Файл: Зарубежный и российский опыт исследования политических коммуникаций в ХХ веке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теория политической коммуникации на современном этапе развития

1.1 Положения основных теорий коммуникаций, используемых в политической среде

1.2 Зарубежный и российский опыт исследования политических коммуникаций в ХХ веке

2. Анализ и особенности политических коммуникаций в России

2.1 Каналы коммуникации власти и общества в России

2.2 Политическая коммуникация партий с гражданами в социальных медиа

Количество, тональность и СМ-Индекс сообщений в социальных медиа о парламентских политических партиях[25]

Анализ количества и тональности сообщений о деятельности российских парламентских политических партий в блогосфере[31]

Активность парламентских политических партий в видеохостинге YouTube[32]

Количество упоминаний о деятельности парламентских политических партий в социальных сетях

Заключение

Список использованной литературы

Экспрессивность высказываний, использование различных эмоциональных средств выразительности, эмоциональной лексики, применяется преимущественно для получения от аудитории эмоционального отклика, для получения их расположения. В случае же с использования стандартных фраз и, даже, клише, можно говорить о попытке передать содержательную сторону, некую мысль.

Политическая коммуникация характеризуется также оценочностью, которая может быть явной или скрытой. Так как в политических текстах редко используется объективное описание происходящих событий и явлений, в них часто используются оценочные формы, призванные расставить в сознании аудитории диспозиции, через которые можно тем или иным образом воздействовать на их сознание.

Далее рассмотрим опыт зарубежных и российских исследований политических коммуникаций в ХХ веке.

1.2 Зарубежный и российский опыт исследования политических коммуникаций в ХХ веке

Процесс политических коммуникаций начал изучаться в западной политической науке в середине XX в., а отдельные аспекты политических коммуникаций — в начале XX в. Изучение политических коммуникаций на Западе связано с именами таких исследователей, как Э. Бернейс, У. Липпман, Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд, Д. Истон, Г. Алмонд, Дж. Коулман, К. Дойч, Т. Парсонс, Р. Мертон, Ю. Хабермас, Н. Луман, М. Кастельс и др.

Среди российских исследователей вопросы политических коммуникаций изучают Ф.И. Шарков, Л.Н. Тимофеева, А.И. Соловьев, М.Н. Грачев, Ю.В. Ирхин, С.А. Шомова, М.С. Вершинин, И.М. Дзялошинский, И.А. Быков и др.

Трактовки понятия «политическая коммуникация» можно разделить по отношению к роли обратной связи. Здесь можно выделить две подхода: понимание политических коммуникаций как однонаправленного процесса и как двустороннего. Первый подход включает в себя «понимание процесса коммуникации как трансмиссии, действия, интерпретации», второй — «оценку коммуникации как взаимопонимания, обмена, участия, отношения, поведения, интеракции»[15].

Пример определения политических коммуникаций как однонаправленного процесса встречается у Ф.И. Шаркова: политические коммуникации — это «вид коммуникации, осуществляемой субъектами политического рынка (политическая организация, деятель) и населением (в большей мере его частью, представляющей электорат) с целью побудить людей к тому или иному типу политического поведения[16]».


Политические коммуникации как двусторонний процесс предусматривает обмен информацией, как вертикальный (к примеру, коммуникация между властью и избирателями), так и горизонтальный (обмен информацией между гражданами или внутри элиты).

Целью политических коммуникаций при данном подходе является налаживание диалога между властью и обществом и, как итог, стабильное функционирование политической системы посредством обмена информацией.

Одно из наиболее часто используемых определений политических коммуникаций предложил французский социолог Р.-Ж. Шварценберг. Под политическими коммуникациями он понимал «процесс передачи политической информации, посредством которого информация циркулирует между элементами политической системы, а также между политической и социальной системами. Непрерывный процесс обмена информацией осуществляется как между индивидами, так и между управляющими и управляемыми с целью достижения согласия[17]».

Российский политолог Е.А. Лобанова дает следующее определение: «Политические коммуникации — это информационное воздействие субъектов политики, в котором осуществляется обмен политическими идеями, взглядами, установками и моделями поведения с целью осуществления паритетного, конструктивного диалога между властью и обществом для достижения сбалансированности социально-политической системы[18]».

Таким образом, исходя из рассмотренных определений, можно сделать вывод о том, что политические коммуникации — это горизонтальный и/или вертикальный процесс обмена информацией, целью которого выступает поддержание стабильной работы политической системы.

Подходы к изучению политической коммуникации. В политологии сложилось несколько подходов к изучению политических коммуникаций. В представленной работе рассмотрены системный, структурно-функиональный и сетевой подходы.

Для определения эвристического потенциала указанных подходов при изучении политической коммуникации власти и общества на постсоветском пространстве будет проведен их анализ на основе следующих критериев:

  • сущность политических коммуникаций в политической системе — позволяет отразить место политических коммуникаций в политической системе и то, насколько она отвечает требованиям, необходимым для изучения политических коммуникаций стран постсоветского пространства;
  • структурные элементы, из которых состоит политических коммуникаций, данный критерий позволит детально рассмотреть процесс политических коммуникаций и роль отдельных ее составляющих в рамках политической системы трансформирующихся обществ;
  • функции политических коммуникаций в рамках политической системы — критерий, который позволит рассмотреть то, каким образом политические коммуникации влияют на работу политической системы;
  • роль власти и общества в политических коммуникаций, данный критерий позволит оценить, насколько роль, которая отводится власти и обществу в политических коммуникаций рассматриваемого подхода, соответствует особенностям политической системы трансформирующихся обществ.

Системный подход. В рамках системного подхода коммуникация выступает в качестве элемента политической системы. В данном исследовании представлены теории Д. Истона и Н. Лумана.

