Файл: Финансы и кредит.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2020

Просмотров: 2609

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приравненные к экспорту отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу выпадают из-под таможенно-банковского контроля, что спо­собствует неуплате налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет и оттоку российского капитала из страны. В случае постанов­ки иностранных организаций на учет в качестве налогоплательщиков они освобождаются от налога на добавленную стоимость по товарам, вывозимым ими за пределы территории государств — участников СНГ, и имеют право на возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), ис­пользуемых для производства таких товаров.

Особое значение при осуществлении импортно-экспортных опера­ций с давальческим сырьем (обработкой в России или за ее пределами) имеет оценка его стоимости. Письмом Государственного таможенного комитета от 2 октября 1996 г. № 06-10/17627 установлено, что цены на ввозимое давальческое сырье и вывозимые продукты переработки не оговариваются в контрактах даже для целей таможенного оформле­ния. При импорте процедура оценки принципиально урегулирована приказом Государственного таможенного комитета РФ от 5 января 1994 г. № 1 «О таможенной стоимости товаров, ввозимых на террито­рию Российской Федерации» и Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5005-1 «О таможенном тарифе». Допускается в целях упрощения и унифика­ции таможенной оценки применение метода «по цене сделки» в случа­ях ввоза товаров по условно-стоимостным сделкам (сделкам, по кото­рым нет реального движения денежных средств).

Поскольку официальной ценой сделки купли-продажи является стоимость услуги по переработке, то при импорте операцию по ввозу давальческого сырья можно рассматривать как условно-стоимостную оценку каждого товара с включением всех расходов по доставке това­ра до места ввоза на таможенную территорию России (в качестве та­кого документа обычно предъявляется счет-проформа).

Эффективность реализации толлинговых проектов требует пра­вильной организации не только товарных, но и финансовых потоков, включая различные виды расчетов, взаимозачеты, создание вексель­ных центров и прочей финансовой инфраструктуры.

Фронтирование рынка, или фронтинг (от англ. front — выходить на), — это операция по захвату финансового рынка другого хозяйству­ющего субъекта или зарубежного рынка. Фронтирование рынка свя­зано с решением целого комплекса аналитических и организационных задач. Начальным моментом фронтирования рынка являются разра­ботка и реализация стратегии финансового маркетинга. Данная стра­тегия включает в себя пять концепций: сегментация финансового рын­ка, выбор целевого рынка, выбор метода выхода на рынок, выбор мар­кетинговых средств, выбор времени выхода на рынок.


Захват финансового рынка начинается с экспортного маркетинго­вого исследования финансового рынка, задачей которого является изу­чение возможностей реализации своих новых продуктов на зарубеж­ных финансовых рынках. Экспортное маркетинговое исследование в области финансовых инноваций означает нахождение потенциальных инвесторов-покупателей за границей. Оно включает в себя следующие этапы:

1) изучение всех доступных внешних финансовых рынков с целью выбора более перспективных;

2) обоснование выхода на финансовый рынок конкретной страны или группы стран, например на западноевропейский, южноамерикан­ский, азиатский рынки и т.п.;

3) составление программы маркетинга при реализации своей фи­нансовой инновации на зарубежном рынке. Эта программа включает в себя изучение рыночного потенциала, исследование позиций конку­рентов, сбор и изучение информации об инвесторах-покупателях и т.п. Рыночный потенциал означает емкость рынка, т.е. количество продукта или операции (технологии), которое можно продать за год на рынке при действующих ценах (курсах, процентных ставках). Позиция кон­курентов характеризуется многими факторами: местом на рынке, имид­жем, конкурентоспособностью продукта, финансовым состоянием и платежеспособностью и т.п.;

4) выбор метода выхода на рынок;

5) выбор времени выхода на рынок.

Метод и время выхода финансовой инновации на зарубежный ры­нок зависят от конкретной ситуации на этом рынке. Перед экспортом финансовой инновации обычно ставятся задачи по определению сте­пени привлекательности финансового продукта или операции (техно­логии) для инвесторов-покупателей, объема новых финансовых про­дуктов и их стоимости.

Для получения ответа на поставленные вопросы используют пер­вичную и вторичную информацию. Первичная информация — это ин­формация, собранная для какой-либо конкретной цели. Вторичная информация представляет собой информацию, которая уже существу­ет, будучи собранной ранее для других целей. Поскольку вторичная информация уже существует, то исследование зарубежного рынка сле­дует начать именно со сбора этой информации. Для аналитика вто­ричная информация является более доступной, чем первичная, и об­ходится намного дешевле.

В настоящее время фронтирование широко применяется на меж­дународном страховом рынке и на рынке международных банковских услуг. На международном страховом рынке фронтирование означает операцию, в процессе которой страховая компания оформляет страхо­вой полис, но риск (весь или часть его) передает другому страховщи­ку, который не фигурирует в договоре. Другими словами, фронти­рование страхового рынка — это принятие на страхование рисков с целью передачи их полностью или частично другим страховым компаниям, часто по просьбе последних, за соответствующее вознаграж­дение. Оно осуществляется в случаях, когда страховщик желает по­пасть на рынок, куда он сам или его полисы не допускаются. Тогда стра­ховщик обращается к местной страховой компании с предложением оформить за вознаграждение страховой полис, а затем переводит на себя риск и страховые взносы. Страховая компания, выдающая по просьбе другого страховщика страховой полис от своего имени, имея в виду, что 100% принятого риска будет перестраховано у того же стра­ховщика, по просьбе которого выдается страховой полис, называется фронтирующей компанией, а сам страховой полис называется фронт-полис. Страховые компании весьма изобретательно подходят к оформ­лению полиса, поскольку юридическое лицо, выдавшее полис, явля­ется ответчиком в случае возможных претензий.


