Файл: Sociologia_metodichka_Mokshin.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2020

Просмотров: 1261

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОЛЛЕКТИВИЗМ - идейный, социально-политический и нравственный принцип общественной жизни, важная черта образа жизни людей, признающих примат коллективного и общественного по отношению к индивидуальному. Соотношение индивидуального и коллективного в социологии и политологии имеет характер спорного вопроса о примате личности или общества. Так, Г.Спенсер отдавал предпочтение индивиду, а О.Конт и Э.Дюркгейм - обществу, коллективу. Дискуссия о соотношении примата личности или общества продолжается в современной социологии.

КОММУНИКАЦИЯ - процесс взаимодействия между двумя или более социальными или политическими субъектами путём непосредственного общения и обмена информацией с использованием соответствующих средств.

КОНДОМИНИМУМ (совместное владение) - 1)совместное осуществление государственной власти и управления двумя или несколькими государствами на данной территории; 2) совместное владение двумя и более лицами какой-либо собственностью.

КОРРЕЛЯЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ - устойчивые, повторяющиеся взаимосвязи, соотношения, взаимодействия и взаимозависимости между определёнными социальными явлениями, процессами и системами, их свойствами, признаками и характеристиками, т.е. между двумя и более социальными переменными.

КУЛЬТУРА - в широком смысле все, что создано и создается в обществе человеческой деятельностью. В более узком смысле различают материальную (техника, производственный опыт, материальные ценности, созданные в процессе производства) и духовную культуру (производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, искусства и литературы, философии, морали, просвещения и т.д.). С помощью понятия «культура» характеризуют особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, политическая, правовая культура и т.д.).

КОНТРКУЛЬТУРА - это такая субкультура (т.е. не культура всего общества, а его части, например, социальной, демографической, национально-этнической или иной группы), которая противостоит господствующей в обществе культуре, вступает с ней в конфликт.

ЛЕГИТИМНОСТЬ [лат. legitimus законный] -признание или

подтверждение законности какого-либо права, полномочия.

ЛИДЕР (от англ. leader - ведущий, руководитель) - 1) глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе. 2) Участник спортивного состязания, идущий впереди.

ЛИДЕРСТВО - а) ведущее положение отдельной личности, социальной группы, класса, партии, государства, обусловленное более эффективными результатами какой-либо деятельности; б)процесс внутренней самоорганизации и самоуправления групп, коллектива, обусловленных индивидуальной инициативой их членов. Связано с понятием «управление» и «руководство». По стилю различают авторитарное и демократическое лидерство, в организациях - формальное и неформальное.


ЛИЧНОСТЬ - а) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества, общности, группы; б) индивидуальный носитель этих черт как свободный и ответственный субъект сознательной волевой деятельности.

Социологический анализ личности предполагает выделение в ней социально - типических, необходимых для выполнения общественных функций характерологических и нравственных качеств, знаний и умений, ценностных ориентаций и социальных установок, преобладающих мотивов деятельности. Личность - это социализированный человек.

ЛОЯЛЬНОСТЬ (от франц. или англ. loyal — верный) - 1) верность действующим законам, постановлениям органов власти (иногда только формальная, внешняя). 2) Корректное, благожелательное отношение к кому- либо или чему-либо.

ЛОББИЗМ (от англ. Lobby - кулуары - где депутаты парламента могли общаться с посторонними) - специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций - политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов и т. п. (т. н. групп давления) на процесс принятия решений парламентом. Прежде всего, лоббизм относится к бюджетным ассигнованиям, финансовым дотациям, руководящим постам в парламентских комитетах и т. п. Лоббизм возник впервые в США, где лоббистская деятельность с 1946 регулируется федеральным законом.

ЛЮМПЕН (от нем. Lumpen — лохмотья) - термин введен К. Марксом для обозначения низших слоев пролетариата. Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и др.). «Люмпенизация общества» означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального кризиса.

МАКРОСОЦИОЛОГИЯ - направление в социологии, ориентируемое на изучение крупных социальных процессов, больших социальных групп и систем (общество, цивилизация и т.д.).Противостоит микросоциологии.

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ - систематическое распространение социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди членов больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - понятие, охватывающее многообразные и Разнородные явления культуры XX века получившие распространения в связи с научно-технической революцией, постоянным обновлением коммуникационных и репродуктивных систем, глобальным характеров информационного обмена.

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ - тип общественного сознания, широкая совокупность идей, представлений, иллюзий, чувств, настроений отражающих все без исключения стороны жизни общества, принципиально доступные массам и способные вызвать интерес. Характеризуются разорванностью, пористостью, противоречивостью, способность к быстрым неожиданным изменениям в одних отношениях к известному «окостенению» - в других отношениях.


МЕНЕДЖМЕНТ - 1) совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса; 2) социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность образ жизни и сферу политики современного общества. 3)научная дисциплина, изучающая технико-организационные и социальные аспекты управления производством.

МЕРИТОКРАТИЯ (от лат. meritus — достойный и греч. kratos — власть, букв. — власть наиболее одаренных) - термин введен английским социологом М. Янгом в книге «Возвышение меритократии». Концепция, согласно которой в обществе в ходе эволюции утвердится принцип выдвижения на руководящие посты наиболее способных людей, отбираемых из всех социальных слоев.

МЕТОД В СОЦИОЛОГИИ - способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Использование метода зависит от специфики предмета исследования и его задач, общей методологической ориентации социолога. В их числе - сравнительно-исторический, генетический, методы анализа документов, опроса, наблюдения, социометрии и др.

МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ - социально-экономический и демографический процесс, представляющий собой совокупность перемещений, совершаемых людьми между странами, районами, поселениями. Выделяют эпизодическую, маятниковую, сезонную и безвозвратную миграцию. Это - важнейший механизм урбанизации и интернационализации общества.

МИКРОСОЦИОЛОГИЯ - направление в социологии, ориентируемое на анализ социальных процессов и явлений на микроуровне (семья, другие малые группы, коллективы и т.д). Основной предмет изучения - межличностные отношения преимущественно социально-психологическими, социометричес-кими методами.

МИФ (от греч. mythos — предание, сказание) - повествование о богах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытной обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философий, науки и искусства. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе мифы — основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания — установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (напр., расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.). Мифы в переносном смысле — ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления.

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - социальные перемещения, изменения индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещения из одного социального слоя (группы, класса) в другой или в пределах одного и того же социального слоя. Ввёл в социологию понятие «мобильность социальная» П.А.Сорокин как важный показатель социальной жизни общества, его открытости и демократичности.


МОЛОДЕЖЬ - социально-демографическая группа, имеющая социальные и психологические черты, обусловленные возрастными особенностями молодых людей, процессом становления их духовного мира, спецификой положения в социальной структуре общества. Обычно к молодёжи относят людей в возрасте от 16 до 30 лет. Однако в зависимости от социально-экономических и других факторов нижняя и верхняя границы могут быть сдвинуты.

МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ - постоянный, систематический сбор информации средствами массовой коммуникации в целях наблюдения, контроля, за ходом развития какого-либо социально- политического явления или процесса и его прогнозирования (например: мониторинг общественного мнения).

МОТИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - внутреннее побуждение к активности и деятельности личности или социальной группы, вызываемое их потребностями и определяющее направленность этой активности и деятельности. В социологии строго различаются мотивация социальная, побуждающая к деятельности, и мотивировки, обусловленные воздействием на людей каких-либо стереотипов.

НАРОД - 1) все население страны; 2) в марксизме - народные массы, включающие классы и группы, которые по своему объективному положению способны решать задачи прогрессивного развития общества; 3)любой этнос (племя, народность, нация); 4)интегративное понятие, употребляемое в политике политическими силами для достижения своих целей.

НАРОДНОСТЬ - одна из форм социально-этнической общности людей, исторически следующая за родоплеменной общностью. Начало ее возникновения относится к периоду разложения первобытнообщинных отношений. Если для родоплеменных объединений характерной чертой, сущностью их выступали кровнородственные связи, то для народности - территориальные, для нации - экономические.

Народность характерна, прежде всего, для рабовладения и феодализма. В условиях капитализма, с усилением экономических и культурных связей, она превращается в нацию. Однако народности существуют и в современных обществах, поскольку в силу ряда причин (отставание в развитии, малочисленность и т.д.) не сложились в нацию.

НАСИЛИЕ - применение силы или угрозы силой какой-либо частью общества, классом, социальной группой, индивидом различных (вплоть до вооруженного воздействия) форм принуждения в отношении других социальных групп, индивидов с целью приобретения или сохранения экономического или политического господства, завоевание тех или иных прав или привилегий. Виды и формы насилия: агрессия, войны, революции, восстания, бунты, перевороты, террор, убийства, избиения и т.д.

НАСТРОЕНИЕ - целостная форма жизнеощущения человека, общий «тон», состояние его переживаний, «расположение духа». Выступает в таких формах, как скука, печаль, скорбь, тоска, страх, отчаяние, или, напротив, увлеченность, ликование, радость, восторг, надежда, просветленность и др. Учёт настроений важен в политике, в управлении коллективом и обществом.


НАТУРАЛИЗАЦИЯ - процесс органичного включения какого-либо лица, чаще всего иммигранта, в языковую среду, образ жизни, культуру нового общества, включая приобретение этим лицом гражданства страны пребывания (например, в связи с браком).

НАУКА - сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Непосредственные цели — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки.

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - политика и практика обращения частной собственности на землю, на более или менее значительную часть национального хозяйства (промышленность, банки, транспорт, связь и т.д.) в собственном государстве.

НАЦИОНАЛИЗМ - идеология и политика, практика и психология в национальном вопросе, для которых характерны идеи национального превосходства и национальной исключительности, пренебрежение интересами других общностей (классов, социальных групп, слоев), других народов. Национализм трактует нацию как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства. За общенациональные нтересы национализм выдает устремления классов или социальных групп, выступающих в данных конкретно-исторических условиях носителями и поводниками националистической идеологии и политики. Национализм и шовинизм - две стороны одной медали. В России национализм стал явным в период распада СССР.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС - вопрос о взаимоотношениях экономических, территориальных, политических, государственно-правовых, культурных и языковых между нациями, национальными группами по поводу "X автономии или государственного суверенитета.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС - употребляется в двух смыслах: в широком и узком. 1) в широком смысле национальный интерес- это национально-государственный интерес страны, выражающий её потребности как социально-политического целого во всех сферах общественной жизни; 2) в более узком смысле - интерес нации или иного этноса как выражение их потребностей в политической, экономической, социальной и духовной жизни.

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ - термин, употребляемый в русском языке для обозначения принадлежности какого-то человека или группы людей к определенной нации или этнической группе. В западноевропейских странах термин употребляется преимущественно для обозначения государственной принадлежности людей (подданства). Для обозначения же этнической принадлежности нередко применяется выражение «этническая принадлежность».