ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2020

Просмотров: 566

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Предписывающий статус (прирожденный) – статус, в котором человек рожден, но который позже должен быть признан обществом или группой, т.е. прирожденный статус должен получить подкрепление в общественном мнении, в социальном устройстве общества (дворянин). Таким образом, предписываемым является статус, полученный не по своей воле, над которым он не имеет контроля.

  2. Достигаемый статус – приобретается в результате личных усилий человека и находится под контролем человека (должностной).

  3. Смешанный статус – когда трудно определить его природу (статус безработного).

  4. Естественный статус – определяется существенными и устойчивыми характеристиками человека (пол, возраст).

  5. Профессиональный статус.

Любой социальный статус предполагает совокупность прав и обязанностей, которыми по традиции общество наделяет данную позицию. Совокупность прав и обязанностей, закрепленных за человеком, называется социальной ролью.

Социальная роль – совокупность действий (функций) которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе.

Свецинский: Социальная роль – нормативная система действий, ожидаемая от индивида в соответствии с его социальными позициями.

Социальную роль иногда называют моделью или шаблоном поведения в той или иной ситуации. Однако фактическое поведение человека не всегда может совпадать с нормативными требованиями. Поэтому в социологии выделяют 2 соответствующие социальные роли:

  1. Ролевое поведение – то, что человек реально делает в рамках своей роли.

  2. Ролевое ожидание (требование) – поведение, которое ожидается другими людьми.

Между двумя этими составляющими социальной роли никогда не бывает полного совпадения. Главным связующим звеном между ними служит характер человека или индивида. Таким образом, поведение конкретного человека является результатом индивидуального понимания и истолкования своей роли.

Интернализация – процесс усвоения социальной роли. Он включает три этапа:

  1. Восприятие ожиданий.

  2. Желание соответствовать этим ожиданиям.

  3. Изменение собственного поведения.

Одновременно человек может выполнять несколько социальных ролей – эта совокупность называется ролевым набором. Между ролями может возникнуть конфликт, когда человек выполняет несколько ролей. Конфликт создает стрессовую ситуацию и требует поиска способов гармонизации ролей.

Варианты ролевых конфликтов:

  1. Конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъявляют неодинаковые (иногда противоположные) требования к выполнению личностью одной и той же роли.

  2. Различные субъекты по-разному оценивают значимость одной и той же роли.

  3. Конфликт между ролями, когда роли должны делить между собой дефицитный ресурс, например время.


V. Социализация – процесс освоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для ее успешного функционирования в данном обществе. Именно посредством социализации человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.


Функции социализации:

  1. Социализация обеспечивает сохранение общества через передачу идеалов, ценностей, образцов поведения.

  2. Социализация предоставляет людям возможность взаимодействовать друг с другом посредством освоения социальных ролей.

Аспекты социализации:

Стадии и механизмы.

Агенты и институты.

Стадии выделены в соответствии с развитием познавательных структур индивида и их перестройки в зависимости от опыта и социального взаимодействия.

Ж.Пиаже выделяет стадии:

  1. Сенсомоторная (от рождения до 2х лет).

  2. Операциональная (от 2х до 7 лет). Ребенок осознает символы вещи и различает предметы.

  3. Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет). Мысленное оперирование понятий и развитие воображения.

  4. Стадия формальных операций (с 12 до 15 лет). Формирование абстрактных понятий (добро, зло, благородство).

По критерию включенности в трудовую деятельность стадии бывают: дотрудовая, трудовая, послетрудовая.

З. Фрейд рассматривал социализацию как процесс развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходит становление составляющих элементов личности.

Различают социализацию взрослых и социализацию детей. Социализация взрослых как бы изменяет внешнее поведение, в то время как в процессе социализации детей формируется ценностные ориентации личности.

Механизмы социализации.

Смелзер:

  1. Стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых.

  2. Игровая стадия – дети осознают поведение взрослых.

