Файл: Состояние, показатели развития и проблемы современного российского образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вторая проблема – прагматическая ориентация, для которой характерна система образования, не содействующая развитию личности. Новое качество образования должно отражать процессы информатизации науки и производства, использовать современные средства коммуникации, формировать новые способы мышления, его алгоритмизацию, а также способствовать результативности образовательного процесса. Организация образовательного процесса, обеспечивающего общее образование нового качества, требует творческого подхода, переосмысления отношений между субъектами образования, значительных усилий, а также материально-технических затрат [13, с. 387].

Преподаватель современного вуза решает сложные социальные задачи: он готовит специалистов уже не по заданным обществом профессиональным критериям, а сам активно участвует в формировании профессиональной сетки общества, несет ответственность за утверждение новых, востребованных профессий.

В результате такого образования каждый человек имеет возможность выработать наиболее оптимальный для него способ приобретения знаний и умение в будущем не только пользоваться этими знаниями, но и преобразовывать, пополнять их в соответствии с изменяющимися условиями.

Третья проблема — недоступность качественного образования для каждого обучающегося. Самым продуктивным в решении этой проблемы является информационная поддержка образования: телекоммуникационные технологии, доступность базы данных и, кончено, дистанционное образование [16, с. 55].

Сегодня мы хотим создать такую систему образования, которая в полной мере удовлетворяла бы потребности любого гражданина нашей страны в образовании; смогла бы эффективно воспроизводить культурный и интеллектуальный потенциал нашего общества, обеспечивая передачу знаний от поколения к поколению. Образовательная среда вуза – многокомпонентное образование, причем компонентами среды являются: ее предметно-пространственная характеристика; люди-педагоги и учащиеся, их ценностные ориентации и характер отношений друг к другу и к тому, что они делают: значимые события, содержание деятельности; информационное поле, на котором осуществляется педагогическое взаимодействие [2]. Конечно, чтобы образование было эффективным, сам процесс обучения должен воспроизводить высшие общественные ценности.

Да действительно, современный рынок требует специалистов, рабочих профессионалов, владеющих не только специальными знаниями и умениями, но и такими качествами как коммуникабельность и компетентность, которые обеспечивают их конкурентоспособность и именно на это нацелены ФГОС нового поколения [15, с. 284].


Эффективное внедрение стандартов в учебный процесс зависит от многих факторов, главными из которых являются:

1. уровень базовой подготовки обучающихся;

2. квалификация преподавательского состава;

3. оснащение лабораторий и мастерских;

4. оснащение библиотек современными источниками информации.

Поэтому будущий рабочий должен получать в образовательном учреждении не только профессиональные знания и навыки, но и научиться использовать информационно-коммуникационные технологии, уметь работать в коллективе, самостоятельно определять пути профессионального и личностного роста и многое другое.

Получение образования, становясь постоянной заботой каждого человека, должно быть одной из самых привлекательных сторон его жизни, доставляя ему радость, удовлетворение, ощущение собственного достоинства.

И мы должны понимать простую истину: значимость образования важно само по себе как неотъемлемая составляющая духовной жизни каждого из нас, а не только определяется тем, что на его основе можно успешно решать различные проблемы, стоящие перед человеком и обществом.

Для того, чтобы понять, как решаются проблемы современного образования необходимо познакомиться с приоритетным национальным проектом «Образование» и государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» до 2025 года.

Принятый Федеральный закон от 05.12.2017 №362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы» установил Государственную программу «Развития образования» [22]. Сроки реализации этой программы 2018-2025 годы. Объемы заложенного финансирования под эту программу на весь период 31658304046,7 тыс. рублей.

Основная цель этой программы:

1) Повышение качества образования, которое предполагает охватить все уровни образовательной системы: повышение качества общего образования, мониторинг трудоустройства выпускников, а также усиление позиций российских ВУЗов на международном рынке.

2) Доступность образования, которая характеризуется: обеспечением детей дошкольного возраста местами в детских садах, а также увеличение численности детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования;

3) Развитие системы онлайн-образования.

Система реформирования образовательной системы является одной из важнейших задач в настоящее время. Главная задача модернизации сферы образования состоит в создании механизмов для устойчивого развития системы образования.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:


- предоставление государственных гарантий, в части доступности и одинаковых возможностей для всех граждан в получении полноценного образования;

- повышение качества образования на всех уровнях: дошкольном, общем и профессиональном;

- создание в образовательной сфере нормативно-правовой базы и организационных механизмов привлечения дополнительных источников финансирования из внебюджетных источников;

- повышение престижа и социального статуса работников образования, оказание им государственной и поддержки;

- развитие системы образования как открытой государственно-общественной системы на базе распределения зон ответственности между субъектами образовательной политики, а также повышение роли всех участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения [24, с. 89].

Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования будет осуществляться на основе:

  • бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством РФ;
  • равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;
  • получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования [21, с. 15].

