Файл: Зарубежный и российский опыт исследования политических коммуникаций в ХХ веке.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теория политической коммуникации на современном этапе развития
1.1 Положения основных теорий коммуникаций, используемых в политической среде
1.2 Зарубежный и российский опыт исследования политических коммуникаций в ХХ веке
2. Анализ и особенности политических коммуникаций в России
2.1 Каналы коммуникации власти и общества в России
2.2 Политическая коммуникация партий с гражданами в социальных медиа
Активность парламентских политических партий в видеохостинге YouTube[32]
Количество упоминаний о деятельности парламентских политических партий в социальных сетях
Экспрессивность высказываний, использование различных эмоциональных средств выразительности, эмоциональной лексики, применяется преимущественно для получения от аудитории эмоционального отклика, для получения их расположения. В случае же с использования стандартных фраз и, даже, клише, можно говорить о попытке передать содержательную сторону, некую мысль.
Политическая коммуникация характеризуется также оценочностью, которая может быть явной или скрытой. Так как в политических текстах редко используется объективное описание происходящих событий и явлений, в них часто используются оценочные формы, призванные расставить в сознании аудитории диспозиции, через которые можно тем или иным образом воздействовать на их сознание.
Далее рассмотрим опыт зарубежных и российских исследований политических коммуникаций в ХХ веке.
1.2 Зарубежный и российский опыт исследования политических коммуникаций в ХХ веке
Процесс политических коммуникаций начал изучаться в западной политической науке в середине XX в., а отдельные аспекты политических коммуникаций — в начале XX в. Изучение политических коммуникаций на Западе связано с именами таких исследователей, как Э. Бернейс, У. Липпман, Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд, Д. Истон, Г. Алмонд, Дж. Коулман, К. Дойч, Т. Парсонс, Р. Мертон, Ю. Хабермас, Н. Луман, М. Кастельс и др.
Среди российских исследователей вопросы политических коммуникаций изучают Ф.И. Шарков, Л.Н. Тимофеева, А.И. Соловьев, М.Н. Грачев, Ю.В. Ирхин, С.А. Шомова, М.С. Вершинин, И.М. Дзялошинский, И.А. Быков и др.
Трактовки понятия «политическая коммуникация» можно разделить по отношению к роли обратной связи. Здесь можно выделить две подхода: понимание политических коммуникаций как однонаправленного процесса и как двустороннего. Первый подход включает в себя «понимание процесса коммуникации как трансмиссии, действия, интерпретации», второй — «оценку коммуникации как взаимопонимания, обмена, участия, отношения, поведения, интеракции»[15].
Пример определения политических коммуникаций как однонаправленного процесса встречается у Ф.И. Шаркова: политические коммуникации — это «вид коммуникации, осуществляемой субъектами политического рынка (политическая организация, деятель) и населением (в большей мере его частью, представляющей электорат) с целью побудить людей к тому или иному типу политического поведения[16]».
Политические коммуникации как двусторонний процесс предусматривает обмен информацией, как вертикальный (к примеру, коммуникация между властью и избирателями), так и горизонтальный (обмен информацией между гражданами или внутри элиты).
Целью политических коммуникаций при данном подходе является налаживание диалога между властью и обществом и, как итог, стабильное функционирование политической системы посредством обмена информацией.
Одно из наиболее часто используемых определений политических коммуникаций предложил французский социолог Р.-Ж. Шварценберг. Под политическими коммуникациями он понимал «процесс передачи политической информации, посредством которого информация циркулирует между элементами политической системы, а также между политической и социальной системами. Непрерывный процесс обмена информацией осуществляется как между индивидами, так и между управляющими и управляемыми с целью достижения согласия[17]».
Российский политолог Е.А. Лобанова дает следующее определение: «Политические коммуникации — это информационное воздействие субъектов политики, в котором осуществляется обмен политическими идеями, взглядами, установками и моделями поведения с целью осуществления паритетного, конструктивного диалога между властью и обществом для достижения сбалансированности социально-политической системы[18]».
Таким образом, исходя из рассмотренных определений, можно сделать вывод о том, что политические коммуникации — это горизонтальный и/или вертикальный процесс обмена информацией, целью которого выступает поддержание стабильной работы политической системы.
Подходы к изучению политической коммуникации. В политологии сложилось несколько подходов к изучению политических коммуникаций. В представленной работе рассмотрены системный, структурно-функиональный и сетевой подходы.
Для определения эвристического потенциала указанных подходов при изучении политической коммуникации власти и общества на постсоветском пространстве будет проведен их анализ на основе следующих критериев:
- сущность политических коммуникаций в политической системе — позволяет отразить место политических коммуникаций в политической системе и то, насколько она отвечает требованиям, необходимым для изучения политических коммуникаций стран постсоветского пространства;
- структурные элементы, из которых состоит политических коммуникаций, данный критерий позволит детально рассмотреть процесс политических коммуникаций и роль отдельных ее составляющих в рамках политической системы трансформирующихся обществ;
- функции политических коммуникаций в рамках политической системы — критерий, который позволит рассмотреть то, каким образом политические коммуникации влияют на работу политической системы;
- роль власти и общества в политических коммуникаций, данный критерий позволит оценить, насколько роль, которая отводится власти и обществу в политических коммуникаций рассматриваемого подхода, соответствует особенностям политической системы трансформирующихся обществ.
Системный подход. В рамках системного подхода коммуникация выступает в качестве элемента политической системы. В данном исследовании представлены теории Д. Истона и Н. Лумана.