  3. Стадия групповых игр, на которых дети учатся понимать что от них ждет целая группа.

З.Фрейд:

  1. Имитация.

  2. Идентификация.

  3. Чувство стыда.

  4. Чувство вины.

Имитация – осознанная попытка ребенка скопировать определенную модель поведения. При этом образцом могут выступать взрослые, родители.

Идентификация – способ осознания принадлежности личности к той или иной общности.

Стыд и вина – негативные механизмы, поскольку они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. Стыд ассоциируется с тем, что вас разоблачили. Ощущение вины связано с внутренними переживаниями, самооценкой человека своих поступков. Контролером выступает совесть.

Парсонс:

Имитация – процесс, с помощью которого осваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения.

Идентификация – внутреннее освоение ценностей людьми, т.е. их принятие или непринятие.

Формирование теории личности, «Теория зеркального Я» (Ч. Кули, Д. Мид).

Ч. Кули выделил 3 стадии:

  1. Наше восприятие того, как мы смотрим на других.

  2. Наше восприятие их мнения по поводу того как мы смотрим.

  3. Наши чувства по поводу этого мнения.

Мид говорил, что не всякие оценки важны.

Агенты и институты социализации:

Агенты – конкретные люди ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Агенты первичной социализации – родители, бабушки, братья и другие родственники, друзья. Агенты вторичной социализации оказывают менее важное воздействие на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, взаимодействие менее продолжительное (диктор ТВ, корреспонденты).


Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (мать – учитель, воспитатель). Агенты вторичной социализации выполняют 1-2 функции.

Институты социализации – те учреждения, которые направляют процесс социализации. Первичный институт – семья, школа; вторичный институт – государство, армия).


VI. Проблема девиации или отклоняющегося поведения связана с соблюдением людьми социальных норм, существующих в обществе.

Определение Смелзера:

Девиация – это отклонение от групповой нормы, которая влечет за собой изоляцию или наказание нарушителя.

Общий подход:

Девиация – отклонение от нормы, вне зависимости от направленности поведения:

позитивная девиация (поведение творческих людей);

негативная девиация (ведет к нарушению закона).

Понятие девиация относительно, поскольку критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия. Трудно точно установить какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе.

Существует классификация девиантного поведения в зависимости от степени причиненного вреда интересам личности, социальной группе и обществу в целом; от типа нарушаемых норм.

Типы:

  1. Деструктивное поведение – поведение, причиняемое вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам (мазохизм).

  2. Асоциальное поведение – причиняется вред самой личности и определенным социальным общностям (самоубийство, наркомания).

  3. Противоправное (делинквентное) поведение – предполагает нарушение правовых и моральных норм (поведение преступника).

Девиантное поведение может выражаться в:

  1. Форме отдельных поступков.

  2. Форме деятельности (проституция).

  3. Форме образа жизни (мафиозные группировка).

В выявлении причин девиантного поведения существует несколько подходов:

I. Биологический. Ч. Ломброзор обнаружил связь между криминальным поведением и физиологическими чертами.

Криминальный тип личности – результат деградации человека к более ранним видам человека (по эволюции). Черты:

выступающая нижняя челюсть;

редкая бородка;

низкая чувствительность к боли.

В. Шелтон подчеркивал важность строения чела человека. Выделил три типа:

  1. Эндоморфы – полноватые, круглые, характерна общительность, умение ладить с людьми.

  2. Мезоморфы – люди с сильным стройным телом, активные, склонность к беспокойству, не слишком чувствительны.

  3. Эктоморфы – тонкие, хрупкие, склонны к самоанализу.

II. Психологический. З.Фрейд. Преступление с чувством вины.

III. Социологический. Впервые дал объяснение Дюркгейм: Причиной девиантного поведения является социальная дезорганизация, т.е. такое состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такая ситуация характерна в период трансформации общества.


Мертон считал, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. в поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для ее успешного функционирования в данном общесР РР