Файл: Курсовая работаВиды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Виды налогов. Классификация налогов.
1.1 Классификация налогов по механизму формирования
1.2 Классификация налогов по уровням налогообложения
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) относится в Российской Федерации к числу федеральных налогов.
2.1. Понятие налоговой системы
2.2 Принципы построения налоговой системы и ее элементы
3.1 Понятие, сущность и основные виды налоговой политики
Все эти действия раскрывают регулирующее назначение налогообложения в целом. Элементы налогового механизма являются в то же время относительно самостоятельными комплексами налоговых действий, и каждый из них подчиняется своим правилам организации, оценки и обобщения. В рамках каждого из элементов налогового механизма применяются только ему свойственные приемы или техника налоговых действий. Различия методов налогового планирования, регулирования и контроля позволяют исследовать эти области как относительно самостоятельные, установить, присущие им закономерности. На этой основе вырабатываются направления совершенствования налогового механизма как системы.
Более того, все три элемента налогового механизма - области, суть которых предопределена не только налоговой наукой и практикой. Так, налоговое планирование осуществляется исходя из рекомендаций общей теории и практики планирования, маркетинга и других наук. Тем же правилам подчиняются налоговое регулирование и контроль. Большое значение для них имеют рекомендации, выработанные общей теорией управления и права.
Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и во времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях власти и управления, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов.
Поэтому так важно при каждом практическом действии придерживаться буквы закона с тем, чтобы не нарушать основного принципиального требования налоговой теории - субъективное и объективное начала процесса налогообложения представляют собой единое целое. Иными словами, любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации.
Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные начала:[53]
- планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;
- стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара и его сбытом.
Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.
Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость. В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его.
В плане изучения взаимодействия государства и налоговой политики необходимо обозначить одну из характеристик государственной налоговой политики, которая была особенно сильна в советский период и в видоизмененном виде сохраняется и в настоящий момент - это этатизм.
Характерными признаками этатизма являются: во-первых, приоритет интересов государства; во-вторых, приоритет обязанностей субъектов перед их правами; в-третьих, налоговый произвол государства. Налоговый произвол государства с неизбежностью следует из монополии государства на правовое регулирование отношений в области финансов.
В то же время, государство не может абсолютно произвольно и неограниченно вторгаться в налоговую сферу, поскольку налогообложение обусловлено объективно существующими экономическими возможностями, общественными взглядами, политической обстановкой и другими факторами.
Именно поэтому налоги можно рассматривать не только как способ содержания государства, но и как способ его контроля, как неотъемлемый элемент демократии. В идеале налоги должны стать средством для ограничения произвола государства от неоправданного изъятия имущества собственников.
Однако в ряде случаев государство допускает так называемый налоговый произвол, который означает нарушение государством им же установленных принципов и правил налогообложения. Нарушение государством «правил игры» оправдывается тем, что государство обладает фискальным суверенитетом и может проявляться в осуществлении государством налоговой политики, прямо противоречащей соответствующим нормативным актам.
Защитой прав налогоплательщиков в этой ситуации могут служить абсолютное соблюдение режима законности, основным содержанием которого является верховенство закона и полная независимость отправления правосудия. Другой гарантией против налогового произвола следует считать упрочение статуса налогоплательщика.
Внутреннее содержание налогового механизма составляют организационно-экономические и правовые отношения, складывающиеся при формировании доходов бюджета, перераспределении налоговых сумм между территориями. Основу этих отношений формирует налоговое право наряду с другими отраслями права.
Определив цели и задачи налоговой политики, государство выбирает методы и инструменты ее осуществления. Использование того или иного метода зависит от конкретной обстановки, а также традиции. Как правило, государство применяет комплексный подход.
Обычно цели и задачи налоговой политики определяются в зависимости от конкретной экономической конъюнктуры. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год через принятие государственного бюджета. Проведение же самой налоговой политики оформляется путем принятия соответствующих нормативных актов: Федеральных законов, Указов Президента России, Постановлений Правительства России и иных подзаконных актов.
Заключение
Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.
И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство — не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет...
Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.
Список используемой литературы:
Алексейчева Е. Ю. - Налоги и налогообложение / Е. Ю. Алексейчева, Е. Ю. Куломзина, М. Д. Магомедов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. — С. 300.
Е.Г. Ефимова, Е.Б. Поспелова - Налоги и налогообложение / Е.Г. Ефимова, Е.Б. Поспелова – М.: МИИР, 2014. – С 235.
Л. И. Гончаренко.- Налоги и налоговая система Российской Федерации/ Л. И. Гончаренко. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — С. 541.
Косолапов А.И.- Налоги и налогообложение / Косолапов А.И. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005.- С. 212.
Куликов, Н.И- Налоги и налогообложение / Н.И. Куликов, М.А. Куликова, Н.П. Назарчук. – М.: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. – С.388.
Майбуров И.А.. - Налоги и налогообложение/ Майбуров И.А- 4-е изд. - М.: юнити-дана, 2011- С.558.
Марчева И.А. - Налоги и налогообложение / Марчева И.А. - Налоги и налогообложение – М.: Нижегородский госуниверситет, 2012. – С. 122 .
Миляков Н.В.- Налоговое право/ Миляков Н.В- М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 383.
Мусаева Х.М.- Формирование и развитие налогового федерализма в РФ: проблемы и перспективы. //Налоги и налогообложение.2012-№ 4(94)- с.85.
Меpкулова Т. А Налогообложение: учебное пособие / Т. А. Меркулова. –.М52 - Ульяновск: УлГТУ, 2005. – С. 122.
Панасиков В.Г. Налогообложение в Российской Федерации/ Панасиков В.Г.: Учебник.- М.: ПРОСПЕКТ, 2008. – С. 456.
Пансков, В. Г., Т. А. Левочкина. Налоги и налогообложение / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015.- С. 592.
Перов А.В., Толкушкин А.В. - Налоги и налогообложение/ Перов А.В., Толкушкин А.В. - П27— М.: Юрайт-Издат, 2005. — С.720.
Романовский М. В., Врублевской О. В.- Налоги и налогообложение/ Романовский М. В., Врублевской О. В - СПБ – М.: Питер, 2000. – С. 528.
Семичева Н.И. Финансовое право/ Семичева Н.И.-Учебник. – М.: Юнити –Дана, 2006. – 400 с.
Толкушкин А.В. - Энциклопедия российского и международного налогообложения./ Толкушкин А.В. -Т52 — М.: Юристъ, 2003. — С. 910.
Филина, Фаина Николаевна. - Налоги и налогообложение в Российской Федерации / Ф. Н. Филина.– М. : ГроссМедиа : РОСБУХ, 2009. – С. 424.
Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. — Налоги и налогообложение/ Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева.-2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — С.495.
Приложение 1
Таблица 1
Налоговые ставки по НДС
Налоговая ставка |
Объект налогообложения |
0% |
При реализации: 1) товаров на экспорт при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров; 2) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров в рамках транзита; 3) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ; 4) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве; 5) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; 6)товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно – технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей; 7) припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов, где припасами признаются топливо и горюче – смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река - море) плавания |
10% |
При реализации: 1) отдельных продовольственных товаров (мяса, молока, хлеба и пр.); 2) некоторых товаров для детей (обувь, одежда и пр.); 3) периодически печатных изданий, за исключением периодически печатных изданий рекламного или эротического характера; 4) отдельных медицинских товаров отечественного и зарубежного производства |
10%/(100%+10%) и 18%/ |
1) при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг); 2) при удержании налога налоговыми агентами; 3) при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с НДС; 4) при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с НК РФ |
18% |
Во всех остальных случаях |