Доступность качественного образования означает также государственные гарантии:

• обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;

• обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;

• социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);

• бесплатного пользования учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек.

Для обеспечения доступности образования для всех граждан, вне зависимости от уровня доходов семьи или от того где они проживают, разработан комплекс мероприятий, направленных на обеспечение доступности образования на всех уровнях [23, с. 57]. К числу таких мер относят:

- разграничение прав и ответственности по уровням бюджетной системы Российской Федерации;


- перевод статьи «Оплата труда», а также обеспечение образовательной деятельности школ, находящихся в ведение муниципалитетов на региональный уровень, то есть в ведение субъектов РФ и присвоение им статуса государственных образовательных учреждений;

- ввести в практику адресные целевые выплаты для детей из малообеспеченных семей, или создание иных механизмов поддержки этих детей на региональном и местном уровне, с тем, чтобы обеспечить для них доступность дополнительного образования, а также возможность обучаться в образовательных учреждениях с повышенным уровнем подготовки;

- создание и развитие системы государственного кредита на образовательные нужды, государственное субсидирование образовательных кредитов, предусмотреть разные варианты погашения этого кредита и т.д. Это даст дополнительные возможности малообеспеченным семьям, детям, оставшимся без попечения родителей получить среднее профессиональное или высшее образование. Так же необходимо разработать механизм государственной поддержки (на федеральном, региональном уровнях) в подготовке студентов по тем направлениям и специальностям в которых заинтересован рынок труда страны или региона;

- разработать полный пакет нормативно-правовой документации, который бы регулировал условия привлечения и порядок использования образовательными учреждениями внебюджетных средств. Необходимость этих документов также обусловлена необходимостью защиты прав потребителей платных образовательных услуг;

- поэтапное увеличение размеров выплат студентам (академической и социальной стипендии) до уровня прожиточного минимума;

- государственное стимулирование работодателей, в форме предоставления им, налоговых льгот и иных преференций с целью привлечения ими на рабочие места студентов с неполным рабочим днем [25].

Таким образом, в национальном проекте «Образование» отражены не только пути развития образования, но и механизмы решения существующих проблем. А государственная программа РФ «Развитие образования» до 2025 года выведет российское образование на новый уровень, что позволит вновь говорить о нашем образовании, как об одном из самых достойных в мире.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Необходимо сделать все возможное для ресурсной обеспеченности образовательной сферы. Однако ресурсы должны направляться не на консервацию системы, а на ее эффективное обновление. Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим устойчивого развития. Миссия российского образования состоит в создании социальной стабильности и прогресса, восстановлении и развитии культурного и кадрового потенциала страны.


Общей основой современной стратегии образования является гуманистическая концепция, в основе которой лежит безоговорочное признание человека как высшей ценности.

И человек, и общество заинтересованы в высоком уровне образования - только при этом условии можно надеяться на увеличение экономического роста страны и превращение образования в сферу выгодных инвестиций. Государство должно проводить такую социальную политику, чтобы создать для этого благоприятные условия.

С этой целью необходимо, чтобы формирование учебных программ и содержание учебного процесса соотносились с долгосрочными планами по экономическому развитию государства. Нужно проводить постоянный мониторинг потребностей рынка в специалистах и количестве рабочих мест.

При этом важно учитывать ситуацию на рынке и возможные перспективы его развития с целью эффективного использования человеческого капитала как важнейшего фактора развития российской экономики.

Говоря о проблемах современного российского образования, невозможно его рассматривать в отрыве от общемировых тенденций. Однако в России на них накладывается целый ряд особенностей, связанных с кризисной социально-экономической ситуацией, отказом от прежних ценностей, происходящими социокультурными изменениями.

К основным тенденциям и направлениям развития современного образования следует отнести такие, как глобализация, фундаментализация, гуманизация, технологизация, стандартизация, компьютеризация.

