Файл: Sociologia_metodichka_Mokshin.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2020

Просмотров: 1260

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТОТАЛИТАРИЗМ (от ср.-век. лат. totalis — весь, целый, полный) - 1) одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (напр., различные формы тоталитаризма в фашистской Италии, Германии, коммунистический режим в СССР, франкизм в Испании и др. — с кон. 20-х гг. 20 в.). 2) Направление политической мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм. С 20-х гг. 20 в. тоталитаризм стал официальной идеологией фашистских Германии и Италии.

ТРАНСФОРМАЦИЯ [лат. transformatio] - преобразование,

превращение.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА - направление в западной социологии, представители которого рассматривают обмен различными типами деятельности как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования власть, статус, престиж и др.).

ТЕОРИЯ СРЕДНЕГО УРОВНЯ - социологическая теория находящаяся по уровню общности между теоретическими и эмпирическими исследованиями и обеспечивающая взаимосвязь между ними в рамка* отдельных областей социологии. Примером Т.С.У. могут служить теории девиантного поведения и аномии. Т.С.У. рассматриваются как специальные (частные) социологии, т.е. социологии личности, семьи, труда, быта, города деревни, образования и т.д.

ТЕСТ, ТЕСТИРОВАНИЕ - важный метод измерения сложных свойств и качеств личности, не поддающийся прямому, непосредственному наблюдению, обеспечивающий высокую валидность массовых социальных измерений.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ - теория, которая исходит из признания решающей роли технологического (технического) прогресса на современном этапе общественного развития.

ТРАДИЦИЯ - та часть социокультурного наследия, которая длительное время передаётся людьми от поколения к поколению в силу привычки и входит в систему ценностей и норм данного общества или социальной группы.

ТРУД - фундаментальная форма деятельности человека, созидающая свою совокупность функционирующих в обществе материальных и духовных благ, обеспечивающая производство средств к жизни; основа возникновения таких свойств человека, как общение, сознание, речь, формирование духовных ценностей.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО - форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области и т. д.).

УПРАВЛЕНИЕ - элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ.

УРБАНИЗАЦИЯ - социальный процесс роста городов, городского населения, повышения их роли в развитии общества и распространения черт, особенностей, образа жизни, характерных для крупных городов, на остальное население. Урбанизация порождает большое число проблем экологического, социально-психологического и иного характера, серьёзно отделяет человека от природы, особенно в крупных городах.


УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ - предрасположенность, готовность человека действовать определенным образом в определенных ситуациях, обусловленная ценностными ориентациями.

УТИЛИТАРИЗМ - позиция и подход при рассмотрении и решении социально-политических проблем, требующие исходить прежде всего или исключительно из принципа полезности, из возможности получения непосредственной выгоды или достижения поставленной цели. Идеи утилитаризма уходят корнями в XVIII - XIX вв. (И.Бентам, Дж.Милль, и др.). В современной жизни утилитаризм приводит к узкому практицизму, к безудержному стремлению всегда и везде извлекать сиюминутную материальную выгоду, не считаясь ни с кем и ни с чем другим, к стяжательству и бездуховности, что видно в современной жизни России.

УТОПИЯ (от греч. и — нет и topos — место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от ей — благо и topos — место, т. е. благословенная страна) - изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования; жанр научной фантастики; обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Т. Мора (16 в.).