Обратная связь в модели политической системы Д. Истона. Американский политолог Д. Истон рассматривал функцию политических коммуникаций как двусторонний обмен информацией, осуществляемый в политической системе контуром обратной связи. Обратная связь призвана обеспечить стабильность и существование политической системы.
Политическую систему Д. Истон определял «как совокупность тех взаимодействий, посредством которых ценности авторитарным способом приносятся в общество[19]». Политическая система включает в себя «вход», центр принятия политических решений («черный ящик»), «выход», обратную связь и окружающую среду.
На «входе» системы формулируются требования и поддержка, которые являются отражением событий и условий, возникающих в окружающей среде и влияющих на систему. Требования и поддержка, проходя через «черный ящик», преобразуются в решения и действия власти — «выходы» системы.
Контур обратной связи образуется в процессе влияния политических решений и действий на «выходе» политической системы на требования и поддержку на ее «входе», тем самым корректируя их. Обратная связь включает в себя следующие элементы: «производство «выходов» властями, реакция членов общества на эти «выходы», передача информации об этой реакции властям и, наконец, возможные последующие действия властей[20]». Так, власть, действуя в качестве представителя системы, должна получать информацию о результатах решений и действий на «выходе» системы для дальнейшего выполнения требований, поступающих на «входе». Данные циклы являются непрерывными, что обеспечивает существование и стабильную работу политической системы.
Таким образом, обратная связь стабилизирует политическую систему, объясняя протекающие процессы, что позволяет системе адаптироваться к изменяющимся условиям, приспосабливаясь к воздействиям окружающей среды.
Итак, в рамках теории Д. Истона политические коммуникации в политической системе проявляется в обмене информацией посредством контура обратной связи, что соответствует понятию политических коммуникаций, сформулированному ранее. Она включает в себя решения и действия на «выходе» политической системв, которые производит власть, реакцию на них общества и передачу информации о реакции общества власти. Тем самым политические коммуникации стабилизируют политическую систему.
Таким образом, представляется, что изучение политических коммуникаций с позиций системного подхода может носить универсальный характер. Подход Д. Истона позволяет рассматривать коммуникацию как часть ПС, которая выполняет функцию обратной связи. Системный подход дает возможность изучать процесс политических коммуникаций как непрерывный процесс обмена информацией между властью и обществом.
2. Анализ и особенности политических коммуникаций в России
2.1 Каналы коммуникации власти и общества в России
Современная Россия обозначается как находящаяся в стадии становления оптимальной системы политической коммуникации, которая позволила бы адекватно отражать и способствовать реализации потребностей общества
Можно выделить следующие каналы коммуникации власти и общества в России: «общественные приемные политических партий и отдельных политиков, периодические социологические опросы, ежегодные Послания Президента РФ, регулярные телеконференции главы государства, интервью многочисленным средствам массовой информации, разнообразные круглые столы и форумы с участием представителей государства, волеизъявление избирателей на выборах».
К этому стоить прибавить выпуск различной правоведческой литературы, а так же персональные сайты и блоги некоторых политиков в интернете. Как один из каналов коммуникации между властью и обществом можно рассматривать обращение в правоохранительные органы - прокуратуру, суд и т.д..
Так же нельзя не упомянуть о том, что у общества имеется и такой канал как забастовки, митинги и другие акции протеста. Еще одним каналом коммуникации является искусство. Необходимо упомянуть и различные формы общественного контроля, к примеру гражданский форум; публичные слушания; гражданская законодательная инициатива; гражданское лоббирование; общественные советы; участие граждан в коллегиальных органах управления; участие граждан в рабочих группах по подготовке проектов решений; открытое соглашение об общественно-государственном партнерстве; опрос граждан; гражданский мониторинг; гражданская экспертиза; гражданская оценка публичных обязательств; гражданское расследование.
В последние несколько лет в России возросла значимость интернет коммуникации власти и общества. Интернет дает возможность осуществляться горизонтальной и вертикальной коммуникации власти и общества с привлечением небольших материальных ресурсов (нет необходимости ехать куда либо, чтобы посовещаться, не нужно ходить по домам с анкетами и т.д.) и открывает большие перспективы для развития гражданского общества, для появления организованных групп интересов, и соответственно для эффективного отстаивания людьми своих интересов. Однако современные оценки политической коммуникации в интернете не лишены пессимистических нот: «Наличие активных заинтересованных групп в сети Интернет открывает возможности для органов власти и управления получать обратную связь на свои планы, решения и действия, а также проводить обсуждение тех или иных инициатив, выстраивать взаимодействие с населением. Как показывают результаты исследования, данная возможность редко используется, что негативно сказывается на качестве принимаемых решений и на отношении жителей к их реализации»[21]. Можно заметить, что из этого утверждения следует вывод не о слаборазвитом гражданском обществе как причине недостаточного взаимодействия с властью, а причина именно нежелание властей активно использовать этот инструмент коммуникации, что противоречит заявлению В. В. Путина о необходимости расширения площадок взаимодействия власти и общества, приведенному выше.
При этом у интернет-коммуникации в сфере политики есть своя специфика «В обществе активно идут спонтанные процессы самоорганизации, которые, в отличие от властной иерархической модели, строятся на основе диалога и равноправной коммуникации участников и выступают как субъект-субъектные отношения».
Это означает, что участники интернет коммуникации в политической сфере теоретически могут быть не только свидетелями принимаемых властью решений, но и принять активное участие в их разработке. В этом состоит суть концепции «электронного правительства», которая стала активно обсуждаться в последнее время исследователями политической коммуникации в нашей стране.