Файл: Состояние, показатели развития и проблемы современного российского образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На сознание молодежи значительное влияние оказывает западная система образования. В Европе много примеров того, как люди без высшего образования стали успешными и богатыми. Однако в России такая ситуация практически невозможна в силу ряда социальных и экономических факторов. Необходимость в высшем образовании — это личный выбор каждого. Все зависит от мотивации и психологических особенностей личности.

2.2 Показатели развития современного российского образования

Система образования в Российской Федерации есть комплекс преемственных образовательных программ и государственных стандартов образования, различающихся по уровню и направленности; сеть реализующих их учреждений образования вне зависимости от организационно-правового типа и вида; органы управления и контроля над образованием и подведомственные им учреждения и организации [4, с. 103].

В 2017г. в рамках процесса совершенствования образовательной системы, ориентированного на рост эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также повышение результативности функционирования образовательной системы, происходило укрупнение (объединение) образовательных организаций в целях оптимизации бюджетных расходов на образование.

В таблице 1 приведены показатели, характеризующие деятельность образовательных организаций в Российской Федерации [20].

Таблица 1

Отдельные показатели деятельности российских организаций образования за 2016-2017 гг.

Показатель

2016

2017

Отклонение

Темп изменения, %

Число организаций, осуществляющих 42687 42622 -65 99,85 образовательную деятельность по образовательным

программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, единиц

42687

42622

-65

99,85

Численность обучающихся, тыс. человек

14596

15217

621

104,25

Число профессиональных образовательных

организаций, единиц

3638

3526

-112

96,92

Численность студентов, обучающихся по

программам подготовки:

квалифицированных рабочих, служащих, тыс.

человек

686,1

556

-130,1

81,04

специалистов среднего звена, тыс. человек

2180,2

2853,2

673

130,87

Принято на обучение в профессиональные

образовательные организации по программам

подготовки:

-

-

-

-

квалифицированных рабочих, служащих, тыс.

человек

395,6

221,4

-174,2

55,97

специалистов среднего звена, тыс. человек

699,3

946,2

246,9

135,31

Выпущено, тыс. человек:

0

квалифицированных рабочих, служащих

368,2

196,1

-172,1

53,26

специалистов среднего звена

446

663,3

217,3

148,72

Число образовательных организаций высшего

образования, единиц

896

817

-79

91,18

Численность студентов, тыс. человек

4766,5

4379

-387,5

91,87

Принято на обучение по программам бакалавриата,

специалитета, магистратуры, тыс. человек

1221,8

1151,4

-70,4

94,24

Выпущено бакалавров, специалистов, магистров,

тыс. человек

1300,5

1150,9

-149,6

88,5


Анализируя данные таблицы 1, мы видим, что по сравнению с 2016г общее число образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, в 2017г. сократилось на 8,8% (или на 79 единиц), при этом:

− число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 5,3% (на 28 единиц);

− количество действующих частных образовательных организаций высшего образования - на 13,9% (на 51 единицу).

Вместе с тем продолжилось сокращение численности студентов образовательных организаций высшего образования: в сравнении с 2016 годом численность студентов уменьшилась на 387,5 тыс. человек, при этом следует отметить, что существенное сокращение численности произошло в частных образовательных организациях (на 28,4% от численности студентов в 2016г.).

В свою очередь, продолжалось объединение профессиональных образовательных организаций, осуществляющих деятельность по подготовке квалифицированных рабочих и служащих с профессиональными организациями, занимающихся подготовкой специалистов среднего звена. За 2017 год число профессиональных образовательных организаций по программам среднего профессионального образования уменьшилось на 3,1% (или на 112 единиц) и составило 3526 организаций.

Несмотря на продолжающийся процесс оптимизации образовательной системы, по-прежнему остается актуальной проблема работы организаций, начального общего, основного общего, среднего общего образования в две и три смены. В частности, на начало 2017/2018 учебного года численность учащихся, занимавшихся во вторую и третью смены по программам начального общего образования (1-4 классы) составила 1,1 млн. человек или 17,5% от общей численности обучающихся по данным программам, по программам основного общего образования (5-9 классы) - 738,4 тыс. человек (10,6%), по программам среднего общего образования (10-11 (12) классы) - 20,0 тыс. человек (1,5%).

В 2017 году получили дальнейшее развитие программы по обеспечению дополнительных условий для получения качественного образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В 2017 году численность студентов с ОВЗ, инвалидов и детей инвалидов составила 18,4 тыс. человек от общего числа студентов, проходящих обучение по очной форме обучения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, что на 9,1% меньше численности данной категории студентов, обучавшихся в 2016 году. В 2017 году по адаптивным образовательным программам проходило обучение 11,2% обучающихся студентов с ОВЗ. В организациях, занимающихся реализацией образовательных программ программам начального, основного и среднего общего образования в 2017 году доля обучающихся с ОВЗ составила 3,8%, а инвалидов и детей-инвалидов - 1,8% от общей численности обучающихся. Рассмотрим расходы на образование в Российской Федерации в 2016-2017 гг. (таблица 2) [20].