Фронтирование международных банковских услуг осуществляется путем проведения операций своп. Например, К. Рэдхэд и С. Хьюс в книге «Управление финансовыми рисками» приводят следующий пример валютного свопа. В начале 1980-х годов, когда Всемирный банк брал кредиты в швейцарских франках, возникла ситуация по переполне­нию рынка долговыми обязательствами этого банка. Рынок швейцар­ского франка был настолько насыщен долговыми обязательствами Всемирного банка, что банк столкнулся с проблемой повышения про­центных ставок. Банк обошел эту проблему, взяв взаймы доллары и заключив своп с компанией «JBM». В связи с тем что на рынке швей­царского франка было относительно мало корпоративных заемщиков из США, этим корпорациям предоставлялись кредиты под относитель­но низкие проценты. Компания «JBM» тем самым получила возмож­ность брать взаймы швейцарские франки дешевле, чем Всемирный банк. Компания «JBM» взяла кредит в швейцарских франках и осу­ществила своп (швейцарские франки против долларов США) со Все­мирным банком на взаимовыгодных условиях.

Инвестиционные операции — это сделки по вложениям свободного капитала. Эти вложения могут осуществляться по двум направлениям:

1) иностранные инвестиции, идущие в Россию для вложения в рос­сийский бизнес;

2) российские инвестиции, идущие за рубеж для вложения в иност­ранный бизнес.

Иностранные инвестиции на территории нашей страны регулиру­ются Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иност­ранных инвестициях в Российской Федерации». При этом особое вни­мание уделяется прямым инвестициям. Прямая инвестиция представ­ляет собой:

— приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организа­ции, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хо­зяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданс­ким законодательством РФ;

— вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;

— осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указан­ного в разд. XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономичес­кой деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и исполь­зования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее бла­гоприятным, чем правовой режим деятельности и использования по­лученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским ин­весторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ. Виды льгот и по­рядок их предоставления устанавливаются законодательством РФ.


Филиал иностранного юридического лица, созданный на террито­рии Российской Федерации, выполняет часть функций или все функ­ции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (головной организации) при усло­вии, что цели создания и деятельности головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредствен­ную имущественную ответственность по принятым ею обязательствам в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ. До­черние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантия­ми и льготами, установленными законом.

Российская коммерческая организация получает статус коммерчес­кой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерчес­кая организация с иностранными инвестициями и иностранный ин­вестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законом РФ.

Иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранны­ми инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10% доли (вкла­да) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осу­ществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме пра­вовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законом. Иностранному инвестору на территории Российской Федерации пре­доставляется безусловная защита прав и интересов. Он имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ. Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федера­ции в любых формах, не запрещенных законодательством. Оценка вло­жений капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой орга­низации с иностранными инвестициями производится в соответствии с законодательством РФ в российской валюте.

Имущество иностранного инвестора или коммерческой организа­ции с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ. При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвести­циями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При пре­кращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, они вправе требовать в судебном порядке возврата сохра­нившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости иму­щества. При национализации имущества возмещаются стоимость на­ционализируемого имущества и другие убытки. Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и пред­принимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в междуна­родном арбитраже (третейском суде).


Иностранный инвестор имеет также право на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли, других правомерно полу­ченных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуще­ствленными им инвестициями. Деятельность иностранных инвесто­ров, осуществляемая в форме капитальных вложений на территории России, регулируется также ст. 5 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества, а именно:

  • определяет целесообразность введения запретов и ограничений на осуществление иностранных инвестиций на территории РФ, раз­рабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограни­чений;

  • определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;

  • утверждает перечень конкретных инвестиционных проектов;

  • разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных про­грамм привлечения иностранных инвестиций;

  • привлекает инвестиционные кредиты международных финан­совых организаций и иностранных государств на финансирование бюджета развития в РФ инвестиционных проектов федерального зна­чения и др.

Осуществление инвестиционных операций российского предпри­нимательского капитала за рубежом производится только на основа­нии соответствующих разрешений, выдаваемых Центральным банком РФ (Банком России). Порядок выдачи Банком России разрешений на проведение инвестиционных операций производится в соответствии с Положением о порядке выдачи Банком России разрешения на про­ведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала (далее — Положение), утвержденным Банком России 20 июля 1999 г. № 82-П. Этот порядок распространяется на осуществляемые инвестором (не являющимся кредитной организацией) инвестицион­ные операции на сумму свыше 1 млн. долл. США, на взносы в устав­ный капитал оффшорной компании, финансовой компании-нерезиден­та, кредитной организации за границей, а также на осуществление ин­вестором совместной с нерезидентом деятельности за границей.

Разрешение Банка России подготавливается Департаментом валют­ного контроля (ДВК) и выдается только на основании решений, при­нимаемых Комитетом банковского надзора (КБН). Порядок выдачи (или отказа в выдаче) разрешений следующий:

1) инвестор направляет в уполномоченный банк, осуществляющий расчетное обслуживание по инвестиционной операции, комплект до­кументов;

2) инвестор несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в представленных документах, в соответствии с феде­ральными законами;

3) для получения разрешения Банка России на вывоз капитала ин­вестором, не являющимся кредитной организацией, в комплект доку­ментов включается положительное заключение Министерства эконо­мики РФ. Без положительного заключения Минэкономики разреше­ние Банка России не выдается;