Файл: Sociologia_metodichka_Mokshin.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2020

Просмотров: 1222

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные труды: Критика современной буржуазной науки о социальном поведении. М., 1966; Мираж «организованного общества». М., 1974; Die Soziologie in Russland. Hire institutioneile Entwicklung von den Anfaengen bis zur Oktoder-Revolution 1917. Wiesbaden, 1988.

НОВИКОВ Яков Александрович (1849—1912)— русский ученый- социолог позитивистского направления. Автор эволюционистской биоорганической теории в социологии. В течение длительного времени жил за границей, где опубликовал большинство своих трудов. Изьирался вице- президентом Международного института социологии.

Основные труды: Борьба национальностей и законы народных слияний. Одесса, 1889.

НОЖИН Николай Дмитриевич (08(20).12.1841 — 03(15).04.1866) — русский ученый-биолог, социолог-позитивист, известный общественный деятель, участник демократического движения в России 60-х годов. Окончил Александровский лицей, продолжал образование в Гейдельбергском университете. Его доклад по эмбриологии в Российской Академии Наук получил высокую оценку специалистов. Активный член организации «Земля и воля». Один из первых теоретиков народничества и русского анархизма. Ученик и последователь Н. Г, Чернышевского, На формирование взглядов Н. как социолога оказали влияние Г. Бокль, П. Прудон и Ч. Дарвин. Взгляды Н. имели влияние на Н. К. Михайловского. Социальный прогресс связывал с успехами научного знания.

Основные труды: Наша наука и ученые книги и издания.//Книжный вестник. 1865. № 24; 1866. №№ 1, 2, 3, 5, 7; Полемика с Д. Писаревым и В. Зайцевым в связи с их статьями о Дарвине.//Искра. 1865. № 8.

ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович (13(25).04.1867 — 15.05.1931) - русский ученый-правовед и социолог неокантианского направления. Основатель русской школы психологии права. Окончил юридический факультет Киевского университета. Продолжал образование в Германии. Профессор Петербургского университета, возглавлял кафедру энциклопедии и философии права. Научный руководитель студенческого кружка, в котором работали будущие известные ученые П. Сорокин, Г. Гурвич, Н. Кондратьев, Н. Тимашев. С 1918 профессор и руководитель кафедры Варшавского университета. В политике придерживался умеренной кадетской ориентации. Депутат 1 Государственной Думы.

Основные труды: Очерки философии права. СПб., 1900; Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. СПб., 1905; Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1— 2. СПб., 1909-1910.

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (псевд. Бельтов) (29.11(11.12)1856 — 30.05.1918) — русский философ и социолог, представитель марксистского направления в отечественной социологии. Историк общественной мысли. Деятель российского и международного социалистического движения. Учился в Академии генерального штаба, затем в Горном институте. По собственному признанию, испытал на себе влияние А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Д. И. Писарева, И. И. Сеченова, Н. Г. Чернышевского. В студенческие годы разделял идеалы народничества. К 1880-м годам становится последователем учения К. Маркса, его пропагандистом и переводчиком на русский язык трудов Маркса и Энгельса. Автор многих трудов по теории марксизма. Один из организаторов группы «Освобождение труда» (1883). С 1880 г. в эмиграции. Участвовал в создании РСДРП. С 1903 г. перешел на позиции меньшевизма.


Из теоретиков марксизма в России П. больше других уделял внимание социологической проблематике. Обращение к ней тесно связывал с конкретными условиями России и задачами революционного движения конца XIX — начала XX вв. Известен своей критикой теории народничества и принципов субъективной социологии. В трудах П. получили освещение многие проблемы социологического знания и были заложены основы по крайней мере трех направлений в марксистской социологии и психологии, таких как социология личности, социология искусства и социальная психология. Основные труды: За двадцать лет. Сборник статей литературных, экономических и философско-исторических. Изд. 2-е. СПб., 1906; Собр. соч. в 24-х тт. М.; Л., 1923—1927; Избранные философские произведения. В 5 т. М., 1956—1958; Философско-литературное наследие. В 3-х гг. М., 1973—1974.

ПРИГОЖИН Аркадий Ильич (р. 14.02.1940 г.) — российский ученый- социолог, специалист в области социологии организаций, индустриальной социологии и социологии катастроф. Автор более 100 научных публикаций. Президент Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию. Выпускник философского факультета МГУ им. Ломоносова. Доктор философских наук (1987), профессор (1994). Имеет опыт преподавания социологии организаций и ее практического применения в области торговли, в местных органах власти и банковской деятельности.

Основные труды: Организации: системы и люди. М., 1989; Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989; Современная социология организаций. М., 1

ПАРСОНС ТАЛКОТТ( 1902-1979) - выдающийся американский социолог-теоретик, ученик П.А.Сорокина, создатель теории социального действия и системно-функционального направления в современной социологии. Парсонс Талкотт выдвинул задачу построения общей социологической теории и сделал серьёзную попытку её решения. Уделял внимание проблеме стабильности и выживания общества как социальной системы. Его главные труды: «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951), «К общей теории действия» (1952), написанная совместно с Э.Шилзом, «Социальная система и эволюция теории действия» (1977), «Теория действия и условия человеческого существования» (1978) и другие.

РОЖКОВ Николай Александрович (06.11.1868 — 02.02.1927) — русский ученый-историк и социолог, публицист, общественный деятель. Из обедневших дворян. Выпускник Московского университета (1890). Ученик В. О. Ключевского. Преподавал в Московском университете и других вузах Москвы. Активный участник революции 1905—1907 годов в России. Работал в составе Временного правительства.

Научное мировоззрение Р. претерпело сложную эволюцию, результатом которой стала собственная оригинальная система взглядов на исторический процесс. Применял социологическую точку зрения к анализу глобальных характеристик всемирно-исторического процесса. Один из тех, кто придавал серьезное значение разработке системы социологического образования.


Основные труды: Обзор русской истории с социологической точки зрения. Ч. 1—2. М., 1903—1905; Исторические и социологические очерки. Ч. 1—2. М., 1906; Основные законы развития общественных явлений. (Краткий очерк социологии). М., 1907; Русская история в сравнительно-историческом освещении. Т. 1—12. М„ 1918—1926.

РОЗАНОВ Василий Васильевич (20.04.1856 — 05.02.1919)— русский писатель, публицист и философ. Бессюжетная эссеистско-дневниковая проза представляет собой нерасчлененный сплав бытового и философского, политического и интимного, трагического и «пошлого» (книги «Уединенное», 1912 г., «Опавшие листья», т. 1—2, 1913—15 гг.) Религиозно- экзистенциональное умонастроение сочетается с критикой христианского аскетизма, апофеозом семьи и пола, в стихии которого Р. видел первооснову жизни; культ национальных истоков. Литературно-критические работы о Н. В. Гоголе, Ф. М. Достоевском, М. Ю. Лермонтове. «Библейская поэзия» (1912 г.), Литературные изгнанники (1913 г.) и «Апокалипсис нашего времени» (1917— 18 г.; о трагическом завершении российской истории в октябре 1917 г.).

РУССО Жан Жак (1712.06.28-07.03.1778, Эрме-Нонвиль, близ Парижа) — французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в семье часовщика, рано лишился матери, отданный для обучения граверному ремеслу, не захотел этим заниматься и в 16 лет ушел из Женевы, скитался по стране, был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот. Систематического образования он не получил, но самостоятельно познакомился с философией. Писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы. В 1741 г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с Д. Дидро, затем — с Д'.Аламбером, П. Гольбахом, по приглашению Дидро принял участие в создании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», 1751— 1780 гг., где вел отдел музыки и для которой написал ряд статей. В 1750 г. вышла его работа, привлекшая к нему общественное внимание, «Рассуждения о науках и искусствах», где доказывал, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их. Затем вышли его «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755) и «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), где он выступил с политическими обличениями социального неравенства. Его книга «Эмиль, или О воспитании» (1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он из-за преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию, где жил в Женеве, Берне и Невшателе, но и здесь его преследования по политическим соображениям не кончились. В это время происходит разрыв с просветителями и обостряется полемика с Вольтером. С 1766 по 1767 гг. Руссо искал прибежища в Англии, куда его пригласил Д. Юм, но, рассорившись с ним, вернулся во Францию. С 1770 г. он — в Париже. Мировоззрение Руссо основывалось на агностицизме: он исключал возможность рационального познания сущностей материи и сознания из-за того, что разум ведет к заблуждению. Достоверно лишь то, что дано в чувственном познании, и существовать для человека означает прежде всего чувствовать. По своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры. Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царит произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления. В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства, прежде всего доброту. Исходя из сенсуалистической гносеологии, рекомендовал, чтобы ребенок шел к теоретическим знаниям от наглядных фактов действительности. Воспитатель же должен возможно полнее учитывать естественные склонности и способности детей.


САВИЦКИЙ Петр Николаевич (15.05.1885 - 13.04.1968)-русский философ, ученый-экономист, географ, дипломат, публицист. Один из основоположников евразийского учения и руководитель евразийского движения. Окончил экономический факультет Петроградского политехнического института, свободно владел английским, немецким, чешским, норвежским языками. Одно время работал секретарем- посланником при российской миссии в Норвегии. В гражданскую войну воевал на стороне Белого движения в армии Деникина. Был секретарем П. Б. Струве, тогдашнего министра иностранных дел в правительстве генерала Врангеля. После поражения войск Врангеля эмигрировал сначала в Турцию, затем в Болгарию. В Софии познакомился с П. П. Сувчинским, Н. С. Трубецким и Г. В. Флоровским, составившими ядро евразийского движения. Все вместе они издали первый коллективный труд евразийцев «Исход к Востоку».

В годы Второй мировой войны Савицкий работал главным образом в Праге, активно выступал против «пораженцев», желающих поражения СССР в войне с фашистской Германией. В 1945 г. он был депортирован в Москву и, несмотря на патриотическое отношение к СССР, был осужден за антисоветскую деятельность и помещен в мордовский трудовой лагерь. Здесь он познакомился с Л. Н. Гумилевым, с которым поддерживал связь и после своего освобождения и возвращения в Прагу, вплоть до своей кончины в 1968 году.

САДОВСКИЙ Вадим Николаевич (р. 15.03.1934 г.) —русский философ, специалист в области методологии науки и теории систем, истории философии и социологии. Доктор философских наук. Один из основателей (совместно с И. В. Блаубергом и Э. Г. Юдиным) (в конце 1960-х гг.) и руководителей (с 1996 г.) российской научной школы «Философия и методология системных исследований» и ежегодника «Системные исследования» (с 1997 г.). Действительный член Международной академии наук информации, информационных процессов и технологий (1996).

Выпускник МГУ им. Ломоносова. Сотрудничал в журнале «Вопросы философии», редактор ряда коллективных монографий по современным проблемам философии науки, системному подходу и общей теории систем.

Основные труды: Основания общей теории систем. Логико- методологический анализ. М., 1974; Становление системных идей в науке и философии. М., 1980; Модели научного знания и их философские интерпретации.//Вопросы философии. 1983. № 6; Искусственный интеллект и проблемы организации знаний. М., 1991; Предисл. к сб. переводов: Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000.

СМУЛЕВИЧ Болеслав Яковлевич (1894—1981). Демограф, доктор медицинских наук. Закончил медицинский факультет Венского университета. С. один из активных участников становления отечественной демографии и социальной гигиены, наряду с конкретными демографическими и социологическими исследованиями занимался разработкой теоретических проблем народонаселения и социологии семьи. Внес существенный вклад в разработку теоретических вопросов здравоохранения, охраны материнства и детства, стремился развивать взаимодействие социальной демографии с социальной гигиеной.


СОРОКИН Питирим Александрович (23.01(04.02). 1889 - 10.02.1968) - русско-американский ученый-социолог. Ученик М. М. Ковалевского и Л. И. Петражицкого. Род. в с. Турья Вологодской губ. Умер в г. Уинчестер. США. Учился в Петербургском Психоневрологическом институте на кафедре социологии, возглавляемой М. М. Ковалевским и Е. В. де Роберти. Затем в Петербургском университете, юридический факультет которого окончил в 1914 г. В молодости активно участвовал в политической жизни, вступил в партию эсеров. В 1918 г. объявил об отказе заниматься политикой. Пережил аресты за свои политические взгляды и высылку из страны в 1922 г.

Социологические труды С. отличаются разнообразием тематики и разработкой новых областей социологического знания, послужившей началом широких исследований в мировой социологии по проблемам социальной стратификации, социальной и культурной мобильности, созидательного альтруизма, методологии социологического анализа. С. автор учебников социологии, исследований по истории русской и мировой социологии, по вопросам влияния бедствий на сознание и поведение человека, по социологии войны, революции, морали. Описание своего жизненного пути и творческой биографии С. отразил в изданиях мемуарного характера.

Основные труды: Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1914; Общедоступный учебник социологии. Ярославль, 1919; Система социологии. Т. 1—2. Г1г., 1920; Современное состояние России. Прага, 1922; The Sociology of Revolution/Phil.; Lond., 1925; Social Mobiliny (N. Y.); bond., 1927; Social and Cultural Dynamics. V. 1—4. N. Y., 1937—1941;

СТРОНИН Александр Иванович (29.02.1826 —29.01.1889)— русский ученый-социолог, представитель органицизма. Родился в семье крепостного крестьянина. Отец смог получить вольную для своих детей. С. окончил в 1848 г. историко-филологический факультет Киевского университета. Работал учителем истории. Составил пособия для «низшей интеллигенции»: «Азбуку», учебную программу и «Народную энциклопедию». Состоял в обществе «Земля и воля». За распространение запрещенной литературы был арестован и сослан в Архангельскую губернию. После ссылки служил чиновником.

Основные труды: История и метод. СПб., 1869; Политика как наука. СПб., 1872; История общественности. СПб., 1885.

СТРУМИЛИН (СТРУМИЛО-ПЕТРАШКЕВИЧ) Станислав Густавович (1877—1974) — советский ученый-статистик, экономист и социолог, педагог и организатор науки. Действительный член АН СССР. Член зарубежных академий. Один из основателей советской статистики. Активный участник революционного движения в России конца XIX — начала XX веков. Член РСДРП (1899—1906). Меньшевик (1906—1920). Член коммунистической партии с 1923 г. Окончил Петербургский политехнический институт. После Октября 1917 года работал в государственных учреждениях, где занимался налаживанием учетного дела и планирования. Научные труды С, посвященные разработке принципиально новых подходов к анализу производительности труда с использованием статистических методов, послужили основой для созданного им направления — социологии труда. Ученый был инициатором проводившихся в 20-е годы исследований влияния различных факторов на производительность труда, бюджета времени, характера жизненных средств. Основные труды: Трудовые потери России в войне. М., 1920; Проблемы экономики труда. М., 1925 (1982); Промышленный переворот в России. М, 1944; Очерки экономической истории России и СССР. М., 1966.