ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 1574

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание правоотношения. В нем выделяют юр. содержание (права и обязанности участников) и фактическое содержание (поведение сторон по претворению в жизнь своих прав и обязанностей).

Вопрос: юр. факты входят в фактическое содержание правоотношения? Нет, не входят, т.к. юр. факты претворяют правоотношение, являются основанием, причиной, условием.

Право в субъективном смысле – возможность лица поступать определенным образом (пример: возможность обладать собственностью, возможность защищать законные интересы в суде, право требования по отношению к др. лицам).

Обязанность – необходимость выполнения определенных законом или договором поступков без учета свободы воли лица. (лекция Сорокина).

Содержание правоотношения – это то, чем наполняется правоотношение, субъективные права, юр. обязанности, носителями которых выступают участники правоотношений.

Аксиома: единство прав и обязанностей. Если у одного лица есть субъективное право. То оно должно быть обеспечено юр. обязанностями др. лиц.

Алексеев С.С. различает юридическое (субъективные права и юр. обязанности как варианты возможного и должного поведения) и фактическое (именно тот вариант поведения, который выбрал участник правоотношения) содержание правоотношения.

Субъективное право – предусмотренное нормами объективного права мера возможного поведения, обеспеченная юр. обязанностями др. лица.

3 основных разновидности субъективного права:

1) право совершать или не совершать определенные действия.

2) право потребовать определенного поведения от др. лица.

3) право притязания – право возбудить определенный процесс для реализации своего субъективного права.

Юр. обязанность – предусмотренная нормами объективного права мера должного поведения, которая осуществляется в интересах управомоченного лица. Она проявляется:

  1. обязанность совершать активные действия.

  2. обязанность воздержаться от определенных действий

  3. обязанность претерпеть меры гос. принуждения за акты неправомерного поведения.

Любое субъективное право корреспондируется с юр. обязанностью др. лица. В рамках правового статуса лица субъективные права и юр. обязанности диалектически связаны между собой. Так возложение на субъекта значительной функциональной позитивной ответственности одновременно предполагает предоставление ему пространства для реализации этой обязанности в виде набора субъективных прав. И наоборот.

В ст. 2 Конституции говорится только о правах и свободах, но нет обязанностей – опасный симптом, т.к. права без обязанностей у недееспособных, детей и т.п. (лекция Насырова).



Вопрос 41. Реализация права: понятие, формы, значение.

Под реализацией права принято понимать претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, физических лиц).


Реализация права и действие в принципе близкие понятия, так как реализация права означает одновременно его действие. Вместе с тем действие права более широкое понятие, оно предполагает не только его собственно юридический аспект функционирования (регулирование общественных отношений), но и информационное, психологическое, социальное и иное воздействие на общественные отношения. Реализация же права есть его специально-юридический механизм действия, т.е. непосредственное регулирование общественных отношений, перевод общих, абстрактных моделей поведения в конкретные поступки и деятельность субъектов правового общения.

Реализация права характеризуется следующими особенностями:

1. она всегда связана только с правомерным поведением. Это могут быть действия как активные, так и пассивные, т.е. воздержание от совершения противоправных действий. Только правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерное – нарушает ее;

2. в реализации права заинтересован главным образом тот субъект, который обладает субъективными правами;

3. осуществляется в различных формах, что обусловлено разнообразием общественных отношений; спецификой содержания различных норм права; различием средств воздействия на поведение людей;

положением субъектов в системе правового регулирования; многообразием механизмов

реализации права и рядом других факторов.

Субъектами реализации права являются те лица, на которых право рас­пространяет свое действие, то есть субъекты права. Объектом реализации вы­ступает система законодательства, наличный массив нормативно-правовых актов. Если правовая норма указывает на необходимость достижения какого-ли­бо социального результата (например, изготовление продукции определенно­го качества), то в реализацию такой нормы входит не только деятельность субъектов, но и факт достижения данного результата.

По характеру действий субъектов, степени их активности обычно выделяют четыре формы реализации права - соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение права означает воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами права. В данной форме реализуются главным образом запреты. Это пассивная форма действий, она протекает незаметно, не фиксирована и характерна для реализации норм уголовного, административного, налогового права.

Исполнение права предполагает активные действия по выполнению субъектом возложенных на него обязанностей. В этой форме реализуются обязывающие нормы (например, обязанность исполнить договор, уплатить налоги, выплачивать алименты несовершеннолетним детям).

Использование права выражается в осуществлении возможностей, предоставленных нормами права. В этой форме реализуются управомочивающие нормы права: избирательное, право на жилище, на частную собственность и др.


Использование прав зависит от усмотрения субъекта, за которым они закреплены. Никакой ответственности за неиспользование своих прав законодательством не предусмотрено. Но это относится только к физическим лицам. Что касается государственных органов и должностных лиц, то неосуществление ими своих полномочий является правонарушением.

В указанных трех формах реализуется большинство юридических норм. Они непосредственно претворяются в жизнь действиями или бездействием (запреты) самих субъектов общественных отношений.

