Файл: Sociologia_metodichka_Mokshin.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2020

Просмотров: 1223

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологический подход не претендует на исключительность и позволяет выявить один из важнейших аспектов социальной жизни. Его специфическим развитием выступает социально-психологический метод, ориентирующий на изучение зависимости поведения индивидов от их включенности в социальные группы и различных параметров последних, а также на исследование психологических характеристик групп (например, малых групп, национальных меньшинств, социальных слоев и т.д.).

Исследование динамичных аспектов явлений и процессов общества связано с использованием деятельностного подхода, который предполагает рассмотрение индивида через призму специфического вида деятельности, как циклического процесса, имеющего последовательные стадии.

В 80-е годы XX в. в западной социологии наметился поиск «теоретического» и «практического» основания перехода от многовариантного к монопарадигматическому статусу социологической науки. Представителями западной социологи была выдвинута идея интеграции социологического знания. Подобная идея исходит из гипотетической возможности объединения теорий, основывающихся на примате структурных элементов (т.е. «структурных теорий» и теорий «социального действия»), в одну «интегративную» социологическую теорию. Эта тенденция наиболее рельефно

8 Социологическая энциклопедия.Т.2.М.:Мысль.2003.С.146-147

выявилась в теории «структурации» Э.Гидденса, интеграции теории, «действия» и теории «систем» Ю.Хабермаса, интеграции социального действия и социального «порядка» Дж. Александера, «микрооснования явлений микроуровня» С.Босуорта и Дж.Крепса, «интеграции рационального выбора с более макросоциологическими прблемами» М.Хечтера, «интегрированного подхода к социальному действию с системным поведением» Дж.Коулмена, «взаимоотношения между действующими лицами и социальнымии отношениями» Б.Хиндесса,»интегративного обмена» Р.Эмерсона и пр.

В отличие от других парадигмы «социального порядка» и «интегративная» социальная парадигма (Д.Тернер и Дж.Ритцер) ставят задачу выявить, на каких сторонах и чертах процесса институализации в первую очередь основывается почва для синтетического решения теоретической проблемы порядка. Проблема порядка - это вопрос об условиях, при которых формируются, поддерживаются, изменяются и разрушаются различные образцы социальной организации.

К позитивистски ориентированным концептуальным подходам примыкает метод структурно-функционального анализа. Он ориентируется на рассмотрение общества как целостности, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические роли (функции). Деятельность элементов рассматривается в их взаимосвязи со структурной организацией общества.

Вплоть до начала XX столетия в социологии наряду с нормативистским господствовал институциональный подход, и сегодня занимающий в ней значительные позиции. Он ориентирует исследователя на изучение институтов, с помощью которых осуществляется деятельность государства, партий, других объединений и организаций, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.


Глубокую традицию имеет антропологический подход, основанный на видении истоков коллективистской сущности человека. Этот подход требует изучения обусловленности социальной жизни природными качествами человека, его потребностями в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, общении, духовном развитии и т.д.

Известное сходство с антропологическим методом в требованиях исходить в исследованиях из человека имеет психологический подход. Однако в отличие от антропологизма он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, взятого в его непосредственном окружении. Психологический метод ориентирован на изучение механизмов поведения индивида, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

Системный подход рассматривает социальную систему общества как особый механизм, тесно связанный с окружающей средой. Всестороннее изучение внешних и внутренних взаимосвязей и взаимодействий различных

социальных образований и их адаптационных свойств и составляет главную познавательную проблему в рамках данного подхода. За сравнительно небольшой срок своего существования (с 50-60-х гг. XX в.) системный подход показал свою конструктивность и представлен в разнообразных теориях политических систем.

Общество - это социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Оно представляет собой систему автономных элементов, каждый из которых реализует целостный жизненный процесс и находится в постоянном взаимодействии со всеми другими субъектами социального процесса по поводу его осуществления. Каждый из компонентов этого комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления и развития как единого целого. Таким образом, общество - это не сумма индивидов, а это система человеческих отношений по поводу как сохранения своего социального положения в обществе, так и улучшения своего жизненного процесса.

Общественные отношения в конкретных условиях (экономика, политика к.-д.) касаются отношений людей друг к другу и к обществу. Эти отношения, оказываясь под влиянием группы независимо от их физического присутствия, существуют объективно по поводу улучшения жизненного положения индивидов и имеют характер социальных отношений. Их реализация обусловлена социальной сферой общества, в котором социальная функция, целостного воспроизводства и обогащение человека является жизненно важным процессом. Таким образом, социальные отношения выражают взаимную зависимость субъектов по поводу их жизнедеятельности, образу жизни, внутренней самоорганизации, саморегуляции, отношению с другими субъектами.


Обеспечение жизни людей, их воспроизводство, и на этой основе воспроизводство общества в целом, является характеристикой социальной среды жизни общества и человека. Иначе говоря, социальная среда — это все то, что направляется обществом на обеспечение непосредственной жизни людей, их воспроизводство и развитие их способностей и потребностей. Каждый человек, семья, трудовой коллектив, население города, села, района по-своему включены в социальное окружение общества. Для каждого из субъектов социальная среда является стихией его ценностного жизнесуществования и жизневоспроизводства, областью самореализации и саморазвития. Выделение социальной сферы позволяет вырабатывать социальные показатели, которые должны учитывать как нормативно- расчетную, так и реально достигнутую возможность удовлетворения Потребности за счет созданного в обществе потенциала и способа такого

удовлетворения. Количественные характеристики социального пространства представляют собой особую сторону — социальную инфраструктуру.

Социальная инфраструктура — это материально-вещественные и организационные компоненты социальной сферы. Это комплекс учреждений сооружений, транспортных средств, предназначенных для обслуживания населения, а также совокупность соответствующих отраслей экономики и социальных отношений с учетом населения, т.е. реальных потребностей.

По состоянию инфраструктуры можно оценить уровень и качество удовлетворения потребностей, их соотносительность с уровнем развитых стран и требованиями развития современной цивилизации. Таким образом типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах достигается с помощью методов социологической науки.

1.3. Метод социологической науки

Метод социологии - это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Термин методология в наиболее популярном значении понимается как учение о методах познания. Методология - это учение о структуре логической организации и средствах деятельности; эта наука о принципах, формах и способах построения научного познания, а также учение об этой системе. В целом это определение является верным, хотя и страдает известной ограниченностью. Методология науки занимается не только анализом самих методов научного познания, но и выяснением условия границ применения методов одной науки к другим. Выявление роли знаков в научном познании, анализ языка науки, изучение процессов дифференциация интеграции научных знаний также являются методологическими проблемами. Часто под методологией понимаются правша, согласно которым происходим принятие либо отбрасывание теорий и исследовательских программ. В центре внимания исследователя находится вопрос: почему именно эти факты, а не другие, были выбраны в качестве предмета исследования? На этот вопрос можно ответить, исходя либо из теории рациональности, либо из внешних - социальных — обстоятельств, сопряженных с формированием исторически определенного уровня знаний.


В основании новоевропейской научной методологии лежи сформировавшееся в XVII в. убеждение в том, что существуют однозначно интерпретируемые правила, следуя которым можно прийти к результату исследования: из всех возможных путей к истине ведет один, все остальные ведут к заблуждению. В современной науке понятие методологии приобрело черты неопределенности и не соотносится с ясными и отчетливыми истинами Во-первых, эти правила функционируют в качестве кодекса научной честности во-вторых, выполняют функцию жесткого ядра нормативной (историографической) исследовательской программы. Исследовательская

программа обеспечивает относительную автономность научной теории как от решающих экспериментов, так и от социальных обстоятельств воспроизводства

знания.

Следует отметить, что методология социологии представляет собой определенный способ видения и организации исследований особой объективной реальности - мира социального, обладающего своей спецификой. Социум как феномен слагается из действий людей, обращенных на власть и систему властных отношений. В нем разворачиваются социальные события, характеризующиеся динамизмом и постоянной их изменчивостью. В процессе развития социологии как науки об обществе сложилась система методов, применяемых при изучении социальной реальности и явлений.

Исследование социального явления предполагает выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с экономической и политической сторонами жизни. Этот этап познания представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого социального явления. Не обладая этими фундаментальными теоретическими знаниями вести изучение социального явления нельзя. Поскольку для познания социального процесса необходимо получение первичной информации о нем, ее строгий отбор, анализ, то инструментом в процессе такого познания является социологическое исследование. Академик В.И.Вернадский советовал молодым ученым проводить детальный анализ предмета, видеть за частным общее, не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и видеть связь с другими явлениями, не избегая постановки вопроса «почему»?; собирать как можно больше сведений о предмете исследования из литературных источников. Изучая общие закономерности научного познания, связывать науку с другими областями знания, с общественной жизнью; не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.

Если говорить конкретно о методах, используемых в социологии, то можно, опираясь на некоторые критерии, выделить основные группы методов. При этом наиболее важным основанием классификации является степень общности анализа объекта или сфера действия. Есть методы общетеоретические. Это анализ и синтез как разложение и соединение предмета исследования. Абстрагирование, обобщение, аналогия, индукция и дедукция, моделирование, классификация и типологизация предметов и фактов. В соответствии с этим критерием выделяют три группы методов: общенаучные, социально- гуманитарные и специальные.


Общенаучная группа методов, применяемая в различных отраслях научного знания, напрямую не связана с отдельным конкретным видом исследовательской работы и характером исследуемого объекта. В нее входят две подгруппы познавательных средств: логико-эвристических и философско-аксиологических.



К логико-эвристическим общенаучным методам относятся такие хорошо известные всякой науке исследовательские приемы, как индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение и аналогия, дескриптивно-конкретное описание и абстрактно-объяснительная интерпретация, и т.д. Что касается второй подгруппы, то в нее входят такие познавательные средства, которые непосредственно связаны с философско-мировоззренческими принципами и опираются на оценочно-аксиологические критерии. Так, социолог в своей исследовательской работе может быть сориентирован на методологические принципы диачектики или системного подхода, структурного функционализма или бихевиоризма, что является для исследователя определенной системой координат в виде оценочных критериев и принципов. Такого рода общенаучные философско-аксиологические познавательные средства лежат в основе концептуальных (познавательных) подходов, которые играют важную роль в формировании научных парадигм.

Особенность второй группы методов состоит в том, что входящие в нее познавательные приемы используются в основном в социально-гуманитарных дисциплинах. К ним относятся такие известные методы, как историко-сравнительные, синхронно-компаративные исследования, В последнее время обществоведы широко используют возникшие методы тестирования и шкалирования, зондажи общественного мнения, изучение стереотипов, из лингвистики и семантики - анализ знаков и символов и т.д. Возникновение

методологии социологических исследований стало возможным на пересечении академической социологической теории, практики массовых социальных обследований и техники экспериментальной проверки гипотез. Социологические исследования отличаются от социальных обследований прежде всего по цели: в первом случае целью работы специалиста является знание как самодостаточная ценность, во втором случае ценность достигаемых результатов определяется их информативностью и полезностью для общества. В первом случае наибольшее значение имеет достоверность, во втором — информативность. Данные массовых опросов получают признание (и финансирование) в обществе лишь в том случае, если они вызывают интерес общественности либо правящих кругов. Даже самая высококачественная информация, полученная в процессе обследований, быстро устаревает и теряет ценность. Поэтому «сервейер» стремится обогнать сегодняшний день и обеспечить «свежие» данные. Критерий, используемый исследователем, несколько иной — знание считается качественным до тех пор, пока оно не опровергнуто новыми данными. К третьей группе - специальных научных методов - относятся те приемы и способы познавательной деятельности, которые наработаны в рамках социологии или, пройдя со временем существенную модификацию, превратились в специфический инструментарий социологии.