Обратная связь в модели политической системы Д. Истона. Американский политолог Д. Истон рассматривал функцию политических коммуникаций как двусторонний обмен информацией, осуществляемый в политической системе контуром обратной связи. Обратная связь призвана обеспечить стабильность и существование политической системы.

Политическую систему Д. Истон определял «как совокупность тех взаимодействий, посредством которых ценности авторитарным способом приносятся в общество[19]». Политическая система включает в себя «вход», центр принятия политических решений («черный ящик»), «выход», обратную связь и окружающую среду.

На «входе» системы формулируются требования и поддержка, которые являются отражением событий и условий, возникающих в окружающей среде и влияющих на систему. Требования и поддержка, проходя через «черный ящик», преобразуются в решения и действия власти — «выходы» системы.

Контур обратной связи образуется в процессе влияния политических решений и действий на «выходе» политической системы на требования и поддержку на ее «входе», тем самым корректируя их. Обратная связь включает в себя следующие элементы: «производство «выходов» властями, реакция членов общества на эти «выходы», передача информации об этой реакции властям и, наконец, возможные последующие действия властей[20]». Так, власть, действуя в качестве представителя системы, должна получать информацию о результатах решений и действий на «выходе» системы для дальнейшего выполнения требований, поступающих на «входе». Данные циклы являются непрерывными, что обеспечивает существование и стабильную работу политической системы.

Таким образом, обратная связь стабилизирует политическую систему, объясняя протекающие процессы, что позволяет системе адаптироваться к изменяющимся условиям, приспосабливаясь к воздействиям окружающей среды.

Итак, в рамках теории Д. Истона политические коммуникации в политической системе проявляется в обмене информацией посредством контура обратной связи, что соответствует понятию политических коммуникаций, сформулированному ранее. Она включает в себя решения и действия на «выходе» политической системв, которые производит власть, реакцию на них общества и передачу информации о реакции общества власти. Тем самым политические коммуникации стабилизируют политическую систему.


Таким образом, представляется, что изучение политических коммуникаций с позиций системного подхода мо­жет носить универсальный характер. Подход Д. Истона позволяет рассматривать ком­муникацию как часть ПС, которая выполняет функцию обратной связи. Системный подход дает возможность изучать процесс политических коммуникаций как непрерывный процесс обмена инфор­мацией между властью и обществом.

2. Анализ и особенности политических коммуникаций в России

2.1 Каналы коммуникации власти и общества в России

Современная Россия обозначается как находящаяся в стадии становления оптимальной системы политической коммуникации, которая позволила бы адекватно отражать и способствовать реализации потребностей общества

Можно выделить следующие каналы коммуникации власти и общества в России: «общественные приемные политических партий и отдельных политиков, периодические социологические опросы, ежегодные Послания Президента РФ, регулярные телеконференции главы государства, интервью многочисленным средствам массовой информации, разнообразные круглые столы и форумы с участием представителей государства, волеизъявление избирателей на выборах».

К этому стоить прибавить выпуск различной правоведческой литературы, а так же персональные сайты и блоги некоторых политиков в интернете. Как один из каналов коммуникации между властью и обществом можно рассматривать обращение в правоохранительные органы - прокуратуру, суд и т.д..

Так же нельзя не упомянуть о том, что у общества имеется и такой канал как забастовки, митинги и другие акции протеста. Еще одним каналом коммуникации является искусство. Необходимо упомянуть и различные формы общественного контроля, к примеру гражданский форум; публичные слушания; гражданская законодательная инициатива; гражданское лоббирование; общественные советы; участие граждан в коллегиальных органах управления; участие граждан в рабочих группах по подготовке проектов решений; открытое соглашение об общественно-государственном партнерстве; опрос граждан; гражданский мониторинг; гражданская экспертиза; гражданская оценка публичных обязательств; гражданское расследование.


В последние несколько лет в России возросла значимость интернет коммуникации власти и общества. Интернет дает возможность осуществляться горизонтальной и вертикальной коммуникации власти и общества с привлечением небольших материальных ресурсов (нет необходимости ехать куда либо, чтобы посовещаться, не нужно ходить по домам с анкетами и т.д.) и открывает большие перспективы для развития гражданского общества, для появления организованных групп интересов, и соответственно для эффективного отстаивания людьми своих интересов. Однако современные оценки политической коммуникации в интернете не лишены пессимистических нот: «Наличие активных заинтересованных групп в сети Интернет открывает возможности для органов власти и управления получать обратную связь на свои планы, решения и действия, а также проводить обсуждение тех или иных инициатив, выстраивать взаимодействие с населением. Как показывают результаты исследования, данная возможность редко используется, что негативно сказывается на качестве принимаемых решений и на отношении жителей к их реализации»[21]. Можно заметить, что из этого утверждения следует вывод не о слаборазвитом гражданском обществе как причине недостаточного взаимодействия с властью, а причина именно нежелание властей активно использовать этот инструмент коммуникации, что противоречит заявлению В. В. Путина о необходимости расширения площадок взаимодействия власти и общества, приведенному выше.

При этом у интернет-коммуникации в сфере политики есть своя специфика «В обществе активно идут спонтанные процессы самоорганизации, которые, в отличие от властной иерархической модели, строятся на основе диалога и равноправной коммуникации участников и выступают как субъект-субъектные отношения».

Это означает, что участники интернет коммуникации в политической сфере теоретически могут быть не только свидетелями принимаемых властью решений, но и принять активное участие в их разработке. В этом состоит суть концепции «электронного правительства», которая стала активно обсуждаться в последнее время исследователями политической коммуникации в нашей стране.

2.2 Политическая коммуникация партий с гражданами в социальных медиа