Файл: Финансы и кредит.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2020

Просмотров: 2623

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Операции международного лизинга имеют некоторые особенности.

1. Лизингополучатель имеет право без лицензии Банка России осу­ществлять международные операции, связанные с движением капита­ла, привлекать денежные средства от нерезидентов РФ в целях приоб­ретения предмета лизинга на срок более шести месяцев (180 дней), но не превышающий срок действия договора лизинга.


2. Лизинговые компании имеют право без лицензии Банка Рос­сии осуществлять операции, связанные с движением капитала, вып­лачивать проценты за пользование рассрочкой платежа, предоставлен­ной продавцом (поставщиком) предмета лизинга, независимо от сро­ка фактического получения предмета лизинга (текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала).

3. К операциям, связанным с движением капитала при междуна­родном лизинге не относятся ввоз на территорию РФ и вывоз с нее (перемещение через таможенную границу РФ) предмета лизинга в целях его использования по договору лизинга на срок более шести месяцев, а также оплата полной суммы договора лизинга за период, превышающий шесть месяцев.

4. Стороны договора лизинга имеют право предоставить отсрочку лизинговых платежей на срок более шести месяцев с момента факти­ческого ввода предмета лизинга в эксплуатацию.

5. При ввозе на территорию РФ или вывозе с нее (перемещении через таможенную границу РФ) предмета лизинга все виды таможен­ных налогов и тарифов начисляются на полную таможенную стоимость имущества. Уплата таможенных налогов и тарифов производится:

— на момент ввоза (вывоза) предмета лизинга на сумму оплачен­ной части таможенной стоимости имущества, что подтверждается бан­ковскими документами;

— в дальнейшем одновременно с лизинговыми платежами или в течение 20 дней с момента получения лизинговых платежей.

Следует иметь в виду, что приведенный выше порядок (система) оплаты таможенных налогов и тарифов не считается отсрочкой тамо­женных платежей или инвестиционным налоговым кредитом. Лизин­говая сделка может включать в себя оказание дополнительных услуг: приобретение прав на интеллектуальную собственность (ноу-хау, ли­цензионных прав, прав на товарные знаки, марки и др.), осуществле­ние шеф-монтажных работ, послегарантийное обслуживание и ремонт и др. Участники договора лизинга по взаимному соглашению могут применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. При этом нор­ма амортизационных отчислений, установленная для равномерного метода амортизации, увеличивается на коэффициент ускорения в раз­мере не выше трех. Лизингополучатель уплачивает лизингодателю плату за владение и пользование имуществом, предоставленным ему по договору лизинга. Размер, форма и периодичность лизинговых пла­тежей устанавливаются в договоре лизинга по соглашению сторон.


Основные сравнительные преимущества лизинговой сделки

Ни один из видов деятельности не найдет широкого применения, если он не будет приносить выгоду всем участникам договорных отношений.

- Инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск невозврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права собственности на переданное имущество.

- Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество. При использовании обычного кредита предприятие должно было бы часть стоимости покупки оплатить за счет собственных средств.

- Очень часто предприятию легче получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога. За рубежом некоторые лизинговые компании не требуют от лизингополучателя никаких дополнительных гарантий.

- Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, так как предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения средств от реализации товаров, произведенных на взятом в лизинг оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими.

- Лизинговые платежи выплачиваются после того, как оборудование установлено на предприятии. Как только оборудование достигло соответствующей производительности, предприятие получает прибыль, часть которой может использоваться для платежей лизингодателю.

- Срок лизинга может быть значительно больше срока кредита.

- При лизинге предусматривается возможность выкупить оборудование по номинальной или остаточной стоимости по истечении срока договора лизинга.

- Для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа, а также и устаревания имущества, поскольку имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование.

- Лизинговое имущество не числится у лизингополучателя на его балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это имущество.

- Лизинговые платежи относятся на издержки производства лизингополучателя и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль.

- Наличие амортизационных и налоговых льгот для лизингодателя, дает ему возможность поделиться этими льготами с лизингополучателем путем уменьшения размера лизинговых платежей.

- Производитель имущества имеет дополнительные возможности сбыта своей продукции.

Для объективности отметим ряд недостатков, присущих лизингу. В частности, на лизингодателя ложится риск морального старения имущества и получения лизинговых платежей, а для лизингополучателя выходит, что стоимость лизинга больше, чем цена покупки или банковского кредита. Однако положительных моментов, присущих лизингу, намного больше, чем отрицательных, а с введением налоговых льгот, предусмотренных в постановлении Правительства РФ, лизинговый бизнес стал еще более привлекательным. Введение налоговых и амортизационных льгот во всех странах приводило к бурному развитию лизингового бизнеса, и, наоборот, сокращение предоставляемых налоговых льгот сразу приводило к уменьшению объема лизинговых операций. Реализация данного постановления привела к освобождению лизингодателя от уплаты налога на прибыль, полученную им от реализации договора о лизинге, и налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг. Использование всех предусмотренных налоговых льгот позволяет уменьшить общую величину лизинговых платежей и привлечь к лизингу более широкий круг потенциальных лизингополучателей. В частности, только освобождение лизинговых платежей от налога на добавленную стоимость позволяет уменьшить лизинговые платежи на 18%.


Франчайзинг (от англ. franchise — привилегия, право) — система пе­редачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. Между­народная ассоциация франчайзинга IFA (International Franchise Asso­ciation) определяет франчайзинг как продолжительные отношения, при которых франчайзер передает исключительные права, основанные на лицензионном соглашении, заниматься предпринимательской деятель­ностью, а также оказывает помощь в обучении, маркетинге, управле­нии в обмен на финансовую компенсацию от франчаизиата. В Российс­кой Федерации действие франчайзинга регламентирует Гражданский кодекс РФ (гл. 54 «Договор коммерческой концессии»). Сущность фран­чайзинга заключена в том, что фирма (франчайзер), имеющая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях неизвестной по­требителям фирме (франчайзиату) право, т.е. франчайз — лицензию на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и по­лучает за это определенную компенсацию (доход). Франчайзер — это лицензиар франчайза, т.е. правообладатель. Франчайзиат — это лицен­зиат франчайза, т.е. пользователь.

Согласно ст. 1027 Гражданского кодекса РФ «по договору коммер­ческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоста­вить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без срока право использовать в предпринимательской деятельности пользо­вателя комплекс исключительных прав, принадлежащих правооблада­телю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммер­ческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т.д.».

Основной принцип франчайзинга состоит в сочетании ноу-хау фран­чайзера с капиталом франчаизиата. Франчайзиат выполняет две функ­ции: поставка капитала для создания торгового предприятия и руко­водство собственным торговым предприятием.

Франчайзер (правообладатель) несет субсидиарную (дополнитель­ную) ответственность по предъявляемым к франчайзиату (пользова­телю) требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) франчайзиатом по дого­вору франчайзинга (коммерческой концессии). Франчайзиат по окон­чании срока договора имеет право на заключение договора на новый срок на тех же условиях. Франчайзер имеет право отказать в заключе­нии договора на новый срок при условии, что в течение трех лет со дня истечения срока данного договора он не будет заключать аналогич­ный договор с другими лицами и соглашаться на заключение анало­гичных договоров коммерческой субконцессии, действие которых бу­дет распространяться на ту же территорию, на которой действовал прекратившийся договор.

Франчайзинг имеет как преимущества, так и недостатки. Для фран­чайзера преимущества состоят в возможности: увеличить число тор­говых предприятий при минимальных вложениях капитала, так как франчайзиат тоже вкладывает свою долю капитала в данный бизнес; увеличить прибыль за счет усилий франчайзиата, так как франчайзи­ат, являясь собственником предприятия, прилагает максимум усилий для увеличения доходности бизнеса; расширить сеть распределения своего товара (услуги) за счет привязки к себе франчайзиата, так как франчайзиат, как правило, обязан покупать необходимое ему обору­дование у франчайзера или через него. Для франчайзиата преимущества заключаются в возможности стать самостоятельным пред­принимателем; вести свой бизнес под признанным товарным знаком; использовать уже ранее испытанные формы предпринимательства; приобретать многие виды лицензионного бизнеса по относительно низким ценам и т.п.


Франчайзинг имеет и определенные недостатки. Для франчайзера они заключаются в сложности контроля за деятельностью франчай­зиата, так как франчайзер непосредственно им не руководит; в воз­можности потерять свой имидж из-за плохой работы франчайзиата и др. Для франчайзиата недостатки состоят в контроле со стороны фран­чайзера, что может оставить франчайзиату мало возможностей для самовыражения в бизнесе; в больших затратах на услуги франчайзера, например, на покупку оборудования, которое франчайзиат обязан по­купать только у франчайзера, в то время как у другого продавца оно может стоить немного дешевле; в опасности изменения политики фран­чайзера в худшую для франчайзиата сторону и т.п.

За рубежом франчайзинг преобладает в отраслях, которые харак­теризуются интенсивным вложением капитала. Традиционный метод финансирования, используемый франчайзиатом, заключается в соче­тании собственных ресурсов и банковских кредитов, а также средств, полученных от залога имущества. Франчайзинг является средством мобилизации капитала. Он привлекает капиталовложения большого числа инвесторов, стремящихся стать владельцами своего собствен­ного дела, при этом общая сумма вложенного капитала намного пре­вышает сумму, которая может быть получена от традиционных источ­ников финансирования.

