Файл: Состояние, показатели развития и проблемы современного российского образования.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 345
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность современного образования
1.2 Роль образования в формировании человеческого капитала в современной России
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Состояние системы образования в современной России и ее актуальность
2.2 Показатели развития современного российского образования
На сознание молодежи значительное влияние оказывает западная система образования. В Европе много примеров того, как люди без высшего образования стали успешными и богатыми. Однако в России такая ситуация практически невозможна в силу ряда социальных и экономических факторов. Необходимость в высшем образовании — это личный выбор каждого. Все зависит от мотивации и психологических особенностей личности.
2.2 Показатели развития современного российского образования
Система образования в Российской Федерации есть комплекс преемственных образовательных программ и государственных стандартов образования, различающихся по уровню и направленности; сеть реализующих их учреждений образования вне зависимости от организационно-правового типа и вида; органы управления и контроля над образованием и подведомственные им учреждения и организации [4, с. 103].
В 2017г. в рамках процесса совершенствования образовательной системы, ориентированного на рост эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также повышение результативности функционирования образовательной системы, происходило укрупнение (объединение) образовательных организаций в целях оптимизации бюджетных расходов на образование.
В таблице 1 приведены показатели, характеризующие деятельность образовательных организаций в Российской Федерации [20].
Таблица 1
Отдельные показатели деятельности российских организаций образования за 2016-2017 гг.
Показатель |
2016 |
2017 |
Отклонение |
Темп изменения, % |
Число организаций, осуществляющих 42687 42622 -65 99,85 образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, единиц |
42687 |
42622 |
-65 |
99,85 |
Численность обучающихся, тыс. человек |
14596 |
15217 |
621 |
104,25 |
Число профессиональных образовательных организаций, единиц |
3638 |
3526 |
-112 |
96,92 |
Численность студентов, обучающихся по программам подготовки: |
||||
квалифицированных рабочих, служащих, тыс. человек |
686,1 |
556 |
-130,1 |
81,04 |
специалистов среднего звена, тыс. человек |
2180,2 |
2853,2 |
673 |
130,87 |
Принято на обучение в профессиональные образовательные организации по программам подготовки: |
- |
- |
- |
- |
квалифицированных рабочих, служащих, тыс. человек |
395,6 |
221,4 |
-174,2 |
55,97 |
специалистов среднего звена, тыс. человек |
699,3 |
946,2 |
246,9 |
135,31 |
Выпущено, тыс. человек: |
0 |
|||
квалифицированных рабочих, служащих |
368,2 |
196,1 |
-172,1 |
53,26 |
специалистов среднего звена |
446 |
663,3 |
217,3 |
148,72 |
Число образовательных организаций высшего образования, единиц |
896 |
817 |
-79 |
91,18 |
Численность студентов, тыс. человек |
4766,5 |
4379 |
-387,5 |
91,87 |
Принято на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, тыс. человек |
1221,8 |
1151,4 |
-70,4 |
94,24 |
Выпущено бакалавров, специалистов, магистров, тыс. человек |
1300,5 |
1150,9 |
-149,6 |
88,5 |
Анализируя данные таблицы 1, мы видим, что по сравнению с 2016г общее число образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, в 2017г. сократилось на 8,8% (или на 79 единиц), при этом:
− число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 5,3% (на 28 единиц);
− количество действующих частных образовательных организаций высшего образования - на 13,9% (на 51 единицу).
Вместе с тем продолжилось сокращение численности студентов образовательных организаций высшего образования: в сравнении с 2016 годом численность студентов уменьшилась на 387,5 тыс. человек, при этом следует отметить, что существенное сокращение численности произошло в частных образовательных организациях (на 28,4% от численности студентов в 2016г.).
В свою очередь, продолжалось объединение профессиональных образовательных организаций, осуществляющих деятельность по подготовке квалифицированных рабочих и служащих с профессиональными организациями, занимающихся подготовкой специалистов среднего звена. За 2017 год число профессиональных образовательных организаций по программам среднего профессионального образования уменьшилось на 3,1% (или на 112 единиц) и составило 3526 организаций.
Несмотря на продолжающийся процесс оптимизации образовательной системы, по-прежнему остается актуальной проблема работы организаций, начального общего, основного общего, среднего общего образования в две и три смены. В частности, на начало 2017/2018 учебного года численность учащихся, занимавшихся во вторую и третью смены по программам начального общего образования (1-4 классы) составила 1,1 млн. человек или 17,5% от общей численности обучающихся по данным программам, по программам основного общего образования (5-9 классы) - 738,4 тыс. человек (10,6%), по программам среднего общего образования (10-11 (12) классы) - 20,0 тыс. человек (1,5%).
В 2017 году получили дальнейшее развитие программы по обеспечению дополнительных условий для получения качественного образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В 2017 году численность студентов с ОВЗ, инвалидов и детей инвалидов составила 18,4 тыс. человек от общего числа студентов, проходящих обучение по очной форме обучения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, что на 9,1% меньше численности данной категории студентов, обучавшихся в 2016 году. В 2017 году по адаптивным образовательным программам проходило обучение 11,2% обучающихся студентов с ОВЗ. В организациях, занимающихся реализацией образовательных программ программам начального, основного и среднего общего образования в 2017 году доля обучающихся с ОВЗ составила 3,8%, а инвалидов и детей-инвалидов - 1,8% от общей численности обучающихся. Рассмотрим расходы на образование в Российской Федерации в 2016-2017 гг. (таблица 2) [20].
Таблица 2
Расходы федерального бюджета на образование в 2016-2017 гг.
Показатель |
Сумма в 2016 г., млрд руб. |
Сумма в 2017 г., млрд руб. |
Отклонение, млрд руб. |
Темп изменения, % |
ВВП |
73120 |
78670 |
5550 |
107,59 |
Расходы бюджета, всего |
15210 |
1610 |
-13600 |
10,59 |
Расходы на образование – всего, из них (по статьям бюджетной классификации): |
579,36 |
557,79 |
-21,57 |
96,28 |
Дошкольное образование |
14,56 |
4,85 |
-9,71 |
33,31 |
Общее образование |
34,92 |
26,44 |
-8,48 |
75,72 |
Среднее профессиональное образование |
8,85 |
8,3 |
-0,55 |
93,80 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
7,23 |
7,34 |
0,11 |
101,56 |
Продолжение таблицы 2
Показатель |
Сумма в 2016 г., млрд руб. |
Сумма в 2017 г., млрд руб. |
Отклонение, млрд руб. |
Темп изменения, % |
Высшее и послевузовское профессиональное образование |
491,3 |
484,14 |
-7,16 |
98,54 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
1,13 |
0,8 |
-0,33 |
70,86 |
Прикладные научные исследования в области образования |
13,06 |
13,67 |
0,61 |
104,67 |
Другие вопросы в области образования |
8,3 |
12,25 |
3,94 |
147,51 |
Исходя из данных таблицы 2, можно заключить, что в 2017 году общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование составил 3,46% от расходной части бюджета или 0,71% ВВП. Общий объем расходов на образование был снижен по сравнению с 2016 годом на 3,72%. Особо следует отметить, значительное снижение расходов на дошкольное и общее образование. Во многом это связано с передачей соответствующих полномочий в регионы, а также «оптимизацией» сети бюджетных учреждений. Также были снижены расходы на среднее профессиональное образование на 6,2%, высшее послевузовское образование – на 1,46%, молодежную политику и оздоровление детей – на 29,14%. Расходы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, прикладные научные исследования в области образования и другие вопросы в области образования, напротив, увеличились на 1,56%, 4,67% и 47,51% соответственно.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно заключить, что в период за 2016-2017 гг. в сфере образования происходило сокращение учебных заведений и обучающихся в них граждан. Общегосударственные ассигнования на образовательную сферу из федерального бюджета также были уменьшены. В исследуемый период получила дальнейшее развитие программа по обеспечению дополнительных условий для получения качественного образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также программа по оптимизации бюджетных расходов на образование.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современные экономические и социальные условия развития общества выдвигают на первый план проблему совершенствования качества образования. Качество образования характеризует взаимосвязь сферы образования и других сфер деятельности человека, рассматривается на разных уровнях педагогической системы, имеет одновременно универсальный и неоднозначный характер.
Проблема совершенствования качества образования затрагивает социальный и педагогический аспекты.
Образование является органической частью жизнедеятельности личности и в то же время важнейшей сферой общества.
Образование можно рассматривать как процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Традиционно образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле слова означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде определенного объема систематизированных знаний, навыков, умений, способов мышления, которыми овладел обучаемый. В этом случае говорят об образованном человеке [23, с. 48].
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Именно теперь, когда наше общество пожинает плоды так называемых «переходных 90-х» с их отсутствием должного спроса на качественное образование, деформирование всего учебного процесса, эта задача становится особенно актуальной [19, с. 63].
В Концепции для реализации этой цели предполагается решение следующих приоритетных задач:
- обеспечение инновационного характера базового образования;
- модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;
- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях [27, с. 33].
Современная российская система образования терпит глобальные изменения в учебном процессе, как в средних профессиональных, так и в высших учебных заведениях. Все эти изменения носят весьма противоречивый характер, так как каждый из них требует очень большого количества времени, чтобы к нему приспособились не только сами студенты, но и преподаватели. Каждое нововведение имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые не позволяют оценивать их однозначно.
Проанализировав состояние современной сферы образования и тенденции развития общества, можно выделить, на наш взгляд, следующие основные проблемы современной системы образования:
Первая проблема- это качество образования, которое должно соответствовать не только требованиям стремительно меняющегося настоящего, но и быть настроенным на отдаленное будущее [17].
Актуальность обеспечения качества образования определяется объективными причинами:
- ускоряется научно–технологический прогресс и усиливается зависимость темпов развития общества от уровня и масштабов образования;
- происходит поэтапный переход общества от индустриальной фазы в развитии экономики к экономике знаний и к фазе становления информационной цивилизации;
- развертывается процесс глобализации, составной частью которого выступает быстрое накопление научных данных и их устаревание;
- образование должно быть катализатором развития производительных сил, обеспечивая высоким качеством человеческого капитала.