ФЕДЕРАЦИЯ (от позднелат. foederatio — союз, объединение), (союзное, федеративное государство) - 1) форма государственного устройства, при которой государство образует федеральные единицы — члены, субъекты федерации (напр., земли, штаты). В федерации действуют единая конституция, единые союзные (федеральные) органы государственной власти, устанавливаются единое гражданство, денежная единица и т. д. Члены федерации имеют, как правило, собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Федерацией являются США, Индия, Германия и др. 2) В Российской Федерации субъектами федерации, кроме республик в составе России, являются края, области, города федерального значения (Москва и Санкт- Петербург), автономные области и автономные округа.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии - одно из основных направлений в социологической науке, сложившееся в 50-х гг. XX столетия и получившее широкое распространение в 60-70-е гг. Это направление рассматривает социальную реальность как продукт интерпретирующей деятельности людей, отождествляет общество с представлениями о нём, сосредотачивает внимание на выявлении универсальных структур понимания и интерпретации людьми социальных явлений и процессов, обнаруживающихся в процессе социального взаимодействия. Основоположником Ф.Н. является австрийско- американский социолог А.Шюц (1899-1959). Разновидностью Ф.Н. является сложившаяся в 70-е годы этнометодология, которая использует методы этнографии и социальной антропологии для выработки совокупности методов превращения повседневных действий людей в очевидно разумные и практически объяснимые.


ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - согласно марксистской концепции исторического процесса, общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенного типа общества. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность; вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др. История общества представляет собой процесс развития сменяющих друг друга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА - одно из наиболее влиятельных неомарксистких направлений, возникшее в начале 30-х годов во Франкфурте-на-Майне, получившее широкое распространение в конце 40-х - начале 70-х годов и сыгравшее важную роль в «марксистком ренессансе» 60- х годов. Идейные истоки школы - фрейдо-марксизм, с позиций которого критиковалось общество «позднего капитализма». Особое внимание Ф.Ш. уделила разработке проблемы «авторитарной личности». Ф.Ш. стала идейной базой для появления движения «новых левых». Наиболее видными представителями Ф.Ш. были М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г.Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас, и др.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ - направление в современной западной социологии отстаивающее точку зрения, согласно которой общество в целом и его отдельные части имеют тесную взаимосвязь, которая закрепляется их функциями. Иными словами, в обществе все теснейшим образом связано и согласовано друг с другом.

ЦЕННОСТЬ - особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы человека или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений. Система ценностей общества, группы опосредуется духовной деятельностью, развивающейся на основе относительной самостоятельности от материального производства. Она фиксируется в рамках каждого данного сообщества людей с помощью общепринятых представлений о добре, истине, справедливости, благородстве и иных категорий нравственно-эстетического характера.

ШОВИНИЗМ [фр. chauvinisme] - крайний национализм, политика, состоящая в проповеди национальной исключительности, направленная на разжигание национальной вражды и ненависти, шовинизм - оружие империалистической буржуазии; наиболее полно проявился в политике фашизма.

ЭВОЛЮЦИЯ (от лат. evolutio — развертывание), в широком смысле — представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; определяет состояние какой-либо системы, рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния; в более узком смысле — представление о медленных, постепенных изменениях в отличие от революции.


ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ [лат. existentia существование] - разновидность субъективного идеализма, распространенная в современной буржуазной философии и литературе (в особенности в западногерманской и французской); э. считает, что предметом философии является человек, • оторый рассматривается лишь как духовное начало, идеалистически; э. объективно подрывает веру в науку.

ЭКСТРЕМИЗМ [лат. extremus крайний] - приверженность к крайним взглядам и мерам (преимущ. в политике).

ЭЛИТА - высший привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ - разновидность знания, продуцированного на начальном этапе познавательного процесса в результате непосредственного контакта исследователя с действительностью, путем его прямого изучения с помощью наблюдений, чувственных констатаций, предметных описаний, фактуальных классификаций, приборных показаний и экспериментов.

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА - обособленная, и ещё не консолидированная часть нации или народности, сохраняющая внутри неё некоторые частичные особенности языка, культуры, быта, традиций и т.д. (напр., нормандцы внутри французской нации или поморы, камчадалы и др. внутри русской нации). Этнографические группы неправомерно смешивать с национальными (этническими) группами.

ЭТНОС - исторически возникший вид общности людей, представленный племенем, народностью, нацией, ассоциирующий себя с особой территорией, обладающий общими чертами, стабильными особенностями культуры и психологического склада, исторической памятью, а также сознанием своего единства (солидарности) и отличая от других подобных образований (самосознанием).

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ - научное направление, возникшее на стыке социологии и этнографии. Этносоциальные процессы исследуются в двух направлениях: этнические процессы в различных социальных группах и социальные процессы в разных национальных средах и регионах.

Именной указатель

АРОН РАЙМОН (1905-1983)- выдающийся французский социолог, политолог, философ и публицист, сторонник концепции индустриального общества, технологического детерминизма и деидеологизации, противник марксизма и коммунизма.

АДОРАТСКИЙ Владимир Викторович (19.08.1878 - 05.06.1945)- советский ученый-историк и социолог, известный общественно- политический деятель. Действительный член АН СССР (с 1932 г.). Родился в Казани в семье юриста. Окончил юридический факультет Казанского Университета (1903). Участник революционных событий начала XX века. С 1904 г. большевик. Преподавал в Казанском университете, в

Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова, в Институте Красной

профессуры. Работал в Наркомпросе. Директор Института Маркса Энгельса — Ленина (с 1931 г.). Главный редактор сочинений К. Маркса и ф Энгельса.Основные труды: Избранные произведения. М. 1961.


БЕЛЛ ДАНИЭЛ (р.1919) - известный американский либеральный социолог, один из ведущих авторов концепций постиндустриального общества и деидеологизации. Теория постиндустриализма обосновывает роль НТР в разрешении основного противоречия капитализма, который изменяет свою природу без обострения классовой борьбы. Основные трудЬ1 Белла Даниэла: «Конец идеологии» (1966), «Противоречия культуры капитализма» (1976), «Приход постиндустриального общества» (1973).

БЕНТАМ ИЕРЕМИЯ (1748-1832) - известный английский социолог, политолог, правовед. Основатель теории утилитаризма, сторонник либерализма, решительный противник концепции естественного права. Тезис о подчинении общественных отношений «принципу полезности» обосновывает отождествление интересов личности с интересами общества. Последние рассматривались как простая совокупность индивидуальных интересов. Именно забота каждого только о самом себе позволяет, с точки зрения Бентама Иеремии, достичь «наибольшего счастья наибольшего числа людей». Бентам Иеремия был сторонником расширения прав и свобод торговли.

БОКЛЬ ГЕНРИ (1821-1862) - видный английский историк и социолог- позитивист, представитель географического направления в социологии. Решающее значение в общественном развитии Бокль Генри придавал таким географическим, природным факторам, как климат, почва, ландшафт, пища и другие. Его главный труд «История цивилизации Англии» (1857-1861).

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (13.05.1811, г. Чембар Пенз. губ.-26.05.1848, СПб.).Литературный критик, публицист, философ. Роль Белинского в русской критике, по мнению многих исследователей, подобна роли А. С. Пушкина в литературе. Белинский создал критику, которая по значению своему была достойна высоких образцов русской классической литературы, а его истолкования существенно дополняли смысл произведения. БЕРДЯЕВ Николай Александрович (06.03.1874 — 23.03.1948, похоронен близ Парижа) — русский философ и социальный мыслитель. Принадлежал к старинному дворянскому роду, получил образование в Киевском университете. В 1904 г. Бердяев переехал в Петербург, где был участником Религиозно-философских собраний, работал в журналах «Новый путь» и «Вопросы жизни». В начале творческого пути принадлежал к так называемым легальным марксистам.

БИЛЛИНГТОН Джеймс Хедли (р. 1929) — американский ученый- историк, автор трудов по истории и культуре России. Преподавал в Оксфордском, Гарвардском и Принстонском университетах (1973—1987). В эти же годы — директор Международного исследовательского центра им.

Вудро Вильсона, где учредил несколько академических программ по изучению русской культуры и основал Институт российских исследований (впоследствии Институт Дж. Кеннана). Основные труды: Mikhailovsky and Russian Populism. Oxf., 1958; Икона и топор. 1966; Трансформация России: прорыв к надежде. 1991; Лицо России. 1998.