Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (СТРЕСС В РАБОЧЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако это мнение является ошибочным. Психологи убеждены, что повышение  в служебной иерархии не снижает  стрессы, а напротив - приводит к их усилению и накоплению. Психологами также было введено особое понятие – «стресс руководителя», в отличие от «обычного» нервно-психического напряжения рядовых сотрудников.

В отличие от своих подчиненных, которые в основном озабочены  внутренними проблемами фирмы, руководителю приходится решать еще и ряд непростых  внешних проблем. Это отношения  с партнерами и конкурентами, налоговыми органами, с  официальными структурами, и т.п. К примеру, если рядовой сотрудник  имеет возможность сосредоточиться  на конкретной поставленной перед ним  задаче, то руководителю приходится самому ставить стратегические и тактические  цели, находить оптимальные способы  их достижения, учитывать все возможные  риски и при этом удерживать в  голове множество разнообразных  комбинаций и вариантов. Руководителю приходится постоянно принимать нестандартные решения, быстро сосредоточиваться и переключать внимание с учетом неожиданно меняющихся условий, работать в режиме неопределенности, ожидании, избытка или дефицита информации. В том числе руководителю приходится общаться с множеством людей, в круг которых входят также и подчиненные, которых надо стимулировать к эффективному труду.

В результате чего возникает избыточное нервно-психическое напряжение, приводящее к появлению ряда неприятных физических и психологических  и симптомов. Рассмотрим среди них,  чаще всего отмечаемые:

Соматические они же телесные симптомы: нарушения сердцебиения, стойкие головные боли, спазмы и тики, мышечное напряжение, расстройства пищеварения, кожные высыпания и др.

Эмоциональные симптомы: резкие перепады настроения, постоянное беспокойство, чрезмерная раздражительность, утрата симпатии к окружающим, в том числе даже к близким людям, потеря чувства юмора и нарастающая склонность к пессимизму, невозможность сосредоточить внимание.

Поведенческие симптомы: уклонение от решения насущных задач как производственных, так и бытовых; злоупотребление алкоголем, транквилизаторами, курением; частое возникновение аварийных ситуаций, чреватых травмами; утрата взаимопонимания с окружающими.

Для анализа стрессоров у  лидеров или руководителей можно  выделить две большие группы стрессоров:

· стрессоры служебной  деятельности;

· стрессоры внеслужебной деятельности.


Стрессоры служебной деятельности подразделяются на общие и специфические. Рассмотрим общие стрессоры, представленные в работе по управлению.

Плохая организация служебной  деятельности, отсутствие системы в  работе. Организация часто работает в режиме загруженности. Руководитель в  свою очередь, действует в вертикальной структуре, выстроенной по иерархическому принципу, и бессистемность, неритмичность в работе вышестоящего руководителя тут же сказывается на деятельности руководителей нижестоящих.

Недостаток сотрудников, заставляющий выполнять, кроме своих  обязанностей, еще и обязанности  других, приводит к уменьшению количества времени, необходимого для выполнения непосредственных обязанностей.

Нарушение режима рабочего времени. Человеческому организму  свойственны циклические, естественные  ритмы в течение суток, недели, месяца, года. Когда работа заставляет нарушать естественный ритм это чревато накапливанию  стресса.

Использование сверхурочного  времени. Работу руководителя сложно вместить в строгие рамки распорядка служебного времени. Кроме того, деятельность любого руководителя сопряжена с решением непредвиденных кризисных проблем.

Статусные проблемы. Для  большинства руководителей-профессионалов работа становится частью их личности. Однако, можно заметить что при всей ее значимости, в  условиях когда общество и государство  оценивают ее невысоко, когда другие склонны рассматривать то, что  делает руководитель, как нечто не имеющее особого значения или  же как дело, с которым может  справиться кто угодно, достаточно нелегко сохранить  чувство достоинства, собственной  значимости.

Заорганизованность, формализм  и бюрократическая суета. Типичными  проявлениями этого стрессора выступают  ненужное так скажем «бумаготворчество» и бесконечные  совещания. Эти факторы вызывают стресс сами по себе, так как у руководителя возникает ощущение, что он тратит на написание ненужных, несущественных отчетов и на представление всевозможных данных не меньше времени, чем на саму работу.

