Файл: Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его формирования (Анализ Пенсионного фонда РФ и его роль в финансировании социальной сферы).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы Пенсионного фонда Российской Федерации
1.1 Пенсионный фонд в системе государственных внебюджетных фондов РФ
1.2 Организационно-правовые основы формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
2 Анализ Пенсионного фонда РФ и его роль в финансировании социальной сферы
2.1 Анализ доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
2.2 Анализ формирования расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по доходам за период 2016-2019 гг. отражены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по доходам за период 2016-2019 гг.
В млрд. руб.
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Отклонения |
|
(+;-) |
в % |
|||||
Доходы - всего |
7528,83 |
8 363, 4 |
8 530,4 |
8 919, 8 |
1391 |
118,5 |
по распределительной составляющей бюджета |
7421,57 |
8 202,0 |
8 333, 3 |
8 689, 8 |
1268,3 |
117,1 |
в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета |
3388,30 |
3 783,3 |
3 630, 6 |
3 702, 5 |
314,2 |
109,3 |
из бюджетов субъектов Российской Федерации |
3125,5 |
3 227, 9 |
3 329, 7 |
3 434, 1 |
308,6 |
109,9 |
по накопительной составляющей бюджета |
107,26 |
161,40 |
197,16 |
229,96 |
122,7 |
214,4 |
В ходе проведённого анализа можно сделать вывод, что бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год был сформирован по доходам в сумме 7528,8 млрд. рублей (9,7% к объему ВВП, определенному по прогнозу в сумме 78673 млрд. рублей), в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсий (по доходам в сумме 7421,6 млрд. рублей. Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2017 году увеличились на 834 млрд. руб. по сравнению с 2016 годом или на 11,0%, так же по распределительной составляющей бюджета рост по сравнению с 2016 годом составляет 10,6%. На основе данных таблицы 1 построим диаграмму, характеризующую динамику доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за период 2016-2019 гг.(рисунок 1)
Рисунок 1 - Динамика доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за период 2016-2019 гг. [23]
Важнейшими составными частями структуры доходной части являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации. В составе доходов общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2017 г. составит 3 783,3 млрд. рублей (по распределительной составляющей – 3 172,5 млрд. рублей, по накопительной составляющей – 12 157,1 млрд. рублей) и из бюджетов субъектов Российской Федерации – 3 009,5 млрд. рублей (по распределительной составляющей). Рассматривая доходы, можно заметить, что основная их часть приходится на распределительную часть бюджета, так в 2016 году они были равны 7,4 трлн. рублей, на обязательное пенсионное страхование было адресовано 3,46 трлн. рублей, а страховые взносы по ОПС поступили на страховую и накопительную части пенсии в 2,94 трлн. и 0,52 трлн. рублей соответственно. Таким образом, можно посчитать, что на накопительную часть бюджета адресована сумма в размере 161 млрд. рублей. Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета соответствует объемам средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, и составляет в 2017 году 3 783,3 млрд. рублей, в 2018 году - 3 630,6 млрд. рублей, в 2019 году - 3 702,6 млрд. рублей. Динамика межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду России представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Динамика межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду России, в млрд. руб. [1]
Общий объем межбюджетных трансфертов, получаемых ПФР из бюджетов субъектов Российской Федерации через территориальные службы занятости субъектов Российской Федерации, предусмотрен в 2017 году в объеме 3 227,9 млн. рублей, в 2018 году – 3 329,7 млн. рублей, в 2019 году – 3 434,1 млн. рублей, в том числе:
- средства федерального бюджета, направляемые на пенсионное обеспечение, предусмотрены в 2017 году в объеме 2 926, 4 млрд. рублей, в 2018 году – 2 740,2 млрд. рублей, в 2019 году – 2 831,5 млрд. рублей;
- средства федерального бюджета, направляемые на социальное обеспечение, предусмотрены в 2017 году в объеме 526, 6 млрд. рублей, в 2018 году – 545, 6 млрд. рублей, в 2019 году – 564, 4 млрд. рублей;
- средства федерального бюджета, направляемые на охрану семьи и детства, предусмотрены в 2017 году в объеме 330,2 млрд. рублей, в 2018 году – 344,7 млрд. рублей, в 2019 году – 306,5 млрд. рублей. [1]
Расчет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление социальных выплат является достоверным, подтверждается динамикой среднегодовой численности получателей и среднегодового размера указанных выплат.
В ходе проведённого анализа можно сделать вывод, что бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год был сформирован по доходам в сумме 7528,8 млрд. рублей (9,7% к объему ВВП, определенному по прогнозу в сумме 78673 млрд. рублей), в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсий (по доходам в сумме 7421,6 млрд. рублей. Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2017 году увеличились на 834 млрд. руб. по сравнению с 2016 годом или на 11,0%, так же по распределительной составляющей бюджета рост по сравнению с 2016 годом составляет 10,6%.
