Файл: "Личностные деформации стрессового типа".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В конце концов, эта энергия, если от неё не избавляться, начинает действовать как яд. Она приносит вред организму, поражая его слабые стороны. Это может быть сердце, желудок, давление или что-то другое. При снижении уровня кортизона или кортизола в цепи стрессовых реакций пропадает «стоп-сигнал». Мозг не знает о том, что стрессовая реакция уже идет, и продолжает подавать сигналы о запуске стрессовой реакции. Образуется бесконечный круг, который приводит к тяжёлым травмам в организме. Это и называют дистрессом, который опасен и может быть смертелен.

Еще в в 1974 г. Олег Герцович Фрейдман дал описание «личностных» характеристик людей, которые могут быть склонны к тяжёлым заболеваниям от стрессовых ситуаций: высокий темп жизни для достижения выбранной, но нечетко сформулированной цели; постоянное стремление к соревнованию и конкуренции; настойчивое желание признания и выдвижения; постоянное участие в разнообразных видах деятельности и вечный дефицит времени; привычка ускорять темп выполнения физических и психических функций; исключительная психическая и физическая готовность к действию.

Психология и медицина и смежные с ними дисциплины давно используют самые разнообразные средства оказания помощи людям в преодолении трудностей психологического характера. К примеру, степень переживаемого стресса можно уменьшить путем снижения требований, предъявляемых к личности. Это решение по факту основывается на изменении среды и создании условий. Требования могут возникнуть под влиянием материальной среды и психосоциального окружения человека.

К требованиям материальной среды относят шум, температуру, влажность, освещённость. В принципе всё это легко устраняется при помощи понижения или повышения силы фактора-стрессора, влияющего на человека. Понятно, что это изменить сложно или возможно только в экономически процветающем обществе. Если невозможно изменить структуру материальной среды человека, то в качестве альтернативы можно порекомендовать средства индивидуальной защиты. Например, шумоизолирующие устройства.

Предпосылки к стрессу могут появиться и в результате социального давления, в этом случае можно применить решение в плане социальных преобразований, т.е. реорганизацию и перестройку человеческих взаимоотношений.

Стрессогенные факторы могут появиться также от требований и ограничений, налагаемых на характер поведения личности его работой, учебой и домашними хлопотами. Факторы, способствующие стрессу, могут иметь и внутреннюю причину и возникнуть как отражение потребностей индивидуума. К примеру, длительная, однообразная, нудная, монотонная работа может делать больше проблем, чем активная, тратящая много сил, а спокойная и поддерживающая человека семейная жизнь вызовет меньше проблем, чем бурная и неустроенная.


Абрахам Маслоу в 1954 г. выдвинул теорию о характере человека, по которой у человека имеется 5 основных типов потребностей: физические потребности, необходимые для жизни (еда, питьё и др.); потребность в безопасности и избегании физического вреда; потребность в привязанности и дружбе; потребность в самоуважении и уважении других; потребность в самоактуализации.

Кстати, самоактуализация трудно поддаётся описанию. Это может быть связанно с ростом и развитием личности, с чувством своей значимости, с чувством самореализации как личности и т.п.

Удовлетворение всех потребностей, по теории Маслоу, является способом достижения психологического благополучия. Условия работы и домашней семейной жизни, которые не удовлетворяют этим потребностям, представляют угрозу благополучия личности.

Итоговое решение, как совершить замену личностных трудностей должно проходить по принципу «из двух зол, выбрать наименьшее». Какая из личностных проблем, старая или новая, проще поддаётся решению. В ответ на переживание стресса человек меняет своё поведение и совершает попытки направить все свои навыки против стрессора и пытается противостоять этому, может быть и невозможно развить способность противостоять стрессу, но можно помочь ему в этом, поддерживая в нём имеющуюся способность противостоять, к примеру, выполнить за него работу которую человек должен сделать. Такая помощь возможна в самых разнообразных формах. Это составляет основную часть роли родителей в воспитании детей, это входит в понятие дружбы и др.

Психологические методы помогают развить способность более реалистически оценивать проблемы ситуации, строить и перестраивать самооценку, выбрать возможную стратегию преодоления стрессовой ситуации и изменить установки предпочтения и др. Но не все методы хороши и полезны для человека.

Например, более реалистическая оценка трудной ситуации может привести человека к ещё более тяжёлому стрессовому состоянию, если он до этого недооценивал трудность своего положения.

Более того, если человек не считает важным справиться с ситуацией, то это может вызвать ещё более серьёзные проблемы, если справиться с трудной ситуацией действительно необходимо.

Алкоголь и никотин считаются двумя самыми надёжными помощниками в стрессовых ситуациях у большого процента людей. Но они скрывают в себе опасность, приводящую, после некоторого расслабления, к ещё более серьёзным проблемам. Как уже говорилось выше при реакции на стресс, сосуды сужаются, давление поднимается, а алкоголь и никотин, как известно с сосудами не очень дружат, особенно при обоюдном взаимодействии. Отсюда – болезни сердца, кровоизлияния и т.д.


Довольно интересный метод лечения в 1951 г. разработал Карл Рэнсом Роджерс (сначала разработал свой метод лечения (1951), а затем на его основе теорию личности).

Роджерс пришел к выводу, что невротическая личность очень ранима и находится в непрерывном напряжении, потому что больной отрицает тот факт, что он знает о значительной части своих переживаний и этим снижает несоответствие между требованиями, предъявляемыми ему и возможностью их выполнить.