Таблица 2

Расходы федерального бюджета на образование в 2016-2017 гг.

Показатель

Сумма в 2016 г., млрд руб.

Сумма в 2017 г., млрд руб.

Отклонение, млрд руб.

Темп изменения, %

ВВП

73120

78670

5550

107,59

Расходы бюджета, всего

15210

1610

-13600

10,59

Расходы на образование – всего, из них (по статьям бюджетной классификации):

579,36

557,79

-21,57

96,28

Дошкольное образование

14,56

4,85

-9,71

33,31

Общее образование

34,92

26,44

-8,48

75,72

Среднее профессиональное образование

8,85

8,3

-0,55

93,80

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

7,23

7,34

0,11

101,56

Продолжение таблицы 2

Показатель

Сумма в 2016 г., млрд руб.

Сумма в 2017 г., млрд руб.

Отклонение, млрд руб.

Темп изменения, %

Высшее и послевузовское профессиональное образование

491,3

484,14

-7,16

98,54

Молодежная политика и оздоровление детей

1,13

0,8

-0,33

70,86

Прикладные научные исследования в области образования

13,06

13,67

0,61

104,67

Другие вопросы в области образования

8,3

12,25

3,94

147,51

Исходя из данных таблицы 2, можно заключить, что в 2017 году общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование составил 3,46% от расходной части бюджета или 0,71% ВВП. Общий объем расходов на образование был снижен по сравнению с 2016 годом на 3,72%. Особо следует отметить, значительное снижение расходов на дошкольное и общее образование. Во многом это связано с передачей соответствующих полномочий в регионы, а также «оптимизацией» сети бюджетных учреждений. Также были снижены расходы на среднее профессиональное образование на 6,2%, высшее послевузовское образование – на 1,46%, молодежную политику и оздоровление детей – на 29,14%. Расходы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, прикладные научные исследования в области образования и другие вопросы в области образования, напротив, увеличились на 1,56%, 4,67% и 47,51% соответственно.


Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно заключить, что в период за 2016-2017 гг. в сфере образования происходило сокращение учебных заведений и обучающихся в них граждан. Общегосударственные ассигнования на образовательную сферу из федерального бюджета также были уменьшены. В исследуемый период получила дальнейшее развитие программа по обеспечению дополнительных условий для получения качественного образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также программа по оптимизации бюджетных расходов на образование.

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные экономические и социальные условия развития общества выдвигают на первый план проблему совершенствования качества образования. Качество образования характеризует взаимосвязь сферы образования и других сфер деятельности человека, рассматривается на разных уровнях педагогической системы, имеет одновременно универсальный и неоднозначный характер.

Проблема совершенствования качества образования затрагивает социальный и педагогический аспекты.

Образование является органической частью жизнедеятельности личности и в то же время важнейшей сферой общества.

Образование можно рассматривать как процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Традиционно образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле слова означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде определенного объема систематизированных знаний, навыков, умений, способов мышления, которыми овладел обучаемый. В этом случае говорят об образованном человеке [23, с. 48].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.


Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Именно теперь, когда наше общество пожинает плоды так называемых «переходных 90-х» с их отсутствием должного спроса на качественное образование, деформирование всего учебного процесса, эта задача становится особенно актуальной [19, с. 63].

В Концепции для реализации этой цели предполагается решение следующих приоритетных задач:

- обеспечение инновационного характера базового образования;

- модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях [27, с. 33].

Современная российская система образования терпит глобальные изменения в учебном процессе, как в средних профессиональных, так и в высших учебных заведениях. Все эти изменения носят весьма противоречивый характер, так как каждый из них требует очень большого количества времени, чтобы к нему приспособились не только сами студенты, но и преподаватели. Каждое нововведение имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые не позволяют оценивать их однозначно.

Проанализировав состояние современной сферы образования и тенденции развития общества, можно выделить, на наш взгляд, следующие основные проблемы современной системы образования:

Первая проблема- это качество образования, которое должно соответствовать не только требованиям стремительно меняющегося настоящего, но и быть настроенным на отдаленное будущее [17].

Актуальность обеспечения качества образования определяется объективными причинами:

  • ускоряется научно–технологический прогресс и усиливается зависимость темпов развития общества от уровня и масштабов образования;
  • происходит поэтапный переход общества от индустриальной фазы в развитии экономики к экономике знаний и к фазе становления информационной цивилизации;
  • развертывается процесс глобализации, составной частью которого выступает быстрое накопление научных данных и их устаревание;
  • образование должно быть катализатором развития производительных сил, обеспечивая высоким качеством человеческого капитала.