ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2020

Просмотров: 561

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социология как наука


1. Предмет и объект социологии

2. Социология и другие науки об обществе

3. Структура и функции социологии

4. Основные парадигмы современной западной социологии

5. История формирования социального знания


I. «Социология» - наука об обществе. В массовом сознании социология чаще отождествляется с опросами общественного мнения. Это неверное представление. Опросы – это технологии сбора социальных данных.

Социология представляет собой обширную фундаментальную науку, которая раскрывает закономерности поведения больших масс людей и функционирования современного общества в целом.

Социология использует специальные методы для познания окружающей действительности.

Социология представляет собой систему внутреннего организованного и проверенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе. Это означает, что знания о любом социальном явлении должно быть основано на проверенных и подтвержденных сведениях и научных доказательствах.


Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней.


Предмет исследования зависит от самого знания и является его частью.

По поводу определения объекта социологии нет существенных разногласий.


Объект – общество как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Объектом социального познания является совокупность социальных свойств, связей, отношений, существующих в обществе.


Социальное – все, что относится к совместной жизни людей, совокупность отношений, которые проявляются в конкретных условиях между индивидами.


По определению предмета социологии нет единого определения.

На протяжении исторического развития социологии понимание ее предмета менялось.


О. Конт. – Социология – позитивная наука об обществе.


Дюркгейм. – Предметом социологии являются социальные факты. Поскольку социальное есть коллективное, то предметом социологии является коллективное во всех его проявлениях.


М. Вебер. – Социология – это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.


П. Сорокин. - Социология как наука изучает поведение людей, живущих в среде себе подобных.


Предметом является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов – личности, социальных институтов.


Кравченко. – Социология – это система научного знания, излагающая основы устройства и тенденции поведения людей как больших социальных групп.


Ядов. – Социология – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, организаций и социальных процессов, как способов их осуществления.


Социология – это наука, изучающая структуру общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.



Общество рассматривается не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенных образом расположенных и упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах.

Для социологии главным является определение и изучение системы связей между отдельными частями структуры.


II. Социология выделилась из философии. Социальное знание накапливалось в недрах философии.

Общее состоит в объекте изучения и социологии и философии, социология использует методы абстракции, как и философия.

Различия касаются предмета исследования. Философия изучает глобальные мировоззренческие проблемы: смысл жизни, счастье, свобода, совесть.

Социология изучает более конкретные проблемы, существующие в современном обществе: социальные кризисы, мотивации поведения.

Различия в методах исследования.

Философия – наука умозрительная, созерцательная. Использует познавательные приемы (мыслительный эксперимент) применимые для решения вечных проблем человечества, в силу их высокой степени повторяемости.

Философия трактует реальные факты, социальные явления с точки зрения идей и ценностей, которые разделяет тот или иной ученый. Порождает опасность субъективизма в понимании трактовки социологических явлений. Социология пытается получиться объективную картину окружающей реальности. Это становится возможным благодаря использованию методов, точных, количественных, статистических приемов и процедур. Социология использует собственные методы познания, сбора информации – эксперимент, опрос, наблюдение.

Взаимосвязь социологии и истории. Их объединяет опора на факты. Различие в том, как анализируются и интерпретируются исторический факт социологии и истории.

Метод социологии стремится объяснить повторяющееся, регулярное – метод обобщающий, определяющий главные тенденции.

Метод истории преимущественно индивидуализирующий, т.е. рассмотрение социологического явления с т.з. его своеобразных характеристик. Социология и история взаимно обогащают друг друга.

Социология и антропология. Социальная антропология изучает локальные, простые, доиндустриальные общества с целью определения происхождения человеческого рода и человеческой культуры, а также их развитие. Социология изучает современное общество.

Социология и психология. Сходство: изучают поведенческие науки.

Различие:

  1. Социология изучает не индивидуально психологические особенности человека, а социо-культурные причины его поступков, т.е. определяет поведение человека, специфику его статуса, особенности норм, существующих в обществе.