По мнению Карла Роджерса любая личность постоянно стремится развить и поддержать своё целостное «Я». Эта борьба отражается на внутреннем побуждении обновить своё «Я». В таком процессе часто встречаются трудности, т.к. другие тоже стремятся к самоутверждению и требуют одобрения своих поступков. Как результат потребности в том, чтобы любить и хорошо относиться к другим, человек стремится чужие личностные ценности воспринимать, как свои собственные. Эта ситуация приводит к несоответствующему реальному представлению о себе, которое поддерживается отрицанием переживаний. Это как бы является стратегией преодоления противоречий и конфликтов.

Лечение заключается в том, что врач выступает в качестве зеркала, отражающего чувства пациента, который считает, что они исходят от него самого. Терапевт пытается выделить эти чувства и вопрользоваться ими так, чтобы у пациента появились более чёткие представления о своём «Я» и исчезла необходимость в отрицании своих чувств и переживаний, ориентированная на пациента теория меняет у личности конгнитивную оценку самого себя и ситуации, в которой он находится.

В последнее время стало опять модным возвращение к религиозным обрядам. Молодые очень часто венчаются, люди не редко освещают дома, машины, но никто не обращает внимания, что религия сходна с психотерапией. Религия предполагает освобождение от стресса путём изменения представления у человека о предъявляемых к нему требованиях и о возможности справиться с ними. К примеру, сильно тяжёлый труд может стать ценной формой для поклонения, а желание попасть на небеса, и не просто, а в рай, может стать более важным, чем успех в этом мире.

Религия активно предлагает искажение восприятия как «приемлемый» способ преодоления трудностей. Есть и такой вариант, что рекомендуемые религией психологические защитные барьеры могут плохо повлиять на внешнее поведение человека. Кроме того, религиозность человека, особенно в сектах, может привести его к психологической зависимости, травме.


При интенсивном или длительном переживании стресса поведение человека, часто дезорганизуется, а рассуждения обычно переходят с логической основы на эмоциональную, что видимо, отражает регрессию к более «ранним» формам поведения. Таким образом, может появиться порочный круг.

Возникновение такого круга можно предугадать или разорвать, если он, уже образовался путем улучшения способностей человека справляться с источником стресса и путём поддержания других аспектов поведения человека, не допуская их ухудшения. Это можно достигнуть разными способами, наиболее эффективными, по теории Селье, являются специальные образцы поведения, основанные на логическом доказательстве.

Можно сказать о том, что для многих людей размеренный образ жизни служит защитой от длительного переживания стресса. Возможно, что это как-нибудь снизит конгнитивную оценку личности и позволит нам придавать меньше значений предъявляемым требованиям окружающей среды и нашим эмоциональным переживаниям.

1.4 Стресс в жизни учащихся выпускных классов.

Жизнь учащихся выпускных классов школы наполнена чрезвычайными и стрессовыми ситуациям, поэтому они довольно часто испытывают стресс и нервно-психическое перенапряжения. В своем большинстве у выпускников стресс появляется из-за огромного потока информации, подготовки к централизованному тестированию, предстоящих выпускных экзаменов, и участия в тестировании для поступления в учебные заведения, как правило, стресс в период контрольных и экзаменационных работ.

Эмоциональное напряжение начинает проявляться за 3-4 дня до начала контрольных работ по учебным предметам и продолжается на протяжении всех дней, даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения в такие дни свидетельствует о том, что влияние оценки повлияет на выставление в аттестат за школу и на будущее при поступлении. Такие стрессовые события сопровождается непрерывным, хроническим стрессом.

Последствием такого стресса может стать невроз, т.е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает сначала нервная система, ее ресурсы уменьшаются, заставляя работать организм на пределе. Принято считать, что невроз возникает при длительном нахождении человека в состоянии стресса.

Невроз - это не болезнь, а скорее разновидность стандартных реакций человека в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы.


Период обучения сильно влияет на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья выпускников школы весьма востребована.

Принято выделять 3 группы выпускников: с невротическими расстройствами; с риском их развития; здоровые.

Уровень невротических расстройств возрастает с каждым годом обучения.

Учащиеся выпускных классов с невротическими расстройствами не могут нормально организовывать свой режим, а это снижает функциональные возможности центральной нервной системы, проявляющиеся в ухудшении работоспособности, психической утомляемости, ухудшении внимания, памяти, повышенной реактивности с раздражительной слабостью. Ученики с невротическими расстройствами не высыпаются, некоторые из них не используют выходные дни для отдыха.

Заболевания неврозом ведет к значительному снижению успеваемости.

Стресс в учебном процессе необходимо контролировать. Это задача самих учащихся выпускных классов и их учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов.

Как вариант, пути ее решения кроются в профессиональной мотивации и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых занятий, здоровье сберегающих технологий.

Интенсивность и напряженность современной жизни провоцирует на психологическом уровне возникновение негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.

Стресс может быть полезным и разрушительным: полезный добавляет энергии, а разрушительный вызывает головные боли, гипертонию, язвы желудка, хронические бессонницы, психические расстройства и т.д.

Для современного ученика выпускного класса, как и для каждого человека, стресс не является необычным явлением, а скорее реакцией на собравшиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными заботами. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.

Для учащихся выпускных классов проблемами и трудностями могут быть: нехватка сна; не выполненные или выполненные неправильно домашние задания; большое количество пропусков по какому-либо предмету; нехватка знания по предмету; не успеваемость по определенному предмету; перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка; конфликт ролей.

Не стоит также недооценивать личностные ситуации. К ним можно отнести болезнь члена семьи, изменение числа друзей, конфликты с одноклассниками и близкими людьми, переезд, значительные личные достижения, изменение финансового положения и другие факторы.