Назначение права состоит в упорядочении общественных отношений, в регулировании поведения людей. Но принятые юридические нормы и нормативные правовые акты не смогут регулировать общественные отношения, если не будут претворены в жизнь, т.е. реализованы. Без этого они остаются бездействующими.



































































Вопрос 42 Применение права как форма реализации права: понятие, стадии

Применение — это такой способ реализации права, который свя­зан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложен­ные на них специальные функции и полномочия. Перед нами — одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.

Применять нормы права — это значит применять власть, а неред­ко — принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществ­ляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые гражда­не не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены, хотя вопрос этот в ли­тературе небесспорный.

Так, по мнению М.С. Строговича, гражданин, задержавший на улице хулигана и доставивший его в милицию, тем самым якобы при­менил к нему норму права. Цель правоприменения — упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

Одновременно, сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, бю­рократизм, волокиту.

Характерные особенности применения права заключаются в сле­дующем:

1) это — властно-императивная форма реализации права;

2) осуществляется компетентными, уполномоченными на то орга­нами и должностными лицами;

3) носит процессуально-процедурный характер;

4) состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается ста­дийностью;

5) имеет под собой соответствующие юридические основания;

6) связано с вынесением правоприменительных актов;

7) является разовым и индивидуально определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;

8) направлено на урегулирование конкретных ситуаций. Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права — соблюдения, исполнения и использования. Следует лишь пом­нить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требу­ется «вмешательство» соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином сво­его права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельно­стью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.


Необ­ходимость в применении правовых норм возникает при следующих об­стоятельствах:

1) когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;

2) когда нет добровольного исполнения обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора);

3) когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но за­нять ее не может, так как она самоуправно занята другим лицом);

4) когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти со­гласованное решение, уладить конфликт (раздел имущества, домовла­дения; спор о детях, наследстве и т.д.);

5) когда те или иные юридически значимые действия в силу их осо­бой важности должны пройти контроль со стороны государства с це­лью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учрежде­нием завещания.

6) когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий са­мих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);

7) когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, со­стояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приоб­ретение или утрату гражданства).

Кроме рассмотренных выше четырех основных форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования и применения) в на­учной литературе называются и такие, как добровольная и принудитель­ная реализация, индивидуальная и коллективная; в правоотношениях и вне правоотношений, в правоотношениях общего и конкретного типа (по форме связи субъектов).

Реализация или осуществление права (претворение его в жизнь) — это родовое, наиболее широкое, собирательное понятие, а соблюде­ние, исполнение, применение, использование и другие формы — видо­вые. Их надо соотносить с общей категорией — «правореализация».


Стадии:

Применение норм права не является простым, однозначным дей­ствием. Оно представляет собой достаточно сложный процесс, состоя­щий из ряда логически последовательных стадий:

1.Установление фактических обстоятельств дела

2.Выбор нормы права и юридическая квалификация дела

3.Проверка и толкование нормы права

4.Решение дела

5.Контрольно-исполнительная стадия


На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свиде­телей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.).


На второй стадиипри выборе нормы — дается юридическая ква­лификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой под­готовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму.

Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбран­ной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхожде­ний.

На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказан­ных операций выносится правоприменительный акт (например при­говор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения.










Вопрос 43. Пробелы в праве и способы их преодоления.


Под пробелом в праве понимают отсутствие в действующем законодательстве нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования.

Для того чтобы установить пробелы в законодательстве, необходимо выявить:

а) требуют ли правового регулирования данные общественные отношения;

б) обеспеченность правовой регламентации соответствующими социально-экономическими и иными условиями;

в) отсутствие нормы, регулирующей конкретную ситуацию (или она неполно регулирует ее);

г) сходство анализируемых условий и обстоятельств и тех, которые предусмотрены применяемой нормой. При этом такое сходство должно быть в существенных, главных правовых признаках;

д) отсутствие запрета в законе на восполнение пробела правоприменителем;

е) сходную норму сначала в той же отрасли права и лишь затем обратиться к другим отраслям.

В.В. Лазарев предлагает различать реальные и мнимые пробелы в праве.

Действительный пробел имеет место при отсутствии юридической нормы, регулирующей такие общественные отношения, которые по своему характеру являются правовыми. Когда же речь идет об отсутствии правовой нормы, регулирующей общественные отношения, по своему характеру не являющиеся правовыми, то говорят о мнимом пробеле. Действительные пробелы подлежат устранению, мнимые пробелы в этом не нуждаются. По причинам возникновения пробелы бывают первоначаль­ными и последующий. Первоначальные пробелы могут возник­нуть в силу целого рада причт: недостатков юридической тех­ники, недосмотра законодателем и т.п. Возникновение последующих пробелов обуславливается появлением новых общест­венных отношений. Существуют два пути устранения пробелов в законодательстве. Первым путем является совершенствование законодательства в процессе правотворческой деятельности. Второй путь - восполнение пробела в процессе применения права, когда правоприменительный орган, обнаружив пробел, принимает решение в анало­гии закона или по аналогии права.

Аналогией закона называется принятие решения по конкрет­ному делу на основе правовой нормы, регулирующей сходный случай. Применение аналогии закона возможно в том случае, когда: