Файл: Состояние, показатели развития и проблемы современного российского образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 348

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Образование в условиях современного российского общества играет роль культурной среды, которая концентрирует социально-культурные элементы в той мере, в какой образование насыщено педагогической культурой. Под педагогической культурой мы понимаем целостное единство культурной творческой самодеятельности и педагогической деятельности субъектов, осваивающих духовную и материальную культуру, развивающих способности и потребности актуализировать и совершенствовать индивидуально-личную культуру в полифункциональной среде.

Именно образование, закладывая параметры российской культуры нового, третьего тысячелетия, становится единственной основой нашего завтра, если сегодня будут приняты правильные стратегические решения. Они заключаются в том, что нельзя управлять образованием, нельзя образованию навязывать единые образцы и ценности. Образование, его параметры, содержание и формы определяются общечеловеческой культурой, ее способами и механизмами, среди которых культура личности и ее ценности являются основными. Нельзя разрушать традиционные нравственные ценности, поскольку именно они являются основой любого общества.

Проблематика современной образовательной системы является весьма актуальной, поскольку не только затрагивает интересы широких слоев населения (каждая семья так или иначе связана с системой образования), но и оказывает существенное влияние на их бытие.

Образовательная система любой страны имеет свои подводные камни, но в России эти камни наиболее краеугольны. Проблемы в этой важной социальной сфере были, есть и будут, пока существует образовательная система и образовательный процесс.

Исследования образования традиционно играют важную роль в гуманитарных отраслях науки. Анализ теоретических аспектов образования осуществлялся в работах Бестужева-Лады И.В., Водзинской В.В., Иконниковой С.Н., Лисовского В.Т., Рубиной Л.Я., Руткевича М.Н., Титмы М.Х., Филиппова Ф.Р. и других ученых.

Объектом исследования является сфера образования в России.

Предмет исследования составляют роль и деятельность российского образования в мировом образовательном пространстве.

Целью работы заключается в осуществлении системного анализа: современного российского образования.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

- рассмотреть сущность современного образования;

- определить роль образования в формировании человеческого капитала в современной России;


- оценить состояние системы образования в современной России и ее актуальность;

- проанализировать показатели развития современного российского образования;

- выявить проблемы современного российского образования.

Теоретическую основу исследования представляют работы отечественных и зарубежных ученых. Методология данного исследования представляет собой системный подход, объединяющий исследования процесса на макро и микро-уровнях, базирующийся на разного типа источниках социальной информации и на разных способах осмысления социальной реальности. Изучение современного российского образовании на макро-уровне строится на анализе законодательных и регулятивных документов, многочисленных работ отечественных исследователей, публикаций и аналитических статей в СМИ.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Сущность современного образования

Категория образования на протяжении истории развития педагогической науки рассматривалась с различных позиций: образование как процесс, как результат, как система и как ценность. Сегодня образование следует изучать под несколько иным углом зрения: образование как компонент культуры человека, как накопленный человеческий капитал, как социальное благо [9].

Первые три позиции достаточно полно раскрыты в педагогической литературе. Остановимся лишь на некоторых уточняющих моментах.

Первая позиция предполагает освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений обучающих и обучающихся, воспитателей и воспитанников, воздействий и взаимодействий их друг с другом.

Вторая – характеристика уровня достижений обучающихся в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. В этом и состоит суть образования как результата.

Рассмотренные позиции свидетельствуют о том, что в центре внимания находятся знания как соответствующие результаты духовного богатства человечества, накопленного им в историческом опыте. Такой подход предполагает накопление знаний, формирование умений и навыков (знаниево-ориентированный подход), которые способствуют социализации человека, вхождению его в социум. С такой точки зрения их можно отнести к жизнеобеспечивающей системе человека. При этом они поглощают самого человека, заслоняя его личность. Процесс образования превращается в академизм, а знания при этом становятся абсолютной ценностью.


В современных условиях наиболее актуальным становится обращение не к знаниям, умениями и навыкам, а к компетентности и компетенциям.

В Концепции модернизации российского образования до 2025 г. одним из важных концептуальных положений обновления содержания образования провозглашается компетентностный подход. Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на реализацию целей образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкты: компетентности и компетенции [27, с. 31].

Компетентность – интегративное качество личности, сформированное на основе совокупности предметных знаний, умений, опыта, отраженных в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности.

Компетенция рассматривается как синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта и как способность человека реализовывать компетентность в конкретной практической деятельности (компетентность в действии).

Подход к образованию как к системе предполагает совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Так понятие «образование» прописано в законе «Об образовании». Данная позиция может быть названа управленческой. Она только регламентирует, что входит в образование как систему [1].