Таким образом, доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации сформированы на основе положений налогового и бюджетного законодательства, а именно за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и иных поступлений.
2.2 Анализ формирования расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
Формирование расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлено в соответствии с действующим законодательством.
Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по расходам определены в следующих объемах, представленных в таблице 2.
Таблица 2 - Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по расходам, в млрд. руб. [1]
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Отклонения |
|
(+;-) |
в % |
|||||
Расходы - всего |
7703,90 |
8 583,93 |
8 727,15 |
9 087,71 |
1383,81 |
117,9 |
в том числе: |
||||||
по распределительной составляющей бюджета |
7421,57 |
8 202,10 |
8 333,30 |
8 689,89 |
1268,3 |
117,1 |
по накопительной составляющей бюджета |
282,33 |
381,83 |
393,85 |
397,82 |
115,49 |
140,9 |
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год сформирован по расходам в сумме 8 583,93 млрд. рублей (9,8% к объему ВВП), в том числе в части, не связанной с формированием средств
для финансирования накопительной пенсий (далее - распределительная составляющая бюджета): по расходам в сумме 8 333,30 млрд. рублей. Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2017 году выросли на 1383,81 млрд. руб. по сравнению с 2016 годом или на 20,06%, так же по распределительной составляющей бюджета рост по сравнению с 2016 годом составляет 17,65%, по накопительной составляющей бюджета – 31,92%.
На основе данных таблицы 3 построим диаграмму, характеризующую динамику основных характеристик бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по расходам за период 2016-2019 годы.(рисунок 3)
Рисунок 3 - Динамика расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за период 2014-2016 гг., в млрд. руб. [1]
Как мы уже отмечали, что бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017-2019 годы составлен в программном формате.
В общем виде структуру расходов в 2017 году можно представить следующим образом (рисунок 4).
Рисунок 4 - Структура расходов Пенсионного Фонда РФ в 2017 году
Основные расходы Пенсионного фонда России являются расходы на выплату страховой части трудовой пенсии – 87%, расходы на выплаты материнского (семейного) капитала расходы составили 4% и выплаты инвалидам и другим категориям граждан – 6%.
Программная структура расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 – 2019 годы на реализацию Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 – 2019 гг. на реализацию Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» [1]
Расходы |
Объём финансирования, в млрд. руб. |
Подпрограмма «Обеспечение мер социальной поддержки |
|
Расходы по основному мероприятию «Оказание мер социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий» |
5,1 |
Расходы по основному мероприятию «Оказание мер государственной поддержки инвалидам» |
32,4 |
Расходы по основному мероприятию «Предоставление социальных доплат к пенсии» |
4,3 |
Расходы по основному мероприятию «Выплата дополнительного материального обеспечения гражданам за выдающиеся достижения |
3,9 |
Расходы по основному мероприятию «Оказание мер государственной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний» |
16,0 |
Расходы по основному мероприятию «Предоставление мер государственной поддержки Героям Советского Союза, |
1,3 |
Расходы по основному мероприятию «Предоставление мер государственной поддержки Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» |
0,7 |
Расходы по основному мероприятию |
8,5 |
Расходы по основному мероприятию «Осуществление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход |
12,3 |
В бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 -2019 годы на реализацию Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» учтены средства федерального бюджета на финансовое обеспечение данной программы в сумме 54,04 млрд. руб. Расходы на единовременную выплату некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов были запланированы в сумме 0,015 млрд. рублей, в том числе расходы на доставку – 2,0 тыс. рублей.
Анализ ежегодных изменений доходных и расходных показателей бюджета ПФР за 2015–2017 годы представлен в таблице 4.
Таблица 4 - Анализ ежегодных изменений доходных и расходных показателей бюджета ПФР за 2015–2017 годы[1]
Показатель |
2016/2015,% |
2017/2016,% |
Динамика доходов |
13,6 |
5,3 |
Динамика расходов |
21,1 |
-0,8 |
Превышение доходов над расходами |
- 7,5 |
6,1 |
В 2017 году прогнозируется превышение роста доходов бюджета Фонда над ростом расходов бюджета Фонда на 6,1 процента.
В соответствии со статьей 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, расходы и источники финансирования дефицита отражены в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по распределительной составляющей бюджета в 2016 году не запланирован.
Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, запланирован в сумме 175,6 млн. рублей. Источником покрытия вышеуказанного дефицита являются остатки средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по накопительной составляющей (средства пенсионных накоплений, находящиеся в доверительном управлении, во временном размещении). Объем средств пенсионных накоплений на начало 2017 года составит 1, млрд. рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 145 Бюджетного кодекса определены источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2017-2019 годы. [1]
Источником внутреннего финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются средства пенсионных накоплений, находящиеся на счетах Фонда и в доверительном управлении управляющих компаний. Остаток средств пенсионных накоплений на 1 января 2017-2019 годы составит 1 509,8 млрд. рублей.