ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2020

Просмотров: 562

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социология конфликтов.


  1. Сущность конфликта, подходы к его определению. Специфика социального подхода.

  2. Структурные элементы конфликта, их характеристика.

  3. Движущая сила и мотивация конфликта.

  4. Динамика социального конфликта.

  5. Виды и формы протекания социального конфликта в России (самостоятельно).


I. Конфликт (спор, столкновение) изучается множеством наук, как технических, так и рядом общественных наук.

Философское определение:

Конфликт – предельный случай обострения противоречий, когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности (антагонизм, полярность).

В словаре иностранных слов:

Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, разногласий, спор, грозящие осложнениями.

Психологическое определение:

Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, в сознании отдельно взятого индивида в межличностных отношениях индивидов и групп людей, связанных с острыми, отрицательными эмоциональными переживаниями.

Социологическое определение:

Р. Дарендорф:

Конфликт – любое отношение между элементами, которые можно охарактеризовать через объективные или субъективные противоположности.

Л. Козер:

Конфликт – такое поведение, которое влечет за собой борьбу между противными сторонами из-за дефицитных ресурсов, и включают в себя попытки нейтрализовать, причинить вред или устранить противника.

Э. Гидденс:

Конфликт – реальная борьба между действующими людьми или группами не зависимости от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства мобилизуемые каждой из сторон.

Таким образом, в социологии под конфликтом понимается сложное социальное взаимодействие, содержанием которого является процесс развития и разрешение непримиримых противоречий, т.е. таких которые невозможно разрешить без изменения ряда факторов взаимодействия между вступающими в него социальными группами.

Изменение отношений является обязательным условием разрешения конфликта, иначе данное взаимодействие не будет являться конфликтом.

Для конфликта как специфической формы социальных взаимодействий характерны следующие моменты:

  1. Участниками социального конфликта являются социальные группы.

  2. Наличие противоречий интересов, взглядов, потребностей.

  3. Осознание данных противоречий (мотивация конфликтов).

  4. Конфликтная борьба.

Наряду с понятием конфликта используются близкие по смыслу термины: конкуренция, соперничество, враждебность. Но их следует различать по содержанию.

Конкуренция – особый тип конфликта, цель которого состоит в получении выгод (прибыли), либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям.

Особенность: применение только тех форм борьбы, которые признаны в качестве моральных и правовых в данном обществе.


Соперничество – борьба за признание личных достижений, творческих способностей со стороны общества, либо социальной группы.

Объектом соперничества выступают лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, признание коллег или вышестоящих руководителей.

Враждебность – фиксированная психологическая установка, готовность к конфликтному поведению, не всегда выплывающая в конфликт.

Разные стадии конфликта могут характеризоваться разной степенью враждебности сторон.


II. Структурные элементы конфликта:

  1. Участники конфликта.

  2. Причины и источники конфликта.

  3. Формы конфликтного поведения и действий участников, направленные на разрешение конфликта.

  4. Условия, в которых протекает конфликт или социальная среда.

  5. Функции и последствия конфликта.


    1. Участники конфликта. Р. Дарендорф выделяет конфликтные группы как объединение людей прямо или косвенно включенные в конфликт и ставящие перед собой социально значимые цели.

Дарендорф выделяет 3 вида групп:

  1. Первичные группы, чьи цели объективно или субъективно несовместимы и непосредственно взаимодействуют, стремясь удовлетворить свои интересы.

  2. Вторичные группы, непосредственно не включенные в конфликтные отношения, не стремящиеся быть замешены, но вносят косвенный вклад в сжигание конфликта. В период обострения конфликта могут быть первичными.

  3. «Третьи силы» - группы, заинтересованные в успешном, конструктивном разрешении конфликта.

В специальной литературе для обозначения конфликтных сторон используется понятие оппоненты (возражающий в споре противник).

Бородкин и Коряк выделяют ранг оппонента, подразумевая под ним силу или возможности оппонента.

Оппоненты 1-го ранга выступают в конфликте от собственного имени и преследуют собственные интересы.

Оппоненты 2-го ранга – группы, состоящие из отдельных индивидов, и преследующие в конфликтном взаимодействии групповые цели.

Оппоненты 3-го ранга – большие группы, включающие в свою структуру некоторое число меньших групп.

II. Причины и источники конфликта. По поводу причин конфликта в социологической литературе имеются различные подходы:

Р. Дарендорф считает, причиной конфликта является стремление людей к доминированию, поскольку человеческому существу от природы свойственно формировать иерархии и бороться за приоритетные позиции социальных групп или обществ. Социальный конфликт всегда следствие социального неравенства.

П. Сорокин считал, что источник конфликта лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать (от потребностей в пище и одежде, до потребностей в свободе и творчестве). Важны не сами по себе потребности, а средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.


К. Маркс считал, что причинами социального конфликта является борьба за собственность. Выделяется 2 вида борьбы:

1. Социальное противоборство за изменение принципов распределения материальных благ.

2. Социальное противоборство за изменение критериев из распределения в рамках сложившейся общественной системы.

Первый вид борьбы выливается в революцию, а второй – реформистский.

В современной социологии выделяют следующие причины конфликта:

  1. Противоположные ориентации вступающих во взаимодействие сторон (потребности, интересы, ценности).

  2. Ценностные причины определяются противоречием в групповых системах верований и поведений, противоречий, религиозных ценностей, нетерпимость в отношении ценностей других групп.

  3. Идеологические причины, которые приводят столкновению сторонников разных политических убеждений.

  4. Причины экономического порядка, связанные с распределением материальных и духовных благ.

  5. Причины социального порядка, обусловленные социальным неравенством людей в обществе.

  6. Информационные причины, обусловленные действием следующих факторов:

неполнотой и неточностью;

недооценка фактов и их значений;

ненадежность информации;

желание скрыть информацию.

III. Формы конфликтного поведения и действий участников, направленные на разрешение конфликта. Активные и пассивные формы (см. вопрос Динамика конфликта).

  1. Условия, в которых протекает конфликт или социальная среда.

Технические условия – степень организации и сплоченности групп, возможности воздействия их друг на друга, а также их наличие и количество лидеров.

Политические условия – определяются отношения зависимости власти, подчинение и угнетение, а также степень законности социальных норм и действий индивидов, социальных групп.

Психологические условия – конфликт определяется эмоциями участников, их возможностями и желаниями идти на компромисс.

Социальные условия – система коммуникаций внутри социальной группы, возможности сплочения или разобщения.

  1. Функции и последствия конфликта. Последствия могут иметь либо локальный характер (оказывать влияние на небольшие группы людей), либо глобальный масштаб.

По направленности последствия конфликта можно разделить на негативные и позитивные. Последствия зависят от внутренней сущности конфликта и характера его протекания.

Л. Козер выделил позитивные функции:

  1. Образование новых групп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп.

  2. Создание и поддержание баланса сил и частности власти.

  3. Адаптация индивида и социальных групп к новым условиям существования.

  4. Получение информации об окружающей среде (сигнализация о существовании проблемы).

  5. Стимулирование нормотворчества и социального контроля.

  6. Способствование к созданию новых социальных институтов общества.



III. В специальной литературе по анализу конфликта существует 2 точки зрения на природу конфликта.

  1. Ресурсная.

  2. Ценностная.

В теориях 1-го типа преобладают экономические объяснения конфликта. Здесь конфликт развертывается за существенно-значимые средства жизнедеятельности людей (сырье, территории, сфера политического доминирования).

Теории 2-го типа акцентируют внимание на систему верований, убеждений, несовместимых принципах организации общественного устройства.

Здравомыслов попытался объединить эти подходы. Он считает, что любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликт при соответствующих условиях. Однако ход этого превращения, способ осмысления этого процесса, характер его представления в сознании действующего субъекта, в большинстве случаев будет развиваться по определенным правилам, и в действиях противостоящих сторон всегда будет иметь место обращение к следующим аспектам:

  1. К тому, что жизненно необходимо для соответствующего субъекта (т.е. к потребностям).

  2. К тому, что представляет собой варианты средств и методов удовлетворения соответствующих жизненных потребностей (т.е. к интересам).

