Файл: Зарубежный и российский опыт исследования политических коммуникаций в ХХ веке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теория политической коммуникации на современном этапе развития

1.1 Положения основных теорий коммуникаций, используемых в политической среде

1.2 Зарубежный и российский опыт исследования политических коммуникаций в ХХ веке

2. Анализ и особенности политических коммуникаций в России

2.1 Каналы коммуникации власти и общества в России

2.2 Политическая коммуникация партий с гражданами в социальных медиа

Количество, тональность и СМ-Индекс сообщений в социальных медиа о парламентских политических партиях[25]

Анализ количества и тональности сообщений о деятельности российских парламентских политических партий в блогосфере[31]

Активность парламентских политических партий в видеохостинге YouTube[32]

Количество упоминаний о деятельности парламентских политических партий в социальных сетях

Заключение

Список использованной литературы

На сегодняшний день информационно-телекоммуникационная сеть Интернет приобретает огромное значение как канал осуществления политической коммуникации партий с гражданами. Благодаря ему расширяются коммуникационные возможности субъектов политического процесса в части усиления информационного противоборства между политическими партиями в электоральный период. В процессе политической коммуникации в Интернете большое влияние играют социальные медиа, то есть площадки и каналы для обмена контентом и общения между пользователями в режиме онлайн[22]. Они включают в себя социальные сети, блогосферу, мессенджеры, форумы и другие площадки, служащие для передачи общественности информационных сообщений с помощью технологических приемов и средств.

Социальные медиа дают возможность любому индивиду стать автором контента политического характера и расширяют возможности интернет-пользователей, позволяя гражданам играть активную роль в осуществлении политической коммуникации с партиями посредством обеспечения взаимного диалога. Использование партиями социальных сетей способно «бросить вызов» монополии СМИ в сфере организации политико-коммуникативного взаимодействия с партиями и «оживить» гражданскую демократию[23].

Анализируя актуальные результаты эмпирических исследований, сопряженные с охватом российских граждан современными каналами интернет-коммуникации, нельзя не отметить высокую численность аудитории, активно использующей социальные медиа. Подтверждением данного тезиса являются результаты социально-политических исследований: согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения за 10 лет доверие социальным медиа выросло в 3 - 4 раза, а в настоящее время колеблется вокруг 20 % населения.

В целях оценки эффективности политической коммуникации парламентских политических партий с населением в июне-декабре 2019 года автором был проведен киберметрический анализ на основе использования автоматической системы мониторинга и анализа социальных медиа «Медиалогия». Эмпирическим объектом исследования являются 900 млн аккунтов социальных сетей и социальных медиа:

– социальные сети («VK», «Facebook», «Одноклассники», «Instagram»);

– микроблоги («Twitter»);

– блоги («LiveJournal»);

– мессенджеры («Telegram», «Viber», «WhatsApp»);

– видеохостинги («YouTube» и «TikTok»);

– интернет-СМИ («Lenta.ru», «Meduza», «РБК», «Коммерсант.ru», «Vc.ru», «DarkNet»).


Исследование было проведено с учетом таких факторов как использование полной базы данных, анализ автоматической разметки тональности, тегирования, отсева информационного шума, оперативность получения информации и выявления СМ-Индекса (качественного показателя оценки эффективности информационных сообщений с целью определения охвата аудитории информацией о деятельности политических партий, а также ее веса в социальных сетях)[24].

Итак, по результатам киберметрического анализа автором была сгенерирована таблица, демонстрирующая такие показатели как количество и тональность информационных сообщений о деятельности парламентских политических партий, а также их СМ-Индекс (табл. 1).

Таблица 1

Количество, тональность и СМ-Индекс сообщений в социальных медиа о парламентских политических партиях[25]

Согласно данным табл. 1 заметно, что в июне-декабре 2019 года в социальных медиа преобладали сообщения о деятельности КПРФ (3 млн.) и «Единой России» (2,8 млн.), преимущественно имеющие негативную тональность («Единая Россия» – 636 тыс., КПРФ – 559 тыс.). По показателю СМ-Индекса в данный период времени лидировала политическая партия КПРФ с результатом 35 717 844.

В целях сравнительного анализа изменений в количестве сообщений о партийной деятельности автором была выявлена динамика информационных потоков о деятельности парламентских политических партий в социальных медиа.

Рис. 1. Динамика информационных потоков о деятельности политической партии «Единая Россия»[26]

Рис. 2. Динамика информационных потоков о деятельности политической партии КПРФ в социальных медиа[27]

Рис. 3. Динамика информационных потоков о деятельности политической партии ЛДПР в социальных медиа[28]


Рис. 4. Динамика информационных потоков о деятельности политической партии «Справедливая Россия» в социальных медиа

Итак, нельзя не отметить, что указанные диаграммы показывают тенденцию активизации партийной политической коммуникации в период избирательной кампании с пиком информационной активности в сентябре 2019 года (месяц единого дня голосования), а также ее «затишья» в период между выборами.

Если обратиться к анализу блогов как канала политической интернет-коммуникации, то можно отметить, что они позволяют организовать взаимный диалог между представителями от политической партии и гражданами «без посредников»[29]. Родоначальником блогов является студент Дж. Холл, который впервые в 1994 году завел «личный дневник» на ресурсах информационно-телекоммуникационной сети Интернет[30].