Перед Российским государством и вузовским сообществом в настоящее время остро встают задачи реорганизации высшего образования, перевода его в режим инновационного развития, обеспечивающего полноценное вхождение страны в постиндустриальное, информационное общество. Система высшего профессионального образования вступает в новую фазу своего функционирования, так как происходит переход от подготовки специалиста к образованию и формированию личности человека, что, в свою очередь, требует разработки и реального воплощения на практике новой образовательной парадигмы воспитания и обучения, направленной на конкретного человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф (в редакции от 03.08.2018 №329-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. №53 (часть I) ст. 7598; Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 2014 г. №30 (часть I) ст. 4263.
  2. Агранович М.Л. Система финансирования образования. Анализ эффективности / М.Л. Агранович, Н.Б. Озерова, С.А. Беляков, Т.Л. Клячко. -М.: Технопечать, 2017. – 347 с.
  3. Авраамова Е.М. Тенденции и перспективы наращивания образовательного потенциала / Е.М. Авраамова // Качество человеческого потенциала: материалы международной научной конференции ИСЭПН РАН. – М.: ИСЭПН РАН, 2014. – С. 7-16.
  4. Бажуткин Д.Г. Специфика функционирования образовательных услуг в рыночной среде / Д.Г. Бажуткин // Труды Вольного экономического общества России. – 2015. – №5. – С. 100-112.
  5. Брызгалина Е.В. Компетентностный подход и будущее социогуманитарного образования / Е.В. Брызгалина // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2013. – №1. – С. 162-169.
  6. Васильев В.Н. Новая парадигма оценки качества образования / В.Н. Васильев // Высшее образование в России. – 2015. – №2. – 19-23.
  7. Винокуров М. Высшее образование и наука России: проблемы и перспективы / М. Винокуров // Аргументы недели. – 2015. – №21. – С. 18-24.
  8. Герасина О.Н. Направления воздействия глобализации на сферу образования / О.Н. Герасина, Т.С. Сальникова // Научные труды Международной академии менеджмента. Вып. X. М. – 2013. – С. 60-69.
  9. Годин В.В. Четыре модели бизнес-образования в России [Электронный ресурс] / В.В. Годин // Режим доступа: http://www.elitarium.ru/. Дата обращения 13.11.2018.
  10. Емельянова В.В. Формирование новых экономических отношений в системе общего образования: монография / В.В. Емельянова. – Псков: ПОИПКРО, 2016. – 228 с.
  11. Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации?: монография / Ю.А. Корчагин. Воронеж: ЦИРЭ, 2013. – 252 с.
  12. Медведева Е.И. Особенности российского рынка образовательных услуг / Е.И. Медведева // Вестник Тамбовского университета. (Сер. Гуманитарные науки.). – 2016. – №5. – С. 259-263.
  13. Медведева Е.И. Социальные аспекты маркетинга в образовании / Е.И. Медведева // Вестник Тамбовского университета. (Сер. Гуманитарные науки.). – 2016. – № 4. – С. 386-389.
  14. Медведева Е.И. Особенности маркетинговых коммуникаций образовательных услуг ВУЗа / Е.И. Медведеве. И.И. Виксна // Двадцать вторые международные Плехановские чтения (16-17 апреля 2016г.). Тезисы докладов студентов М Изд-во ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2016. – 183 с.
  15. Менеджмент, маркетинг и экономика образования / под ред. П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – Н.Новгород: НИМБ. 2014. – 526 с.
  16. Миронов В.В. Проблемы реформирования российского образования / В.В. Миронов // Метафизика. – 2017. – № 4. – С. 52-60.
  17. Мордвинцева Н.В. Проблемы современной системы образования в России / Н.В. Мордвинцева, Н.Н. Михеева, И.А. Резник. – Режим доступа: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf10/389.doc. Дата обращения 14.11.2018.
  18. Муравьева М. Дмитрий Медведев: финансирование образования поражает своими размерами [Электронный ресурс] / М. Муравьева // Электронное издание «Наука и технологии России». – Режим доступа: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d. Дата обращения 10.11.2018.
  19. Образование как фактор экономического развития: учебник / В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян, М.С. Нетесова. – М.: Научный эксперт, 2014. – 105 с.
  20. Официальный сайт «Росстат. Образование» [Электронный ресурс] // – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/popi it.ii > -n/education/. Дата обращения 12.11.2018.
  21. Петрова А. Престиж высшего образования в России / А. Петрова // ФОМ. Социальная реальность: журнал социологических наблюдений и сообщений. – 2016. – №1. С. 11-17.
  22. Проект «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» Приоритеты, цели и этапы формирования и реализация современной модели образования на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mon.gov.ru. Дата обращения 13.11.2018.
  23. Правовое регулирование инноваций в образовании / Под ред. Д.А. Пашенцева. – М.: Финуниверситет, 2013. – 156 с.
  24. Пуденко Т.И. Модернизация образования: актуальный̆ стратегический̆ выбор / Т.И. Пуденко // Высшее образование для инновационной̆ экономики: Всерос. научно-практ. конференция: Тезисы выступлений / Под ред. В.П. Колесова, Е.В. Егорова. – М., 2012. – С. 88-93.
  25. Система образования в РФ. Управление системой образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mei06.narod.ru/sem7/psih/shpora2/page2_4.htm. Дата обращения: 29.10.2018.
  26. Сорина Г.В. Управление образованием: особенности принятия решений в системе конкурсного отбора / Г.В. Сорина // Пространство и Время. – 2017. – № 3. – С. 222-224.
  27. Сухомолин В.В. Концепция нового образовательного направления / В.В. Сухомолин, В.А. Сухомлин // Открытые системы. – 2017. – №2. – С. 31-34.
  28. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru. Дата обращения: 29.10.2018.
  29. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011 – 48 с.
  30. Чернышева О.В. Специфика образования третьего тысячелетия: глобализация образовательной среды. Научные проблемы образования третьего тысячелетия / О.В. Чернышева // Сборник научных трудов. – Самара: ЦДК «F1»; ООО «Издательство Ас Гард», 2013. – 316 с.