. При появлении «Я», на первый план выходит принцип реальности, рациональности.

  3. «СВЕРХ – Я» («СВЕРХ – СОЗНАНИЕ») – нравственное сознание индивида, область идеальных ценностей.

В социологии под социальной структурой личности понимается совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся в процессе его разнообразной деятельности под влиянием общности, в которую входит человек.

Осипов выделяет следующие элементы социальной структуры личности:

  1. Способ реализации в деятельности социальных качеств, проявляющихся в образе жизни человека и в разных видах деятельности (трудовой, семейно-бытовой, политической).

  2. Объективные социальные потребности личности.

  3. Способности к творческой деятельности, знанию, навыкам.

  4. Духовный мир личности – степень овладения культурными ценностями общества.

  5. Нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность.

Типология личности.

Социальный тип личности – продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей.

Проблема состоит в том, чтобы определить черты некой абстрактной личности с наибольшей полнотой, выражающий сущность данной социальной группы.

В социологии типическое представляет собой научную абстракцию, в которой не всегда можно найти аналог реальной действительности. Широкое распространение получило астрологическая типология личности и выделение соционических типов личности.


Гумилев выделил тип личности в зависимости от степени социальной активности людей, основанной на способности разных людей поглощать биохимическую энергию живых веществ.

Люди первого типа располагают достаточной энергией для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения. Эти люди работаю, чтобы жить.

Люди второго типа располагают избытком энергии чем ее требуется для нормальной спокойной жизни. Эти люди работают ради более высоких идеальных целей (пассионарий).

Люди третьего типа обладают недостаточной энергией. Они не стремятся к активной деятельности и предпочитают жить за счет других (субпассионарий).

Ядов считал, что можно выделить 3 типа личности:

  1. Базисный тип – тип, наилучшим образом отвечающий объективным условиям современного типа развития общества.

  2. Модальный тип – реально-господствующий в обществе или каких-либо отдельных социальных общностях.

  3. Идеальный тип – совокупность неких идеальных черт, которые обладают положительной направленностью.

Дарендорф, используя термин Аристотеля homo politikus выделил:

  1. Хомофабер – человек трудящийся.

  2. Хомоконсумер – современный потребитель.

  3. Хомоуниверсаус – человек способный заниматься различной деятельностью.

  4. Хомосоветикус – человек, зависящий от государства.

В современной России выделяются следующие типы:

  1. Маргинальный тип личности – личность, которая порвало со своей и не адаптировалась к новой среде.

  2. Базисный тип – торгового вида человек, человек наживающий деньги за счет различных махинаций («новые русские»).


III. Сущность проблемы взаимодействия личности и общества рассматривается в двух аспектах:

  1. Первый аспект нацелен на осмысление того, как устроена социальная жизнь, как социальные институты, общности соотносятся с потребностями единичной личности.

  2. Второй аспект нацелен на то, насколько личность способна проявить свою независимость, автономность в обществе или общество жестко программирует жизненный путь личности и ориентирует ее ценности, ориентации.

Существуют различные подходы к осмыслению проблемы:

Дж. Локк сформулировал учение о человеке как «чистой доске». Плохая среда пишет на этой «доске» таким образом, что создает плохого человека, т.е. человек не может изменить плохую среду.

Л. Фейербах сформулировал идеологическую концепцию, согласно которой можно и должно изменить сознание людей, а затем эти люди изменяют свое общественное бытие.

К. Маркс пытался соединить подходы Локка и Фейербаха. Изменение человека, превращение его в личность происходит ни до и ни после (как автоматическое или полуавтоматическое следствие), а только в процессе деятельности. Позднее Маркс пришел к мысли, что человек является одновременно и объектом социальных отношений и субъектом социальных отношений. Данный тезис Маркса позднее был усечен его последователями.


Долгое время в нашей стране в разработку теории личности было положено одностороннее положение тезиса Маркса. При таком подходе человек отождествляется с существующими социальными отношениями, отсюда абсолютизировалась социально-классовая принадлежность человека. При этом игнорировалась активная деятельность, сущность человека.

Социальная активность рассматривается с двух точек зрения:

  1. Активность как свойство личности, обусловленное ее природными данными и усиленная качествами, которая формируется в процессе воспитания, образования, общения.

  2. Активность как конкретная мера деятельности. Она может быть выражена в определенных количественных показателях и может служить предметом социологического исследования.

При изучении социальной активности возникает вопрос: «Всякая ли активность человека может оцениваться как социальная?».

  1. Если рассматривать активность как обусловленную социальной средой, то независимо от формы правления активность считается социальной.

  2. Если рассматривать мотивы, содержание, цели и направленность активности можно различать социальную и асоциальную активность. Асоциальной будет активность, связанная с противообщественной деятельностью. Противоположностью является социальное бездействие, пассивность.


IV. Статусно-ролевая теория личности является специально социологической теорией. Основные положения теории выдвинули Дюркгейм, Парсонс, Мертон, Дж. Мид, Р.Минтон.

Согласно этой теории социальное поведение личности описывается двумя основными понятиями «социальный статус» и «социальная роль».

Статусом называется позиция (положение) человека в группе или в обществе. Человек может иметь несколько статусов, но чаще только один из них определяет его положение в обществе (главным или интегральным).

усом называется позиция 9 9положение)ие личности описывается двумя основными понятиями "ную и ассоциальную тается социальГлавным статусом называется статус человека, с которым его отождествляют другие люди, либо с которыми он сам себя идентифицируют. Главный статус обусловлен должностью человека.

Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, используемой терминологии) и других знаков социальной принадлежности, так и во внутренней позиции (установка, ценности, мотивации).

Различают социальные и личные статусы.

Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы.

Личный статус – положение индивида в малой группе зависящее от того как его оценивают и воспринимают члены этой группы (определенное положение человека в структуре межличностных отношений, например, душа компании, козел отпущения).

Социальный статус имеет несколько разновидностей: