Файл: Sociologia_metodichka_Mokshin.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2020

Просмотров: 1252

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«социологические исследования в Вооруженных Силах» (1979).

Основные труды: Методологические основы и проблемы военно- социологических исследований. М., 1971; Научное предвидение в военном деле. М., 1974; Социальные последствия научно-технической революции в военном деле. М., 1974.

КРИВЕНКО Сергей Николаевич (20.01(01.02)1847 - 05(18).06.1906) - русский ученый-социолог, общественный деятель, публицист. Родился в Борисоглебске Тамб. обл. Умер в г. Туапсе. Высшее образование получил в Воронежском кадетском корпусе, затем в Павловском военном училище. Служил подпоручиком Тульского пехотного полка. Рано вышел в отставку. В общественной деятельности разделял демократические идеалы 60-х годов. Участвовал в организации «Народная воля», вел ее печатные издания. Выпустил нелегальные брошюры «Русскому обществу от русских революционеров» и «По поводу коронации». Арест и ссылка в Вятку (1885— 1888). После ссылки и разгрома «Народной воли» вместе с народовольцами Южаковым и Абрамовым активно пропагандировал теорию «малых дел».Как публицист был редактором журн. «Новое слово» (1895—1897), членом редколл. «Сына отечества» (1898-1899).

Главный интерес К. как социолога составляли проблемы воспитания и теории и практики кооперативного дела. В последней отдавал предпочтение производительной кооперации перед потребительской. Изучал проблему отношения интеллигенции к народу. Основу нормальной личной жизни людей видел в справедливом труде. Создавал социалистические общины аналогичные более поздним толстовским колониям. До 1870 года участвовал в работе кружка тамбовской интеллигенции, занимался устройством кооперативного хозяйства для крестьян. Помогал созданию земледельческой колонии-общины на Кавказе (1877-1878). Обобщил свой практический опыт в статьях о русской артели, народной школе, мелком кредите, всесословной волости в журнале «Отечественные записки».

Основные труды: Физический труд как необходимый элемент образования. СПб., 1879; 1888: На распутье. Культурные скиты и культурные одиночки. СПб., 1895; М., 1901.

КРОПОТКИН Петр Алексеевич (27.11.1842 - 08.02.1921)-русский социолог, историк, географ, один из главных идеологов русского и международного анархизма. Родился в Москве в княжеской семье. Окончил Пажеский корпус (1862). Служил в Амурском казачьем полку, затем чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири. Исследованиями Вост. Сибири, Амурской области Северной Маньчжурии принесли ему известность как ученому-географу. После отставки в 1867 г. учился на физ.-мат. факультете Петербургского университета. В 1862 г. в Швейцарии сблизился с бакунистским крылом I Интернационала и начал заниматься революционной деятельностью. В 1874 г. был арестован и заключен в Петропавловскую крепость за пропаганду среди рабочих. В 1876 г.— побег из тюрьмы и эмиграция. В социальных революциях видел средство переустройства мира, видел в них (в отличие от Бакунина) результат сознательного действия народных масс на основе революционной идеи, отрицал частную собственность. После Февральской революции 1917 года возвращается в Россию. Отрицая в принципе государственную власть, признал Октябрьскую революцию и высоко оценивал роль Советов.


Основные труды: Анархизм. Его философия и его идеал. Пер. с франц. 1900; Нравственные начала анархизма. М., 1906; Взаимная помощь как фактор эволюции. СПб., 1907; Коммунизм и анархия. Пг., 1919; Современная наука и анархия. Пг.-М., 1921; Этика. Т. 1. Пг.-М., 1922.

ЛАВРОВ Петр Лаврович (псевд.: Миртов, Кедров, Арнольд и др., всего около 60 псевд.) (02(14).06.1823 — 25.01.1900) —русский ученый-социолог и философ, один из основателей субъективной социологии. Известный общественный деятель и публицист. Идеолог революционного народничества. Родился в дворянской семье в с. Мелехово Псковской губ. Окончил артиллерийское училище. Полковник. Профессор математики в Петербургской военной академии (с 1858 г.). Интерес к общественным темам определил занятия Л. философией и проблемами личности, нравственного идеала, социального прогресса, смысла истории и роли в ней интеллигенции. Труды Л. по этим вопросам составили теоретическую основу субъективной социологии.

Участие в общественно-политической жизни привело к аресту и ссылке Л. в Вологодскую губ. (1867-—1870). Из ссылки бежал в Париж, где участвует в работе I Интернационала, участвует в революционных событиях.

Основные труды социологического содержания: Формула прогресса г. Михайловского./Ютечественные записки. 1870. № 2; Исторические письма. СПб., 1870 (первая публикация в газ «Неделя» в 1868—1869 гг.); Важнейшие моменты в истории мысли. М., 1903; Философия и социология. Избр. произведения. Т. 1—2. М., 1965.

ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ А. С. (15.01.1863 -07.02.1919) -русский ученый-историк и социолог неокантианского направления. Действительный член Российской Академии наук. Выпускник, а впоследствии профессор Петербургского университета. Руководил студенческим научным кружком, из которого вышли будущие известные ученые (П. А. Сорокин, Н. Д. Кондратьев и др.). Президент Русского социологического общества им. М. М. Ковалевского.

Как социолог работал над проблемами методологии социального познания и критики социологической доктрины О. Конта.

Основные труды социологического содержания: Основные принципы социологической доктрины О. Конта.//Сб. Проблемы идеализма. М., 1902; Методология истории. Т. 1—2. СПб., 1910.

ЛЕБОН ГЮСТАВ (Le Bon G.) (07.05.1841 - 15.12.1931)-французский ученый-социолог и социальный психолог, один из основателей психологического подхода в социологии. Автор трудов по психологии народов и психологии толпы. Отождествлял массу с толпой. Движущей силой социального прогресса считал эмоции. Прогресс общество связывал с деятельностью элит. Исследовал возможности управления коллективными действиями людей. Рассматривал жизнь народов как «видимые продукты» их «невидимой души». Разработал концепцию рас и народов на основе их способности контролировать свои инстинкты. Отрицательно относился к идее социализма, в широком влиянии которой на массы видел серьезную опасность. Социальные революции считал проявлением массовой истерии. Предвидел упадок цивилизации по мере роста городов, средств массовой коммуникации, в связи с усилением роли толп, которое приведет к наступлению «эры масс». Труды JI. оказали влияние на развитие концепций «массового общества».


Основные труды: Психология народов и масс Пер. с франц. СПб., 1905; СПб., 1995; Эволюция цивилизации. Пер. с франц. Одесса, 1895; Психологические законы эволюции народов. Пер. с франц. СПБ., 1906.

ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) Владимир Ильич (10(22).04.1870 - 21.01.1924) - теоретик марксизма, деятель международного коммунистического движения. Основатель коммунистической партии России (РСДРП, ВКП(б), КПСС) и советского государства. Учился в Казанском и Петербургском университетах,

окончил последний с дипломом юриста (1891). За революционную деятельность подвергался арестам и ссылкам. Многие годы провел в эмиграции.

Как социолог не создал специальных работ, в которых было бы представлено в систематизированном виде содержание этой науки. В многочисленных трудах, посвященных вопросам теории и практики марксизма, ставил и решал важные для развития социологии проблемы: о важности идеи материализма в социологии, о ее предмете, о значении статистики для социологических исследований, о закономерностях социального развития, о классах, о государстве, о кооперации, о роли интеллигенции в обществе и др. Вопросы марксистской социологии получили развитие в трудах Л., посвященных конкретным задачам партийного, государственного строительства и развития народного хозяйства.

Основные труды: Поли. собр. соч. 5-е изд. М., 1958—1965. Т. 1—55.

ЛИЛИЕНФЕЛЬД (ТОАЛЬ) Павел Федорович (псевд.: Лилеев; П. Л.) (29.01.1829 — 04.12.1903) — русский ученый-социолог, позитивист первого поколения, видный представитель органицизма. Окончил Александровский лицей. Как ученый-социолог был известен на Западе. Писал и издавал свои труды на нескольких европейских языках. Цель социального развития понимал как прогресс без революций. Принимал участие в Международных социологических конгрессах, избирался Президентом Международного института социологии (1897). По убеждениям монархист. Либерал. Крупный гос.деятель (генерал-губернатор Курляндии, вице-губернатор Санкт- Петербурга).

Основные труды: Мысли о социальной науке будущего. Ч. ], Человеческое общество как реальный организм. СПб., 1872 (более полное изд.: Gedanken ueber die Sozialwissenschaft der Zukunft. 1873—1881; Социальная философия. 1894; La pathologie sociale. 1896.

JIOKK, Джон (1632—1704)—английский философ-сенсуалист, считавший все наши знания и сами принципы разума результатом опыта и привычки, педагог, создатель основ эмпирической психологии. Развивал положение о происхождении всего психологического содержания из индивидуального опыта. В соответствии с этим выдвинул тезис о том, что душа является чистой доской, письмена на которой пишутся опытом. Выделял две формы опыта: внешний опыт, в котором представлены ощущения внешнего мира, и внутренний опыт, где представлены идеи, т. е. результаты познания деятельности собственного разума. При этом образование сложных, или составных, идей может идти двумя путями: либо при помощиопераций ума, таких как сравнение, абстрагирование и обобщение, в результате чего формируются понятия, либо достаточно случайно, при объединении идей посредством ассоциаций, что приводит к образованию, например, предрассудков или страхов. Эти построения Локка нашли свое продолжение в интроспективной и ассоциативной психологии. В философии права опирался на принцип толерантности.


Основные труды: Опыт о человеческом разуме. (1690); Письма о толерантности. 1689.

ЛУМАН НИКЛАС (1927 г.р.) - один из наиболее видных современных немецких соцологов неофункционалистского направления, внёсший особенно весомый вклад в научную разработку теории и методологии социальных систем. Луман Никлас в отличии от Парсонса рассматривает социальные системы как более динамичные образования, складывающиеся на снове выработки согласия между субъектами взаимодействия по поводу их действий и переживаний. Важнейшие труды Лумана: трёхтомник «Социологические разъяснения» (1970-1984), «Теория общества или социальная технология?» (1971), написанная совместно с Ю.Хабермасом; двухтомная «Структура общества и семантика» (1981-1982) и «Социальная система» (1984).

МАЙКОВ Валериан Николаевич (28.08.1823 — 15.07.1847) — русский публицист и обществовед. Окончил юридический факультет Петербургского университета со степенью кандидата (1842). После кратковременной службы в Департаменте сельского хозяйства ушел в отставку. Посетил Германию, Италию, Францию (1843). Слушал лекции в Сорбонне и Коллеж де Франс, работал в библиотеках. По возвращении на родину сотрудничает в журналах «Финский вестник» (соредактор) «Современник». Как обществовед испытал на себе влияние идей утопического социализма отстаивал идею органической связи науки и искусства с жизнью. Писал о приоритете общечеловеческих ценностей и роли искусства как выразителя общечеловеческой художественной идеи возбудителя общечеловеческих чувств. Был знаком с учением Конта. Считал немецкую идеалистическую философию от Канта до Гегеля отвлеченной и устаревшей. Если бы не ранняя трагическая смерть М., он, по словам Кареева, мог бы стать «значительным социологом в России».

Основные труды: Общественные науки в России. Ч. 1.//Финский вестник. 1845. № 1; Соч. Т. 1—2. Киев, 1902; Литературная критика. Л., 1985.

МЕЧНИКОВ Лев Ильич (18.05.1838 — 18.06.1888)—русский ученый- позитивист (географ, социолог, этнограф) и публицист. Крупнейший представитель географического направления в отечественной и мировой социологии. Родился в семье помещика. Учился на медицинском факультете Харьковского университета, затем в Петербурге в Военно-медицинской академии и одновременно на физ.-мат. факультете университета и в Академии художеств. С середины 1860-х годов длительное время жил и работал за границей. Знал 10 европейских языков. Изучал восточные языки. Работал переводчиком при дипломатической миссии, посетил Константинополь, Афины, Палестину. Готовил и издавал вместе с Э. Реклю многотомный труд «Земля и люди». Участвовал в политических событиях в странах Западной Европы. В Италии служил добровольцем в отряде Гарибальди. По приглашению Министерства народного просвещения Японии читал лекции в Японии и изучал японскую культуру. Открыл в Токио русскую школу. По предложению Академии наук с 1883 г. до конца жизни возглавлял кафедру сравнительной географии и статистики в Лондонском университете.


Как социолог исследовал процессы социальной эволюции, связывая периоды истории человечества с действием на общество окружающей природной среды. Исследовал проблему взаимоотношений «мира общественности» и «мира биологии». Разрабатывал принципы солидарности, взаимопомощи, свободы и альтруизма в их отношении к понятию социального прогресса.

Основные труды: Вопросы общественности и нравственности.//Дело. 1879. №№ 11 и 12; Школа борьбы в социологии.//Дело. 1884. № 4; Географическая теория развития исторических народов.//Вестник Европы. 1889. Кн. 3; Цивилизация и великие исторические реки. М., 1924 .

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович (15(27)11.1842 - 28.01.1904) -русский ученый-социолог, философ, писатель, публицист. Известный общественный деятель, представитель либерального народничества. Имел серьезное влияние на революционное движение в России. Сотрудничал в журналах «Отечественные записки», «Северный вестник», «Русская мысль». С 1892 года главный редактор журнала «Русское богатство».

На формирование мировоззрения М. оказали влияние А. И. Герцен, П. J1. Лавров. Главные темы социологических исследований: личность, социальный прогресс, взаимоотношения между личностью и обществом («героем» и «толпой»), их психологические механизмы, «борьба за индивидуальность», критика социал-дарвинизма.

Основные труды: Что такое прогресс? СПб., 1869; Теория Дарвина и общественная наука. СПб., 1870; Что такое счастье? СПб., 1872; Борьба за индивидуальность. СПб., 1875; Герои и толпа. СПб., 1882; Литературно- критические статьи. М., 1957.

НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович (28.02(12.03). 1866 - 23.04.1924) - русский ученый-правовед, социолог неокантианского направления, философ. Основатель Московской школы философии права. Окончил юридический факультет Московского университета (1888). Профессор Московского университета. Преподавал и в других учебных заведениях Москвы. Один из основателей партии кадетов, член ЦК. Избирался в 1 Государственную Думу. Победу в России революции в Октябре 1917 г. не принял. С 1920 г. в эмиграции. Основал в Праге русский юридический факультет, был его деканом. Председатель созданного им Религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева.

Как социолог разрабатывал проблему нравственного идеала, дал обстоятельный критический анализ марксистской социологии.

Основные труды по социологии: Нравственная проблема в философии Канта. М., 1903; О праве на существование. Социально-философские этюды. СПб, 1911; Об общественном идеале. М., 1991; Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996.

НОВИКОВ Николай Васильевич (28.04.1933 — 24.05.1994)— ученый-социолог (специалист в области истории русской социологии), публицист. Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1957). Работал в Институте международного рабочего движения и в Институте философии АН СССР (до 1979 г.). Эмигрировал в Австрию. Преподавал в Венском университете, в Свободном университете Зап. Берлина. В Институте Восточной Европы при Свободном университете работал над проектом «Русская социология в XIX — начале XX веков», подготовил монографию «Социология в России. Ее институциональное развитие до Октябрьской революции 1917 года». На радиостанции «Немецкая волна» вел программу «Русские социологи». Как публицист освещал вопросы политической и духовной жизни в СССР. Как социолог занимался разработкой тем: критика концепций «организованного общества»; особенности русской социологии конца XIX — нач. XX вв.