  2. Для психолога психика конкретного человека – это неповторимый уникальный элемент. Для социолога – психика, это типичная способность, присущая каждому человеку.

  3. Для социолога человек интересен с точки зрения его рациональной составляющей.



Взаимосвязь с политическими науками. Их интересуют отношения власти, ее использования, перераспределение.

Экономические науки изучают определенную часть отношений – потребление, обмен, распределение и т.д.


Достоинства и особенности социологии:

  1. Характерно осмысление общности как целостности, это проявляется в том, что все частные социальные явления и процессы анализируются с точки зрения их соотношения с целым, а также в том, что социолог изучает социологические свойства, связи общественности независимо от сферы социологической жизни.

  2. Социология стремится к постижению реальных связей и взаимодействий людей.

  3. Широкое использование наряду с теоретическими эмпирических методов.


Таким образом, социология сочетает широту подхода и конкретность анализа реальностей. Это позволяет ей разрабатывать аргументированные теоретические положения.


III. Особенность социологии заключается в том, что она использует как теоретические так и эмпирические методы исследования, поэтому в зависимости от соотношения использования методов исследования выделяют несколько уровней социального знания:

П. Сорокин.

1. Теоретическая социология – разрабатывает понятийный аппарат необходимый для изучения общества.

2. Эмпирическая социология изучает частные социальные явления и социальные факты.


Р. Мертон ввел еще 3 уровня:

  1. Уровень эмпирических или конкретно – социальных исследований, главной целью которых является добыча конкретных фактов, их описание, классификация.

  2. Социологические теории среднего уровня. Их цель заключается в выработке системы специфических понятий, а также обобщение эмпирических данных в пределах отдельных областей соц. знания. # теории среднего уровня – экономическая социология, социология управления, труда, организации, молодежи, образования, спорта.

  3. Общесоциальный уровень, который исследует общество как единую систему, взаимодействие ее основных элементов и т.д.

Указанные уровни взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.


Отечественная социология выделяет четвертый уровень: социальная инженерия – это уровень практических внедренных научных социальных знаний для решения конкретных социальных проблем.


Функции:

Общие:

  1. Познавательная, предполагает разработку новых теорий, поиск закономерностей и перспектив социального развития общества – приращение нового знания об обществе. Данная функция для российского общества актуальна, поскольку общество в прошедшее десятилетие было в трех. этапе и накопленные знания в советской социологии не актуальны, следовательно нужны новые.

  2. Гуманистическая. Социология может служить улучшению взаимопонимания между людьми, формирования у них чувства близости, что в конечном итоге способствует совершенствованию общественных отношений.

  3. Идеологическая (негативная). Результаты социологических исследований могут находиться в интересах определенных социальных групп для достижения ими своих целей. Социальное значение может служить средством манипулирования поведением людей, формированием определенных стереотипов поведения, создания системы социальных предпочтений.


Прикладные:

  1. Диагностическая. Социологические методы позволяют получать информацию о наиболее актуальных проблемах для жизни общества.

  2. Функция социального контроля – осуществление обратной связи между законодательными органами власти и исполнительными (корректирование реформ, их отслеживание).

  3. Прогностическая. Разработка вариантов развития социологических процессов в обществе в зависимости от действия тех или иных факторов, а также расчет вероятных потерь при том или ином варианте развития. Это наиболее сложная функция.

  4. Социальное планирование и программирование. Планы – краткосрочные и долгосрочные. Отличие – период исследования, сроки.


Значение социологического знания:

  1. Происходящее реформирование всех сторон жизни общества требует изучения тенденций и закономерностей развития общества и последующей реформы.

  2. В настоящее время возрастает роль и значение социальных факторов, сферы общественной жизни.

  3. Одной из важных задач развития российского общества является формирование гражданского общества и это выдвигает на первый план исследование таких проблем как взаимодействие личности, общества, социального статуса личности и социальной группы.