Наиболее сложным является рассмотрение образования с позиции ценностного подхода. Под воздействием происходящей в стране трансформации меняются функции образования и воспитания, которые становятся намного шире и важнее, нежели только обучение, подготовка человека к какому-либо виду трудовой деятельности. Происходит утверждение личностно ориентированного подхода, при котором образование выступает как достояние определенной личности, как соответствующая ценность для конкретного человека. Существенным сдвигом в общественном сознании является переориентация образования на новые базовые ценности: с обеспечения потребностей производства и экономики в рабочей силе определенного качества на обеспечение потребностей самого человека в получении образовательных услуг соответствующего качества.

Интересен подход к образованию как компоненте культуры человека. Культура и образование находятся в тесной связи друг с другом. Без передачи последующим поколениям образцов культуры, способов взаимодействия человека с окружающим миром вряд ли можно представить человеческую жизнь [5, с. 163].


Образование является, с одной стороны, средством трансляции культуры, а с другой – само способствует формированию новой культуры. До сих пор бытует мнение о том, что образование и культура находятся по разные стороны «баррикад». Примером тому может являться тот факт, что в диссертационных советах по педагогическим наукам с большим трудом проходят работы, темы которых содержат слово «культура».

Представляется, что такой подход является недостаточно обоснованным. Жизнь меняется, она не стоит на месте и привносит новые смыслы в понимание ранее известного и принятого научным сообществом, идет процесс становления новых смысловых ориентиров.

В настоящее время область образования становится приоритетной, а содержание образования выступает одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации как в личностном, так и в профессиональном плане. Образование нацелено на обеспечение адекватного мировому сообществу уровня общей и профессиональной культуры каждого отдельно взятого человека, умственного развития личности, его профессиональной квалификации и профессиональной компетентности.

Новая трактовка категории образования в законе «Об образовании» привела к возможности рассматривать его не только с позиции личностно ориентированного образования, но и с позиции человек-центрированного подхода [1].

В условиях стремительного развития общества образование выступает как накопленный человеком капитал, который может быть реализован в последующей жизнедеятельности. С позиции такого подхода категория образования имеет ярко выраженный социальный аспект.

Представляется, что целесообразно рассмотрение образования с позиции единства образования, воспитания и обучения как основных категорий педагогической науки. В этом случае воспитание и обучение можно воспринимать как две взаимосвязанные и обусловленные стороны единой категории «образование» [22].

Достижения в каждой составляющей оцениваются через уровни образованности и воспитанности. Центральной идеей образования признана идея непрерывного развития человека как субъекта деятельности. Понимание развития как непрерывного процесса следует соединить с принципом развивающего обучения, ориентацией образовательной деятельности не только на познание мира, но и его преобразованием. Этим обусловлен переход к открытой системе образования.


Открытость как новое условие функционирования современной системы профессионального образования России предполагает ее широкое взаимодействие с социумом, органическую включенность в рыночные отношения с признанием приоритета заказчиков (работодателей) на подготовку кадров [24, с. 89].

К числу приоритетных задач образования относится формирование в сознании подрастающего поколения научной картины мира – природного, социального, личностного, картины, которая отразила бы объективную действительность наиболее полно и глубоко.

Общество, находящееся в постоянном развитии, через образование выдвигает человеку и реализует через него новые требования, связанные с тенденциями и противоречиями нового ХХI в. К числу главных из них можно отнести:

  • обучаемость, т.е. способность человека к постоянному повышению уровня знаний, освоению новых видов деятельности, в том числе профессиональной;
  • интеллектуально-физическое развитие, обеспечивающее успешность в освоении новых технологий и сохранение здоровья;
  • креативность, т.е. способность мыслить и действовать творчески не только в образовательном процессе, но и в будущей профессиональной деятельности;
  • духовность, патриотизм, гуманность и толерантность.

Состояние современного образования характеризуется сменой педагогических парадигм. Появляющиеся в современном образовании новые системы, технологии, подходы рождают новое психолого-педагогическое отношение к процессу обучения, которое получило название инновационного.

Инновационные процессы – новшество в образовании, введение нового содержания и новых методов, обладающих иными свойствами, связанными с изменением смысловых ориентиров [22].

В связи со сказанным «…требует признания сословность образовательной системы России и постоянного воспроизводства ею социального слоя, характеризующегося низким уровнем образования, плохими условиями жизни и материальным неблагополучием. Подобное обстоятельство пока не учитывается в федеральной образовательной политике», – указывают Мордвинцева Н.В. и Е.В. Ткаченко [17].

Общеевропейская тенденция «образование через всю жизнь» сформулирована и принята к руководству в странах с развитой рыночной экономикой.

Поскольку наша страна также вступила на этот путь, опыт рыночных стран необходимо анализировать и использовать. Такие ключевые идеи принципа «учеба через всю жизнь», как базовые умения для всех, больше инвестиций в человеческие ресурсы, ценность образования, переосмысление подходов к воспитанию подрастающего поколения, являются актуальными и для системы российского образования.