Файл: Состояние, показатели развития и проблемы современного российского образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 343

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • средние профессиональные;
  • высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • послевузовское профессиональное обучение.

Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:

  • в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);
  • внутрисемейное;
  • самообразование;
  • экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

  1. Научные и образовательные институции. Они функционируют для реализации учебных программ.

Образовательное учреждение - это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.

Схема системы образования в РФ выглядит так [9]:

Первое звено - дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии).

Второе звено - общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование.

Третье звено - среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи).

Четвертое звено - высшее образование (университеты, институты, академии).

Пятое звено - послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).

Учреждения образования бывают:

  • государственными (регионального и федерального подчинения);
  • муниципальными;
  • негосударственными, то есть частными.

Все они являются юридическими лицами. Типы образовательных заведений:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
  • военного высшего профобразования;
  • дополнительного образования; специального и корректирующего обучения санаторного типа.

ІІІ. Структуры, осуществляющие управленческие и контрольные функции.

ІV. Объединения юридических лиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ.

Учреждения - главное звено системы образования Российской Федерации. Обучающие заведения ведут учебно-воспитательную работу по специально разработанным планам и сводам правил.

Кратко систему образования в РФ описать невозможно, поскольку она многообразна и складывается из разных составляющих. Но все они входят в комплекс, призванный на каждой образовательной ступени осуществить последовательное развитие индивидуальных и профессиональных качественных показателей личности [18]. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения образуют российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:


  • государственное,
  • дополнительное,
  • самообразование.

Программы образования в педагогической системе РФ - это целостные документы, разработанные с учетом:

  • ФГОС, на которые приходится более 70% содержания образовательных программ;
  • национально-региональных запросов.

ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты - содержат требования, соблюдение которых обязательно для учреждений, имеющих государственную аккредитацию.

Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям. Реформирование профобразования призвано обеспечить прогресс каждому обучающемуся.

К основным направлениям совершенствования профобразования относятся:

  • укрепление и расширение материальной основы профобразования;
  • создание на предприятиях центров практики; привлечение к подготовке кадров профессионалов-производственников;
  • повышение качества обучения специалистов.

Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.

Основной документ, регулирующий деятельность учебных учреждений, - это принятый в 2012 году Закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем изложено отношение к процессу обучения и регламентирована его финансовая составляющая [1]. Поскольку система обучения находится на стадии реформирования и совершенствования, время от времени появляются новые указы и приказы, и перечень нормативных актов постоянно пополняется, но на сегодня в него включены:

  • Конституция РФ.
  • Целевая программа развития образования.
  • Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования».
  • Приказы Минобрнауки «О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы».
  • Примерные положения об организации учебного процесса.
  • Концепция модернизации системы образования в России.
  • Постановление «О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования».
  • Типовые положения о дополнительном обучении.

В список также входят законы, постановления, указы и распоряжения, касающиеся отдельно каждого «этажа» образовательной системы.

На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины учебной сферы и составлением нормативно-правовых документов. Далее располагаются федеральные агентства и исполнители муниципального уровня. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.


Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые передаются от высшего уровня к низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает делегирование права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой [15, с. 258].

Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:

  • гуманного и демократичного подхода в управлении;
  • систематичности и целостности;
  • правдивости и полноты сведений.

Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием следующих уровней:

  • центрального;
  • вневедомственного;
  • республиканского;
  • автономно-областного;
  • автономно-окружного.

Таким образом, благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.

Многие десятилетия система высшего образования в России считалась одной из лучших во всем мире. В наших университетах и по сей день существует программа обмена студентами с зарубежными вузами. Но вместе с тем, нет абсолютно стабильной и эффективной системы. На данный момент образование в вузах РФ претерпевает значительные изменения. Вводится интегрированный подход в подготовке квалифицированных специалистов. На смену ранее устоявшимся подходам приходит направление на регулярное развитие, самообновление и гибкость [14, с. 57].

Чтобы и в дальнейшем соответствовать вызовам времени, система высшего образования РФ должна быть универсальной, самонастраивающейся, способной адаптироваться к меняющимся условиям.

С конца 20 века значительно увеличилось число высших учебных заведений. Но многие из них не имели достаточных предпосылок для своего становления. Не было установленной материально-технической базы и компетентного профессорско-преподавательского состава. Это в значительной степени влияло на качество подготовки специалистов. Был проведен анализ, после чего стало понятно, что только при прохождении стажировки по обучаемому направлению, выпускники были способны выполнять свои обязанности в полной мере.


В условиях непродуманного реформирования высшей школы, да и всей системы образования, а также вследствие недостаточного финансирования, вынужденного сокращения производственной практики, а также практических видов занятий, многие вузы не сумели перестроить организацию обучения по специальным дисциплинам так, чтобы обеспечить компетентностный подход к подготовке [8, с. 68].

В настоящее время уровень профессиональной подготовки специалистов не полностью соответствует содержанию предъявляемых к нему требований, а также государственным стандартам высшего образования. В современных условиях все чаще дает о себе знать противоречие между уровнем развития компьютерной и вычислительной техники и степенью подготовленности персонала к их использованию. Вместе с тем компьютеризация и автоматизация его деятельности приводят к появлению новых структур в органах управления ВУЗов. Все это вызывает необходимость подготовки и переобучения научно-педагогического состава, разработки и внедрения передовых форм подготовки и повышения квалификации специалистов.

В связи с этим перед ВУЗами встает одна из серьёзных задач — нахождение верного соотношения практического и теоретического обучения.

При современном уровне и темпах развития науки и техники, общей тенденцией является увеличение объема знаний. Но в условиях дефицита учебного времени решение этой задачи возможно лишь на основе интенсификации и применения перспективных технологий обучения бакалавров и магистров, использование наиболее эффективных форм и методов обучения и воспитания. Решением данной проблемы является: разработка принципиально новых учебных планов и корректировка содержания программ подготовки специалистов с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего и среднего профессионального образования.

В связи с данными обстоятельствами назревает вопрос актуальности высшего образования в России. С одной стороны, в России есть устойчивый стереотип о том, что высшее образование должен получить каждый. Это естественная цель человека, который закончил школу. Практически все родители мечтают о том, чтобы их ребенок окончил университет или институт. Учеба в вузе тесно связана с социальной адаптацией будущих студентов. Успешная социальная адаптация влечет за собой формирование гармоничной личности. Получая высшее образование, мы обеспечиваем себя возможностью работать по специальности и расти по карьерной лестнице. При желании можно повысить профессиональный уровень или пройти переквалификацию. Без высшего образования это сделать достаточно сложно. Выпускника вуза работодатель воспринимает как будущего квалифицированного специалиста. Достойную компанию вряд ли заинтересует человек, который никогда не учился в вузе. Наличие высшего образование — это определенный уровень престижа [16, с. 58].


С другой стороны, есть ряд примеров, когда человек без высшего образования добивается высот в карьере. Многие молодые люди активно занимаются самообразованием. Современные интернет-технологии позволяют получить любой уровень образования без особых усилий [2].

Опираясь на статистические данные «Росстат» высшее профессиональное образование получили примерно 24 % населения РФ; неполное высшее образование - 1,5%; среднее профессиональное - 25%; среднее общее - 18,3%; послевузовское профессиональное - 0,7%; начальное профессиональное - 17,5 %; основное общее - 9,6%; не имеют основного общего образования 3,4% населения (рисунок 1) [20].

Рисунок 1 - Население Российской Федерации по уровню полученного образования

Как видно из приведенных данных, людей, поступивших в ВУЗы и не окончивших их, достаточно мало, как и тех, которые получили послевузовское профессиональное образование. Количество населения, имеющее среднее и высшее профессиональное образование примерно одинаковое. Количество населения обладающее средним общим и начальным профессиональным также одинаковое и немногим меньше предыдущих.

Рассмотрим также соотношение получивших высшее образование между мужчинами и женщинами. Согласно данным «Организации экономического сотрудничества и развития» за 2017 год, процент женщин в возрасте от 25–64 лет получивших высшее образование составляет 61%. Процент мужчин в возрасте от 25–64 лет равен 47% (рисунок 2) [20].

Рисунок 2 - Соотношение мужчин и женщин в возрасте от 25–64 лет, получивших высшее образование на 2017 год

Опираясь на приведенные данные можно сделать заключение, что женщины придают больше значения высшему образованию, нежели мужчины.

Таким образом, статистика уровня образования населения и развития системы обучения показывает ряд проблем, связанных с обучением в области: дошкольного воспитания и образования, школьного и внешкольного образования, социально-профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных школ, профессионального образования и т. п. Основная задача статистики уровня образования населения и развития системы обучения представляет собой измерение образовательного потенциала общества, процесса его формирования, дифференциации и использования.

Источником информации об уровне образования населения является перепись населения; о государственных учреждениях — ежегодная государственная статистическая отчетность; о деятельности частных учебных заведений - специальные обследования и регулярная отчетность. Результатом работы статистики уровня образования населения и развития системы обучения является выработка рекомендаций по улучшению качества образования, соотношения и преемственности различных видов, стадий, ступеней и форм образования. Однако статистика образования у нас исторически была разорвана между ведомствами, курировавшими общеобразовательную и высшую школу, система сбора, передачи и обработки информации морально и технически устарела и не охватывает всех современных аспектов развития сферы образования, не позволяет обеспечить расчет многих необходимых индикаторов. Поэтому назрела необходимость более четко скоординировать деятельность уже существующих и создаваемых структур [3, с. 9].