Социологическое знание оказывает воздействие на общество следующим образом:

  1. Люди с социологической подготовкой работают в правительственных органах и частных структурах. Таким образом, все большее число специалистов получают возможность применять на практике свои социальные знания, и в профессиональной деятельности.

  2. Методы, разрабатываемые в социологии, применяются в других научных областях.

  3. Работы социологов могут изменять отношение людей к общественным явлениям.

  4. Социологические исследования позволяют получать информацию для принятия решений по вопросам социальной политики, а также для оценки эффективности существования социальной политики.



IV. Слово «парадигма» с греческого – образец. Трактуется как общие способы видения мира или база, на основе которой определяется какого рода научные теории являются приемлемыми для исследования.

Парадигма – это краткое описание понятий, проблем области знаний.


В социологии та или иная парадигма характеризует определенную социальную школу.

Виды:

  1. Макросоциальные теории – функционирование общества как единого целого.

  2. Микросоциальные теории – основное внимание направлен на изучение повседневного человеческого поведения.


1. Функционализм рассматривает элементы общества по принципу живых организмов, в которых те или иные органы обеспечивают жизнеспособность в целом (Г. Спенсер).

Теория Т. Парсонса и Р. Мертона – структурный функционализм. Опираясь на достижения математики, кибернетики предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом.


Парсонс стремился организовать идею социального порядка. Над конфликтом доминирует согласие.

Маркс. Социология конфликта. В 20-х годах конфликтная парадигма развивается теоретиками франкфуртской школы – Фромм, Хабермас, Маркузе.

Р. Дарендорф – основал современную социологи конфликта. Считал, что в основе конфликта лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти.

2. Символический интеракционизм – «взаимодействие».

Теория соци ального действия – М. Вебер.

Теория обмена.

Феноменология.

Этнометодология.

Символический интеракционизм (Дж.Мид) – люди одновременно создают социальную среду и находятся под ее воздействием.

Люди обретают свою человеческую природу благодаря взаимодействию с помощью символов (язык). Каждый участник должен уметь понимать намерения других (поставить себя на место партнера). Развитие теории в работе Блумера, выделил 3 основных положения:

  1. Человеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям.

  2. Эти значения являются продуктом взаимодействия между индивидами.

  3. Эти значения являются результатом понимания, объяснения символов окружающих каждого человека.


Теория обмена – Дж. Команс. Социальное действие рассматривает как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Он выделяет 5 основных положений:

  1. Постулат успеха. Чем чаще действия человека одобряются, тем вероятнее он будет их воспроизводить.

  2. Постулат стимула. Если стимул привел к успешному действию, то в случае повторного стимула человек будет стремиться воспроизводить действия.

  3. Постулат ценности. Чем более ценным представляется человеку результат его действия, то тем с большей вероятностью он произведет действие.

  4. Насыщение – голодание. Чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем менее он начинает ценить каждое полученное вознаграждение.

  5. Агрессия – одобрение. Если действие не вызовет ожидаемого вознаграждения, то действующий субъект буде вести себя агрессивно.


Феноменология – Э. Гуссерль. Основное внимание уделяет внутренней работе человеческого сознания. Не объясняет причины человеческого поведения. Индивиды контактируют с окружающим миром и познают его с помощью чувств, однако простого наличия чувств недостаточно для осмысления мира, следовательно, люди группируют окружающий в явления, а затем преобразуют свой чувственный опыт в предметы, обладающие общими характеристиками – типизации.

Типизации воспринимаются членами общества и передаются детям в процессе общения.




Базисные элементы социальной жизни


  1. Социальное действие, связи, социальное взаимодействие как основные элементы общественной жизни.

  2. Понятие социальной общности, ее разновидности. Характерные черты массовой общности.

  3. Социальные группы, их виды, характеристика.

  4. Понятие социального института. Виды и функции.

  5. Сущность и значение социальных организаций в жизни общества.