Дефиниция «блог» заимствована из английского языка и представляет собой сокращение от «web log», что переводится как «сетевой дневник»

Указанный вид интернет-ресурсов отличается публичным характером и предполагает вовлечение сторонних читателей, имеющих возможность вступить в процесс коммуникации с автором посредством комментариев (обеспечение «обратной связи»).

По результатам киберметрического анализа были определены количество и тональность сообщений о деятельности парламентских политических партий в популярных российских блогах (табл. 2): «LiveJournal» (аудитория – 1,27 млн человек), «Zen.Yandex.ru» (аудитория – 1,06 млн человек), «Nesekretno-net.ru» (аудитория – 174 тыс. человек).

Таблица 2

Анализ количества и тональности сообщений о деятельности российских парламентских политических партий в блогосфере[31]

Табл. 2 демонстрирует, что на интернет-площадках популярных блогов наблюдается относительно небольшое количество сообщений о партийной деятельности, преимущественно имеющих негативную тональность. В этой связи можно предположить, что представители от парламентских политических партий не в полной мере используют данный канал политической коммуникации, отдавая предпочтение социальным сетям.


Анализируя социальные медиа как канал политической коммуникации, нельзя не отметить популярность сервиса для просмотра видео в режиме онлайн (видеохостинга) «YouTube» (число посетителей – более 1,8 миллиарда человек в месяц). В настоящее время все парламентские политические партии имеют YouTube-каналы, что демонстрирует табл. 3.

Таблица 3

Активность парламентских политических партий в видеохостинге YouTube[32]

Проанализировав данную таблицу, можно отметить, что в видеохостинге «YouTube» наиболее активна политическая партия КПРФ. На канал указанной партии подписана 101 тыс. человек (общее количество просмотров – 44 040,5 тыс.). На втором месте располагается ЛДПР (количество подписчиков – 73,6 тыс. человек, общее количество просмотров – 22 548,5 тыс. человек). Канал «Единой России» на «YouTube» занимает третье место (количество подписчиков – 3,84 тыс. человек, общее количество просмотров – 9 008,6 тыс.).

Однако данные табл. 3 показывают, что, несмотря на популярность «Youtube», российские парламентские политические партии используют возможности данного интернет-сервиса не в полной мере, что подтверждается относительно небольшим количеством подписчиков и просмотров партийных каналов по сравнению с общим охватом видеохостинга.

Обращаясь к анализу социальных сетей, следует отметить, что их функциональное предназначение направлено, прежде всего, на информирование и мобилизацию интернет-пользователей с целью объединения в сообщества и группы по социальным интересам, в том числе по критерию поддержки или недоверия конкретным политическим партиям[33]. Преимуществами указанного канала политической коммуникации являются широта охвата аудитории, скорость распространения информации, осуществление непосредственного взаимодействия с представителями от политических партий путем диалога, возможность обсуждения общественно-политических проблем, а также распространение сообщений о предстоящих и прошедших партийных мероприятия. Таким образом, сеть Интернет формирует онлайн-сообщества, объединенные общими социальными интересами и горизонтальными коммуникационными связями, позволяющими пользователям преодолевать барьеры политической субординации и иерархии.


Согласно результатам исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения, 45 % россиян старше 18 лет пользуются хотя бы одной из социальных сетей почти каждый день, 62 % – хотя бы раз в неделю[34]. Данные «Левада-Центра», показывают, что наиболее популярными социальными сетями в России являются «VK» (42 %), «Одноклассники» (33 %), «YouTube» (30 %) и «Instagram» (23 %). При этом «YouTube», «Instagram» и «VK» в настоящее время являются наиболее быстрорастущими сетями. Аудитория «Facebook» в России насчитывает приблизительно 9 % населения, Twitter – 4 %[35].

По результатам проведения анализа было выявлено количество упоминаний о деятельности парламентских политических партий в социальных сетях в июне-декабре 2019 года (табл. 4).

Таблица 4

Количество упоминаний о деятельности парламентских политических партий в социальных сетях

Табл. 4 показывает, что наибольшее количество упоминаний о парламентских политических партиях наблюдается в социальных сетях «Одноклассники» (общее количество упоминаний – 2 950,9 тыс.) и «VK» (2 597,3 тыс.). Чаще всего в социальных сетях встречаются сообщения о деятельности КПРФ (3 523,1 тыс.) и «Единой России» (3 275,2 тыс.). Указанные партии наиболее популярны в социальной сети «Одноклассники» («Единая Россия» – 1 342,7 тыс. упоминаний, КПРФ – 1 207,0 тыс. упоминаний). На третьем месте располагается ЛДПР с общим количеством упоминаний 1 040,1 тыс. (преимущественно, в «VK» – 407,5 тыс. упоминаний). И, наконец, наименее популярной партией является «Справедливая Россия» с общим количеством упоминаний 298,6 тыс. (преимущественно, в «VK» – 126,4 тыс. упоминаний).

Таким образом, использование социальных медиа демонстрирует новую модель коммуникации парламентских политических партий с гражданами, обладающую универсальной характеристикой в сфере возможности получения «обратной связи». Анализ социальных медиа позволил автору выявить тенденцию преобладания негативной тональности сообщений о партийной деятельности, а также возрастания активности в период избирательной кампании.

Итак, по результатам проведенного анализа автором были предложены следующие рекомендации для политических партий с целью повышения эффективности политической коммуникации с гражданами: