Файл: Sociologia_metodichka_Mokshin.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2020

Просмотров: 1245

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТАРД Габриэль (Tard G.) (12.03.1843 — 12.05.1904) — французский ученый-социолог, социальный психолог и криминолог. Основатель социальной психологии. Автор трудов по криминологии.

Из дворян. Родился в семье судьи. Образование получил в университетах Тулузы и Парижа. Преподавал в свободной школе политических наук. Социологией начал заниматься в период работы в судебных органах. В сферу интересов Т. как социолога входили социальные функции средств массовой информации (особенно газет), социально-психологические особенности людей (прежде всего в области экономической жизни), политическая социология, механизмы социализации, природа преступности. Процессы подражания Т. рассматривал как фундаментальный механизм социального взаимодействия, выделяя в нем такие действия, как изобретение, имитация и оппозиция.

Основные труды: Законы подражания. Пер. с франц. СПб., 1892; Социальная логика. Пер. с франц. СПб., 1901; Социальные законы. Пер. с франц. СПб., 1901; Opinion et laFoule. P., 1901; Сравнительная преступность. Пер. с франц. М., 1907.

ТАХТАРЕВ Константин Николаевич (псевд. К. М. Тар) (26.05(07.06). 1871 -19.07.1925) русский ученый-социолог неопозитивистского направления. Ученик М. М. Ковалевского. Родился в Петербурге. Учился в Военно-медицинской академии. С 1895 г. член «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». С 1897 г. за границей, где работает в группе «Освобождение труда», которой руководил Г. В. Плеханов, и организует школу пропагандистов и агитаторов бельгийской Рабочей партии в Брюсселе. Занимается научной работой, сочетая ее с участием в рабочем движении в России. Участвует в социалистическом конгрессе в Париже, занимается подготовкой 2-го съезда РСДРП в Лондоне (1903).

С 1903 г. полностью переключается на научную и педагогическую работу. Занимается исследованиями в области теории, истории и методологии социологии. В 1903—1905 гг. читает курс лекций по генетической социологии в Высшей Русской школе общественных наук в Париже. По возвращении в 1907 г. в Петербург преподает социологию в Психоневрологическом институте и на высших курсах Лесгафта, а с 1917 г.—в Петербургском университете. Один из организаторов Русского социологического общества им. Ковалевского. С 1934 г.— сотрудник Института К. Маркса и Ф. Энгельса в Москве.

Основные труды: Первобытное общество. Этнолого-социологическое исследование. СПб., 1903; Очерки по истории первобытной культуры. М., 1907; Социология как наука. Пг., 1915; Общество и государство и законы борьбы классов. Пг., 1918; Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерностях. Опыт изучения общественной жизни и построения социологии. Пг., 1919; Общество и его механизмы. Пг., 1922; Сравнительная история развития человеческого общества и общественных форм. Ч. 1. Пг., 1924.

ТИМАШЕВ Николай Сергеевич (09(21).П. 1886-09.03.1970) -русско- американский ученый-правовед, социолог, философ права, публицист. Один из основателей социологии права. Профессор экономического Отделения Петроградского Политехнического института. Окончил Александровский лицей. Учился в Петербургском, затем Страсбургском университетах. Доктор права (дисс. «Преступное возбуждение масс»).


С 1921 г. в эмиграции. С 1923 г.—профессор Пражского университета. С 1928 г. жил в Париже, преподавал в Славянском институте Сорбонны и Франко-русском институте. Совместно с П. Сорокиным работал над коллективной монографией «Социальная и культурная динамика». С 1936 г. в США, где преподавал в Гарварде, в Фордэмском и Калифорнийском университетах. Труды Т.переводились на разные языки. Тема России в научных трудах и публицистике Т. относится к числу приоритетных.

Основные труды: Socioligy: Ап Introduction to Sociological Analysis. Milwaukee. 1949; General Sociology. Milwaukee, 1959; War and Revolution: An Sociological Analysis. N. Y., 1965.

ТРУБЕЦКОЙ Николай Сергеевич (06.04.1890 - 25.06.1938) — философ-культуролог, лингвист, политолог, этносоциолог. Основоположник евразийского учения, духовный лидер евразийства как общественно- политического движения.

Основатель рода Трубецких Иван Юрьевич Трубецкой — генерал- фельдмаршал, сподвижник Петра I, друг Вольтера — принадлежал к княжеской ветви Гедеминовичей, идущей от внука Гедемина князя Дмитрия Ольгердовича Трубчевского и Брянского. Николай Сергеевич Трубецкой — сын известного русского философа, профессора МГУ и его ректора С. Н. Трубецкого. В 1908—1912 гг. Н. С. Трубецкой — студент историко- филологического факультета Московского университета. После его окончания был оставлен на университетской кафедре. В 1920 г. Трубецкой покидает Россию и работает в Софийском университете. С 1923 г. он — профессор славянской филологии Венского университета. Знаток языков и культур славянства, угро-финских, славянских и северо-кавказских народов, Н. С. Трубецкой уже в 1920-х годах пришел к выводу, согласно которому российское самосознание, история и культура есть результат диалектического единства многих народов и этносов, объединенных общим месторазвитием, вмещающим ландшафтом и общей исторической судьбой, т. е. общим социальным пространством и временем. Утверждения о существовании высших и низших культур и цивилизаций считал проявлениями греховного национализма и шовинизма. Его аргументы на этот счет особенно актуальны сегодня, в условиях глобализации.

УГРИНОВИЧ Дмитрий Модестович (19.02.1923 — 08.06.1990) — советский ученый-религиовед и социолог. Родился в Виннице. Участник Великой отечественной войны. Выпускник Московского университета, затем профессор этого университета (с 1970), заведующий кафедрой (с 1973).

Вице-президент исследовательского комитета социологии религии Международной социологической ассоциации (1970—1978). Докторская диссертация «О специфике религии и ее месте в общественном сознании». Направления исследований У.: социологические и психологические проблемы религии, ее социальные корни; взаимодействие искусства и религии; христианская культура как часть культуры общечеловеческой; анализ теологических концепций и др. Уделял внимание практическим вопросам, исследуя процессы возрождения обрядности.


Основные труды: Обряды. За и против. М., 1965; О критериях религиозности и их применении в процессе социологических исследований.//Вестник. Моск. ун-та. Серия «Философия». 1967. №4; Введение в теоретическое религиоведение. М., 1973; Искусство и религия. М., 1982; Психология религии. М., 1986.

УОРД Лестер Франк (Word L. F.) (18.06.1843 — 18.04.1913) — американский ученый-социолог, геолог, палеонтолог. Последователь Конта и Спенсера. Первый Президент Американской социологической ассоциации. Один из основателей психологизма (психологического эволюционизма) в социологии.

Родился в штате Иллинойс в семье механика. Окончил Колумбийский университет (1872).

У. Рассматривал общество как высшую ступень эволюции, на которой особое значение приобретает психический фактор. В его теории общественных сил наряду с интеллектом как движущей силой социального прогресса уделено внимание чувствам и потребностям человека, составляющим психические факторы цивилизации. У. Ввел в социологию понятия генезиса, телезиса и синергии.

Основные труды: Динамическая социология. Пер. с англ. СПб.,; 1891; Психические факторы цивилизации. М., 1897; Очерки социологии. М.,! 1901.

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (09.01.1882 — 08.12.1837) — русский ученый-энциклопедист, религиозный философ. Родился в семье инженера на территории нынешнего Азербайджана. По окончании Тифлисской гимназии учился на физико-математическом факультете Московского университета, изучая одновременно философию и психологию на историко-филологическом факультете. Свою жизненную задачу определял как «проложение путей к будущему цельному мировоззрению». В 1899 году пережил духовный кризис, результатом которого стало религиозное обращение. В 1904 г. поступил в Духовную академию, где затем преподавал (1908— 1919). В 1911 г. рукоположен в сан священника. После 1917 г.—секретарь Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевской Лавры. С 1921 г. перешел на исследовательскую работу в Главэнерго ВСНХ СССР. Избран профессором художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Дважды был осужден по политическим мотивам В 1937 г. расстрелян.

Для развития социологии религии особое значение имеет разработанная Ф. концепция религиозного феномена, в которой традиция метафизики всеединства получила развитие с помощью применения феноменологического подхода и использования идей философского символизма и семиотики.

Основные труды Ф., в которых ученый развивает положения, представляющие особую ценность для социологии религии, объединены общим названием «Философия культа» (1918—1922).

ФРАНК Семен Людвигович (16.01.1877, Москва— 10.12.1950, Лондон)-русский религиозный философ и психолог. Родился в семье врача, окончил юридический факультет Московского университета. С 1907 г. и вплоть до революции был членом редакции журнала «Русская мысль» и вел в нем философский отдел. С 1912 г.— приват-доцент Петербургского университета, с 1917 — профессор историко-философского факультета Саратовского университета. В 1921 г. переехал в Москву, где был избран членом «Философского института», выделенного из университета в особое учебное заведение, и вместе с Бердяевым создал Академию духовной культуры. В 1922 г. был выслан из России, до 1937 г. проживал в Берлине, преподавал в Берлинском университете. После прихода к власти нацистов переехал во Францию, а в 1945 г.— в Лондон, где жил вплоть до своей кончины в доме у дочери, в тихом лондонском предместье. Основные труды: Философия и жизнь. 1910; Предмет знания. 1915; Душа человека. 1918; Очерк методологии общественных наук. 1922; Живое знание. 1923; Крушение кумиров. 1924; Духовные основы общества. 1930; Непостижимое. 1939; Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. 1956.


ХВОСТОВ Вениамин Михайлович (29.02.1868 — 05.02.1920) — русский ученый-обществовед широкого профиля, социолог неокантианского направления. Автор трудов по теории права, теории исторического процесса, гносеологии, этике, вопросам духовной культуры, методологии социального познания, по женскому вопросу и др. Окончил юридический факультет Московского университета (с 1889 г.). Профессор Московского университета (с 1899). В 1911 г. вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетской автономии. Вернулся в университет в 1917. г. Преподавал в других учебных заведениях. Сотрудничал в журналах «Вопросы права» и «Вопросы философии и психологии». Возглавлял Московское Психологическое общество.

Как социолог занимался широким кругом проблем: предмет социологии, природа общественного идеала, культура, личность, эмансипация женщин, методология общественных наук, философия истории, этика. Считал необходимым развитие конкретных социологических исследований.

Основные труды: Общественное мнение и политические партии. М., 1909; Теория исторического процесса. М., 1910; Нравственная личность и общество. Очерки по этике и социологии. М., 1911; Женщина и человеческое достоинство. М., 1914; Основы социологии. Учение о закономерностях общественных процессов. М., 1920.

ХОМЯКОВ Алексей Степанович (01.05.1804 — 23.09.1860) — известный русский ученый-богослов, философ, экономист, историк мировой цивилизации. Автор технических изобретений, поэт, врач, живописец. Стоял у истоков отечественной христианской социологии. Родился в Москве в старинной дворянской семье. Получил домашнее образование (изучал философию, историю, математику), после чего поступил в Московский университет на физико-математическое отделение (окончил в 1822 году). Служил в армии, участвовал в русско-турецкой войне. После отставки занялся литературной и общественной деятельностью. Организовал в Москве кружок единомышленников, получивший впоследствии известность как славянофильский. Публиковал в журналах статьи по философской и социальной проблематике, по вопросам крестьянской реформы. Основу социологических взглядов X. составляет идея Церкви как единства, собранного силой любви Христовой.

Основные труды: Сочинения в 2-х тт. М., 1994; О старом и новом. Статьи и очерки. М., 1988.

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-1889) - философ- материалист, ученый-обществовед, литературный критик, писатель общественный деятель (революционный демократ). Со студенческих лет убежденный социалист. Признанный вождь разночинной интеллигенции в России 60-х годов XIX века. Оказывал сильное влияние на молодежь. Был хорошо знаком с политэкономией, историей и другими науками, что способствовало пониманию предмета, задач и метода социологии, ее взаимоотношений с другими областями знания.

Родился в Саратове в семье священника. Учился в Саратовской Духовной семинарии, затем на историко-филологическом факультете Петербургского университета (1846—1850). По окончании университета преподавал русскую словесность в гимназиях г. Саратова (1850—1853). Затем преподавал в кадетском корпусе в Петербурге, одновременно вел работу над магистерской диссертацией на тему «Эстетическое отношение искусства к действительности» На формирование мировоззрения Ч. серьезное влияние оказали революционные события в Европе в 1848—1849 гг. и настроения в России, вызвавшие к жизни появление кружка Петрашевского. Немалую роль сыграло также знакомство с идеями Французского Просвещения, трудами Сен-Симона, Фурье, философией Гегеля и Фейербаха. Из русских мыслителей наиболее сильным было влияние Белинского и Герцена. Ч. резко отрицательно относился к возможности применения к социальным процессам теории Дарвина.


Ч. активно сотрудничал в «Петербургских ведомостях», «Отечественных записках», «Современнике». Последовательно выступал против идеологии либерализма, в защиту крестьян. В 1862 г. был сослан в Сибирь за действия,

направленные на ниспровержение в России существующего строя.

Основные труды: Полн. собр. соч. Т. 1— 16. М., 1939—1953; Избр. полн. сочинения. М., 1948—1949; Избр. филос. соч. Т. 1—3. М„ 1950—1951; Что делать? Из рассказов о новых людях. Л., 1975 и др. изд.

ШЛЯПЕНТОХ Владимир Эммануилович (р. 1927) — ученый- социолог. Специалист по методологии, истории и технике социологических исследований. Окончил исторический факультет Киевского университета (1949) и Московский статистический институт (1950 заочно). Канд. дисс. по истории мальтузианства (1956). Докт. дисс. по эконометрии (1966). Преподавал статистику. Работал в Академгородке (Новосибирск) в Институте экономики и организации промышленного производства, в Институте социологии АН СССР (нач. 1970-х гг.). Организовал исследование читателей центральных газет («Правда», «Известия», «Труд», «Литературная газета»).

Эмигрировал в США (1979). Занимается изучением проблем и советского и постсоветского общества, социологического образования.

Основные труды: Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях. М., 1973; Проблемы репрезентативности социологической информации. М., 1976; The Politic of Sociology in the Soviet Union/Boulder and Lond., 1987; Soviet public Opinion and Ideology. 1989.

ЩАПОВ Афанасий Прокоиьевич (05.10.1831 — 27.02.1876) — русский ученый-историк, философ, социолог позитивистского направления. Публицист. Представитель геофафического направления в социологии. Окончил Казанскую Духовную академию (1856). Преподавал там же, затем в Казанском университете. Примыкал к кругу Чернышевского.

Исследования Щ. отличаются широтой тематики: история русского раскола, духовная жизнь русского народа, происхождение и сущность государства, русская община, положение женщины в России, отношения между человеком (обществом) и природой и др. Этнические особенности русского народа им были поставлены в закономерную связь с природной средой обитания. Щ. одним и первых в мировой науке обратил внимание на роль мыслящего меньшинства в обществе, выделил психический аспект в социальном поведении человека и указал на возможность и опасность аномальных состояний общества.

Основные труды: Русский раскол. Казань, 1859; Исторические очерки народного миросозерцания. СПб., 1863; Историко-географическое распределение русского народонаселения//Русское слово. 1864. №№ 8—10; 1865. №№ 6—9; Социально-педагогические условия умственного развития русского народа. СПб., 1869.

ЭНГЕЛЬ Евгений (Генрих) Александрович (05.05.1887—1932, по другим сведениям 1942) — ученый-социолог и преподаватель социологии вузах и средних школах с дореволюционного времени. Автор учебников социологии. Родился в Пятигорске. В 1905 г. окончил Петербургский университет (естественное отделение и юридический факультет). Преподавал в нескольких вузах Ленинграда. Возглавлял Факультет общественных наук (ФОН) в Петроградском университете. Председатель президиума Научного общества марксистов (НОМ) (1920—1925). Рассматривал социологию как необходимый теоретический фундамент любой социальной науки. Считал, что предмет социологии и предмет исторического материализма не совпадают. В структуре социологического знания выделял теоретическую часть, которая занимается системой понятий и формулированием социологических законов, и социографию, изучающую природу и особенности различных социальных институтов. Исследовал явления социальной организации и специфику социальных групп, определяемую национальным, политическим, религиозным и другими факторами.