  3. К тому, что для него существенно и важно с точки зрения его индивидуальности и уникальности (т.е. к ценностям).

  4. К тому, что общепринято, освещено обычаям и традициям (т.е. обращение к нормам).

Таким образом, разграничения между потребностями, интересами, ценностями и нормами составляют первую линию аналитического расчленения конфликта. Конфликт будет полным и развернутым, когда он основывается на одновременном включении в мотивацию всех 4-х аспектов.

Вторая линия связана с тем, в какой из сфер жизни общества разворачивается данный конфликт. Выделяют 3 сферы:

  1. Экономическая сфера.

  2. Политическая сфера.

  3. Культурная сфера

В экономической сфере конфликт, как правило, развивается по поводу средств жизнедеятельности субъекта. В политической сфере главным предметом конфликта является власть. В культурной сфере восприятие и оценка культурных форм и целевых установок общества.

Перекрестный анализ движущих сил конфликта и сфер жизнедеятельности.

Движущие силы

Сферы жизнедеятельности

Экономическая

Политическая

Культурная

1. Потребности

Вариант использования ресурсов

Вариант самоорганизации общества

Выбор между рациональным и эмоциональным

2. Интересы

Институты распределения

Выбор альтернативы: интеграция - разобщение

Тип культуры

3. Ценности

Ориентации на рынок и на государство

Власть как средство или как самоцель

Приоритеты ценностей, роль общечеловеческих ценностей

4. Нормы

Договор - выгода одной из сторон

Закон - манипуляции

Долг - удовольствие


IV. В литературе посвященной конфликту существует 2 модели описания конфликта:

  1. Процессуальная.

  2. Структурная.

Процессуальная модель акцентирует внимание на возникновение конфликта, на переход конфликта из одной фазы в другую.

В структурной модели основное внимание уделяется анализу условий, лежащих в основе конфликта и определяющей ее динамики.

Шаленко выделяет 3 стадии конфликта:

  1. Возникновение и осознание конфликтной ситуации (предконфликтная ситуация).

  2. Стадия конфликтного поведения.

  3. Разрешение конфликта.

  4. Послеконфликтная стадия.

Каждая из стадий по своей длительности неоднородна.

На первой стадии выделяют 2 фазы:

  1. Начальное формирование в конфликтной ситуации накоплением и обострением противоречий в системе межгрупповых отношений. Конфликтная ситуация формируется в результате резкого расхождения интересов, ценностей. Эту фазу называют латентной или скрытой.

  2. Начинается с инцидента. Инцидент – внешнее событие, которое приводит к движению конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание сторонами побудительных мотивов, т.е. противоположности целей, интересов, взглядов.

Л. Петровская считает, что осознание конфликтных образов может протекать по разному.

1. Объективно ситуация существует, стороны считают, что их цели не совместимы и правильно оценивают себя, других и ситуацию в целом. В этом случае конфликт будет правильно понят.

2. Объективно конфликт существует, но не осознается сторонами, отсутствует субъективная сторона конфликта, и таким образом, стороны не конфликтуют.

3. Объективно конфликтная ситуация отсутствует, но отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные, это будет ложно понятый конфликт.

Вторая фаза приводит к открытому противодействию.

Вторая стадия представляет собой действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижения противостоящей стороны, ее цели и интересы. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей и интересов, но и формирование установки на борьбу, психологическую готовность к ней. Именно установка является последним компонентом формирования действия за которым оно следует.

Конфликтные интересы на фазе 2.1 принимают форму открытых разногласий, в которых индивиды не только не стремятся к урегулированию, а всячески усугубляют конфликтную ситуацию. Эта фаза характеризуется враждебностью, агрессивностью, это воплощается в формировании образа врага. Постепенно в ходе конфликтной борьбы стороны сталкиваются с действительностью, они получают больше информации, углубляют свои представления о целях и интересах друг друга и, таким образом, корректируется их первоначальное представление, более правильно начинает пониматься ситуация, собственные действия оцениваются более критически и в определенный момент происходит «переоценка» ценностей.