Файл: Состояние, показатели развития и проблемы современного российского образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Привычные модели получения образования, обеспечивающие необходимый уровень готовности к выполнению профессиональных, служебных, хозяйственных, бытовых, досуговых и других функций, в современных условиях обновляющейся России претерпевают существенные изменения. Успешный переход к экономике и обществу, основанным на знании, результативная жизнедеятельность человека в информационном обществе должны сопровождаться процессом непрерывного образования. «Учение длиною в жизнь», «образование через всю жизнь», «образование в течение всей жизни» – вот формулы одной из важнейших мировых тенденций современного этапа развития образования [10, с. 58].

Таким образом, модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Необходимо сделать все возможное для ресурсной обеспеченности образовательной сферы. Однако ресурсы должны направляться не на консервацию системы, а на ее эффективное обновление. Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим устойчивого развития. Миссия российского образования состоит в создании социальной стабильности и прогресса, восстановлении и развитии культурного и кадрового потенциала страны.

Общей основой современной стратегии образования является гуманистическая концепция, в основе которой лежит безоговорочное признание человека как высшей ценности.

1.2 Роль образования в формировании человеческого капитала в современной России

В период глобального развития информационных технологий, коммуникаций, модернизации техники возрастает необходимость в подготовленных специалистах и возможностях оперативного получения новых знаний.

Образование в современном мире часто является залогом успеха не только человека, но и всей страны и, как следствие, способствует ее экономическому росту и увеличению научно-технического потенциала. Д.И. Менделеев утверждал, что истинно образованные люди являются залогом экономического, политического и духовного развития государства: «Образование есть благоприобретенный капитал, отвечающий затрате времени и труда и накоплению людской мудрости…. Истинно образованный человек найдет себе место… тогда, когда в нем с его самостоятельными суждениями будут нуждаться правительство или образованное общество…» [11, с. 83].


В современном мире хорошему специалисту недостаточно одних только теоретических знаний. Бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта.

Мотивация, умения, навыки, способности индивидов являются важными составляющими человеческого капитала, который становится самым значимым ресурсом, находящимся в распоряжении каждого конкретного человека и всего общества в целом. Он ценнее, чем природные ресурсы или же накопление материальных богатств [19, с. 30].

Образование является одной из основ человеческого капитала в современном мире и в этом случае можно даже говорить об образовательном капитале человека.

Следует заметить, что идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали существенное воздействие на мировую научную мысль и затронули различные ее сферы, дали импульс к решению научных проблем исходя из абсолютно новых положений. У истоков теории человеческого капитала стояли великие мыслители: Платон, Аристотель, затем ее развивали А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Т. Шульц, Г. Беккер. Проблема развития человеческого капитала, его сущности, продолжает разрабатываться современными, в том числе и российскими учеными: А.И. Добрыниным, Е.Д. Цыреновой, М.М. Критским и др. Благодаря их научным изысканиям человеческий капитал и одна из его главных составляющих – образование - изменили отношение большей части общества к инвестициям в человека, в его обучение, профессиональную подготовку, что позволило рассматривать это явление с экономической точки зрения - стоимостной оценки [11, с. 107].

В отличие от материальной базы, техники, оборудования, станков, которым свойственно изнашиваться и приходить в негодность, образовательный капитал со временем приобретает большее значение как для самого человека, носителя знаний и практического опыта его применения, так и для конкретной социальной группы и всего общества в целом.

Концепция образовательного капитала в какой-то степени может рассматриваться в контексте теории общих инвестиций, где определенным образом сочетаются вложения в образование, уровень подготовки человека и доход, вид заработной платы, на которые он сможет рассчитывать в своей будущей профессии. Немаловажную роль играют статус и престиж выбранного им направления деятельности [21, с. 12].

Образование в течение длительного времени в основном рассматривалось как потребительское благо, обладающее определенной полезностью. Взгляды на сферу образования поменялись в конце 50-х гг. ХХ в., после того, как американский экономист Т. Шульц, лауреат Нобелевской премии, обосновал тезис о том, что образование влияет на сферу производства и имеет важное значение для экономики, т.е. оно является формой капитала [24, с. 90].


К инвестициям в человеческий капитал Т. Шульц относит затраты на образование как в средних, так и высших учебных заведениях, получение практических навыков и повышение квалификации работников, а также саморазвитие и самообразование.

Именно поэтому важнейшим элементом государственной политики в социальной сфере он считал увеличение инвестиций государства и бизнеса в науку, здравоохранение и в образование.

На наш взгляд, эти инвестиции необходимы в современной экономической ситуации, потому что в конечном итоге, решая вопросы благосостояния общества в целом, государство решает вопрос и своего собственного благополучия, и развития [22].