Существует два типа франчайзинга — товарный и бизнес-формат. Товарный франчайзинг связан с продажей товарных групп франчайзе­ра франчайзиату, платежами, взыскиваемыми с франчайзиата и усло­виями платежей. В отдельных случаях он имеет отношение к оплате гарантийных услуг и возмещению расходов на совместную рекламу. При товарном франчайзинге франчайзер по договору франчайза ус­тупает франчайзиату право продажи товаров (услуг) на строго опре­деленном рынке или определенной территории, а франчайзиат, в свою очередь, обязуется закупать товары исключительно у франчайзера.

Бизнес-формат франчайзинга заключается в предоставлении фран­чайзиату со стороны франчайзера целого пакета услуг: обучение биз­нес-процессам, передача производства, ноу-хау, накопленного опыта, товарных знаков, фирменных названий, знаков обслуживания и др. При этом типе франчайзинга взимается начальный гонорар за предос­тавление франчайза. Это могут быть разовая плата и плата по частям за франчайз, обучение, другие услуги. При франчайзинге бизнес-фор­мата требуется, чтобы франчайзиат делал взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзера. Доходы франчайзера складыва­ются из первоначально уплачиваемого ему одноразового вознаграж­дения (вступительный взнос) и из постоянных отчислений, т.е. теку­щих сборов (процент от выручки или от прибыли). Источниками до­ходов франчайзера является также и прибыль, полученная от сдачи в аренду франчайзиату недвижимости, движимого имущества; креди­тования; сдачи в залог имущества франчайзиата; покупки и перепро­дажи розничных торговых предприятий франчайзиата и др.


Толлинг (англ. tolling), или толлинговые операции, — это специфичес­кая схема внешнеэкономических связей, оформляемая в форме контракта на услуги по обработке иностранного давальческого сырья, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации для дальнейшей переработки его российскими предприятиями в готовую продукцию, вывозимую за пределы России. Другими словами, толлинг — это спо­соб организации производства, основанный на разделении товарно-сы­рьевых поставок и переработке давальческого сырья, и связанных с ним денежных потоков (потоков валюты), позволяющий существенным об­разом экономить собственные оборотные средства и минимизировать налоговые платежи. Давальческое сырье представляет собой материа­лы, продукцию, передаваемую их владельцам без оплаты другим орга­низациям для переработки (доработки), включая розлив.

Толлинг имеет две формы: внешнюю и внутреннюю. При внешнем толлинге нерезидент приобретает сырье за границей для передачи его в переработку российским хозяйствующим субъектам. Внутренний толлинг означает, что нерезидент приобретает сырье на территории России, отдает его в переработку российским хозяйствующим субъек­там, затем оплачивает обработку сырья в валюте и оформляет продук­цию на экспорт. Валютный контроль со стороны банка может быть установлен только за переработкой сырья и экспортом готовой про­дукции. Процесс же покупки сырья нерезидентом есть процесс неконт­ролируемый, поэтому некоторые экономисты считают операции внут­реннего толлинга не совсем законными.

Толлинг часто приводит к разделению производственных программ между фирмами, созданию совместных производств и научных кол­лективов. Толлинг появился в Российской Федерации в 1993 г., когда иностранные заказчики начали перерабатывать в России свое (даваль­ческое) сырье и получать при вывозе алюминия из России всевозмож­ные льготы, в том числе освобождение от налога на добавленную сто­имость, пошлин и др. Договор толлинга согласно п. 1 ст. 8. Гражданс­кого кодекса РФ является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей. По своей правовой природе этот договор отно­сится к смешанным договорам и содержит элементы договоров подря­да, поставки, а в ряде случаев и мены. Согласно письму Министерства финансов РФ от 25 апреля 1997 г. № 11-01-08/113 «О некоторых воп­росах налогообложения операций по "внутреннему" и "внешнему" толлингу» схема внешнего толлинга определяется таможенным режимом «Переработка товаров на таможенной территории» (гл. 9 Таможенного кодекса РФ), которым установлен порядок налогообложения товаров, помещаемых под данный таможенный режим. В отношении внутренне­го толлинга действуют нормативные акты, приравнивающие его к экс­порту отдельных коммерческих операций без вывоза товаров с тамо­женной территории за границу. Таким образом, операции внутреннего толлинга приравниваются к таможенному режиму экспорта, что осво­бождает указанные товары от налога на добавленную стоимость. Внут­ренний толлинг действует по следующей схеме (рис. 19.2.3).