Специфические стрессоры в деятельности руководителя требуют отдельного рассмотрения. Под ними понимаются стрессоры, присущие не столько самой работе, сколько способу, с помощью которого осуществляется управленческая деятельность на соответствующем уровне. И так к специфическим стрессорам относят следующие:

1. Нечеткие ролевые обязанности. Бывает что иногда руководитель не имеет четких служебных инструкций по поводу того, что он должен делать и где границы его ответственности.


2. Ролевой конфликт, возникающий в условиях, когда два аспекта деятельности руководителя оказываются несовместимыми.

3. Нереалистично высокие  притязания, стремление к совершенству.

4. Особенности взаимодействия с вышестоящими руководителями, игнорирование ими мнения руководителя.

5. Особенности взаимодействия с коллегами по горизонтали. Являясь первым лицом в организации, руководитель зачастую выступает транслятором решений вышестоящих инстанций, таким образом в этих условиях он ограничен в возможности обсудить профессиональные проблемы с коллегами - руководителями, получить не только одобрение, поддержку, но и оценку, замечания то есть то, что называется обратной связью, успокоить себя сознанием того, что коллеги переживают те же трудности, что и он.

6. Особенности взаимодействия с персоналом. Скажем так «трудные» подчиненные могут вызвать стресс, когда стычки с ними либо абсолютно неожиданно, либо неправомочны и несправедливы. В первом случае руководитель ожидает отношений, а наводит на холодность и речевую агрессию. Во втором случае руководителю предъявляют обвинения и претензии, которые, по сути, относятся к системе, а не к конкретному руководителю этой системы. Стремление оставаться «корректным и вежливым» нисколько не облегчает ситуацию. С другой стороны, в случае которого руководитель теряет над собой контроль, он чувствует себя еще хуже, воспринимая конфликт как свидетельство своего непрофессионализма.

7. Особенности управленческого труда. С точки зрения стрессогенности, рассмотрим управленческий труд, который имеет ряд особенностей.

Во-первых, любого руководителя время от времени охватывает чувство  профессиональной несостоятельности. У руководителя возникает ощущение, что ему не хватает образования, навыков, одним словом опыта. Стремление же, необходимые  для усвоения новых знаний и опыта, каждый год отнимают все больше энергии и времени. Руководитель таким образом стоит перед  выбором: либо изо всех сил пытаться настичь время и решить непосильную  задачу, либо остаться в хвосте с  ощущением своего  непрофессионализма и некомпетентности. В свою очередь, неспособность или невозможность оказаться на высоте своего профессионального  долга влечет за собой так скажем к появлению  ощущений личностного поражения, особенно это выраженно у специалистов с высоким чувством профессиональной ответственности.

Во-вторых, управленческий труд связан с временным  прессингом, перегрузками, постоянным переключением  с одного вида деятельности на другой. Иногда побуждающей силой для  работы становятся фиксированное расписание и жесткие временные  рамки. Это никак не должно продолжаться постоянно, так как чревато стрессом. Любому руководителю, наряду с традиционными  перерывами в работе, необходимы паузы (от нескольких часов до нескольких дней) между завершением одной  служебной задачи и переходом  к следующей. Во время этого относительного «молчания» он может сбросить накопившееся напряжение, расслабиться, оглядеться, избавиться от всего лишнего.


В-третьих, для управленческого  труда характерна монотонность, недостаток разнообразия.

В-четвертых, руководитель зачастую принимает решения при явном  недостатке необходимой служебной  информации либо при невозможности  передать необходимые инструкции в  соответствующие инстанции. Обычно это создает ощущение неполноценного  контроля над событиями. Иногда прямая попытка получить нужную информацию превращается из короткой, легко выполнимой задачи в длительное, часто крайне бесплодное и ведущее к мощному стрессу занятие.

Со служебными успешно конкурируют , должностные стрессы, так называемые внеслужебные стрессоры. К ним обычно относят следующие:

Стресс, вызванный супругом. Возникает, главным образом, в результате которого сталкиваются темперамент либо интересы.

Стресс, вызванный детьми. Проблема отцов и детей стара, как мир, руководитель, как глава  семьи, замечает, что дети делают все  совершенно не так, «как надо», забывая, что в свое время сам поступал точно так же.

Стресс, вызванный родителями и родственниками. Здесь так же можно сказать проблема отцов и детей, но уже с другой стороны. Руководитель не может понять, почему он - человек, влияющий на судьбы многих людей, все еще остается сыном (дочерью), которого продолжают воспитывать родители.

Стресс, вызванный домашней обстановкой. Если у руководителя слишком  большое количество домашних обязанностей и в тоже время, слишком малое время для  их исполнения, такое положение вполне может стать стрессором.

Выводы:

Профессиональный стресс - многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации трудовой деятельности человека.

Вредная эмоциональная, вредная физическая обоюдная реакция обнаруживается в случаи, предъявляемых требований в деятельности, и не совпадения с потребностями, способностями, возможностями работников, тем самым можно определить стрессы на работе, отметим что такие стрессы,

причиняют значительный вред здоровью.

Профессиональный стресс трудно измерим, потому как в процессе деятельности на людей влияют стрессоры, которые никакого отношения к работе не имеют, но испытывают воздействия и профессионального стресса.

Руководителям, которым приходится принимать немаловажные ответственные решения по роду своей деятельности, и от которых также зависит судьба многих людей, своеобразно приспосабливаются к постоянству стресса, вырабатывая тем самым в себе профессиональную бесчувственность, к последствиям собственных решений для других людей: клиентов, партнеров, подчиненных.


Надзор над своей или чужой деятельностью, более того с соблюдением, и учетом выполнения норм, а также правил принятых в данном коллективе называется ответственностью.

Сильнейший стрессор может быть вызван у работника, который испытывает чрезмерную ответственность, который сравнивает ее с непосильной ношей.

1.4 Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности

Со стрессовыми состояниями тесно взаимосвязаны, а зачастую являются и их причинами состояния иного типа которые имеют название - фрустрационные. Возникают они в случае блокады невозможности достижения тех или иных значимых для личности целей. Рассмотрим схему по которой протекает развитие:

Это наличие интенсивной потребности (сильного желания, значимости цели);

Это блокировка их удовлетворения (ограниченность собственных возможностей или внешние преграды);

Возникновение отрицательных эмоций и их фиксация в стабильном негативном состоянии – соответственно это и есть фрустрации.

Фрустрации преимущественно специфичны именно для управленческой деятельности. Управленческая деятельность включает в себя множество значимых потребностей, значимых целей, а также устремлений и планов (с одной стороны) и еще большее количество разного рода препятствий, «барьеров» (фрустраторов) - невозможных ограничений и преград на пути их реализации.

Фрустрация тем сильнее, чем интенсивнее была исходная потребность, и чем ближе казалась возможность ее удовлетворения, оказавшаяся, при всем при этом, нереализованной. Следует отметить две возможные, основные формы реагирования личности на фрустрацию, обозначаемые такими понятиями как интрапунитивной и экстрапунитивной реакций. Рассмотрим первый случай, возникающие при фрустрации негативные эмоции обращаются словно на самого человека – в случаи этого он винит себя в произошедшем. В этом же случае развивается депрессии которые сопровождаются подавленностью, чувством безнадежности и беспомощности, обиды, личной так скажем ущемленности. Так же заметим что, при хронически повторяющихся интрапунитивных реакциях на фрустрацию у человека может развиваться состояние «выученной беспомощности». Это состояние характеризуется формированием устойчивого мнения, согласно которому «все зависит от обстоятельств»; они (обстоятельства) «сильнее меня». Данная установка снижает конструктивность деятельности, снижает активность, хотя и является очень распространённой. При экстрапунитивном реагировании негативные эмоции модифицируются в агрессию. Личность находится в поиске, и в конечном итоге находит «виновников» вовне и обрушивает на них свой гнев. Проводимые исследования показывают, что она значительна, более типична для лиц, занятых управленческой деятельностью, а вероятность ее проявления в целом возрастает при повышении управленческого статуса и увеличении стажа.