Также идею активной поддержки образования государством и бизнесом, в виду его значимости для развития экономики, высказывал американский экономист Г. Беккер. Он указывал на значительный материальный эффект, утверждая, что вложение в подготовку специалистов и квалифицированных работников в будущем может принести существенную прибыль, сопоставимую с затратами на оборудование, машины и технику, необходимые в производстве [4]. Беккер указывал и на личную заинтересованность человека в необходимости инвестиций «в самого себя». Его основные идеи по этой теме были изложены в монографии «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ главным образом в области образования».

Осуществляя вложения в подготовку и образование, учащиеся и их родители ведут себя взвешенно, рационально, определяют основные издержки, соизмеряя их с возможной отдачей, т.е. возможными выплатами в дальнейшем. Это служит регулятором инвестиционных вложений, сопоставляя которые можно определить рентабельность вложений в человеческий фактор. Беккер также выяснил в своих исследованиях, что в США отдача от высшего образования составляет около 10–15%, что является весьма хорошим показателем для вложений в любой сфере деятельности.

Доход от инвестиций в человеческий капитал зависит от их объемов и норм отдачи. У людей с высоким IQ и хорошими показателями успеваемости (в частности, у городских жителей) склонность инвестировать в свое образование значительно выше, чем у людей, имеющих показатели ниже среднего. Люди, думающие о своем будущем и о карьерном росте, как правило, инвестируют больше в самих себя и, следовательно, получают возможность большей отдачи. Важную роль играет и время, которое индивид тратит на период своего инвестирования. Эти временные затраты получили название «потерянные заработки», так как время - это фактор, участвующий в производстве дополнительного капитала. Людям с большими способностями и возможностями необходимо больше времени, чтобы достичь потолка своих потенциальных заработков [13, с 387].


Еще одним немаловажным критерием развития человеческого капитала является возраст индивида. Чем старше человек, тем сложнее ему запоминать информацию, учитывая тот факт, что времени у него меньше, чем у ребенка, который впитывает новые знания и стремится познать, как можно больше. Чем значительнее «вложения» в себя на раннем этапе, тем больше вероятность серьезных заработков, на которые индивид может рассчитывать в будущем.

Индивидуальные человеческие способности очень важны в условиях рыночной экономики, поскольку они выступают в качестве актива. Доля необразованного населения в нашей стране на сегодняшний день составляет около 2%, что позволяет говорить об одном из самых высоких уровней образования населения в мире и, следовательно, о высоком накоплении человеческого капитала.

Большинство людей, получив высшее образование, продолжают повышать уровень квалификации. Развитие непрерывного образования в Российской Федерации было продекларировано в 2004 г. [9]. В развитых странах в настоящее время также реализуется программа непрерывного образования. Доля активного населения там составляет 60–70%, а в России не превышает 22,4%.

Образование в формировании человеческого капитала играет важнейшую роль, а в условиях информационного и технологического общества его значение только возрастает. Так, в своей работе «Задачи менеджмента в XXI веке» П.Ф. Друкер отмечал, что: «самым ценным активом любой компании ХХ века было производственное оборудование. Самым ценным активом любой организации XXI века — …станут ее работники умственного труда и их производительность» [3, с. 11].

В экономике ХХI в., основанной на знаниях, производительные силы реализуются в форме человеческого капитала, и в ученой среде все более популярным становится мнение, что человеческий капитал - самый ценный ресурс современного общества, более значимый, чем территории, природные ископаемые и накопленные богатства.

Уровень подготовки специалиста, его образование сегодня становятся главными факторами как личного успеха человека, так и компании, в которой он трудится, наряду с экономическим ростом в государстве и широким применением достижений научно-технического прогресса.

«В наше время преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами, ни мощью финансового капитала. Теперь все решает уровень образования и объем накопленных обществом знаний» [7, с. 19]. Образование, информация, опыт становятся главными источниками развития.


«Информация и знания в постиндустриальном обществе приобретают исключительно важную роль в производственном процессе, понимаемые…как непосредственная производительная сила» [8, с. 63].

Таким образом, и человек, и общество заинтересованы в высоком уровне образования - только при этом условии можно надеяться на увеличение экономического роста страны и превращение образования в сферу выгодных инвестиций. Государство должно проводить такую социальную политику, чтобы создать для этого благоприятные условия.

С этой целью необходимо, чтобы формирование учебных программ и содержание учебного процесса соотносились с долгосрочными планами по экономическому развитию государства. Нужно проводить постоянный мониторинг потребностей рынка в специалистах и количестве рабочих мест.

При этом важно учитывать ситуацию на рынке и возможные перспективы его развития с целью эффективного использования человеческого капитала как важнейшего фактора развития российской экономики.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Состояние системы образования в современной России и ее актуальность

Система образования в Российской Федерации - это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования, и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам.

Российская система образования - это мощная совокупность четырех сотрудничающих структур [2, с. 214].

  1. Это федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные.

К основным общеобразовательным программам относят:

  • дошкольные;
  • начальные;
  • основные;
  • средние (полные).

Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом: