Файл: Страховые пособия по беременности и родам (Условия, порядок назначения и расчет размера пособий по беременности и родам).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 3257

Скачиваний: 74

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Пособие по беременности и родам как институт права социального обеспечения

Понятие и характеристика права на социальное обеспечение в виде пособий по беременности и родам

Развитие законодательства по выплате пособий по беременности и родам

Правовая база, регулирующая условия, порядок назначения и размер пособий по беременности и родам

Глава 2. Условия, порядок назначения и расчет размера пособий по беременности и родам

2.1. Правовой статус лиц, имеющих право на назначение и выплату пособий по беременности и родам

2.2. Порядок назначения пособий по беременности и родам

Безработные женщины при определенных условиях.

Женщины, обучающиеся по очной форме обучения.

Женщины, проходящие военную службу по контракту.

Глава 3. Правоприменительная практика по выплате пособий по беременности и родам

3.1. Судебное решение, предметом иска которого являются нарушения условий назначения пособия

3.2. Судебное решение, предметом иска которого является нарушение порядка назначения пособия

3.3. Судебное решение, предметом иска является неправильный расчет размера пособия.

Заключение

Список использованной литературы

Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 21 января 1921 г. «О социальном обеспечении рабочих и служащих и членов их семейств» устанавливал денежное пособие членам семейств, временно потерявшим трудоспособность (болезнь, беременность, роды), находящимся на иждивении рабочих и служащих. В Кодексе законов о труде Российской Федерации (утв. ВС РСФСР 09.12.1971) (ред. от 10.07.2001, с изм. от 24.01.2002)[5] 1922 года в отношении женщин, освобожденных от работы до родов и после них, появляется термин «отпуск по материнству», закрепляя правило о том, что пособия по беременности и родам выдаются застрахованным во все время их отпусков. В действующем законодательстве также предусмотрены пособия по беременности родам, указанные пособия закреплены на федеральном, региональном и местном уровнях, регламентирован круг получателей пособий, закреплены условия и порядок их получения, порядок расчета пособий по беременности и родам.

Таким образом, по истечении почти одного века пособия по беременности и родам не утратили своей значимости в жизни женщины в силу особой важности их природной функции. Более того законодателем разработаны условия для удобного взаимодействия между получателями пособий и государственными органами, предусмотрена индексация выплат. Все эти действия направлены на то, чтобы женщины в период нетрудоспособности имели возможность на достойный уровень жизнь.

Правовая база, регулирующая условия, порядок назначения и размер пособий по беременности и родам

Государство, обеспечивающее безопасность своих граждан, защищает их не только от войны и болезни, но и от социальной неуверенности в жизни. Системы социального обеспечения должны обеспечивать основной доход в случаях безработицы, болезни и травмы, старости и выхода на пенсию, инвалидности, потери кормильца, выполнения семейных обязанностей, таких как рождение и уход за детьми. Такие гарантии имеют значение не только для отдельных работников и их семей, но и для всего общества в целом. Путем предоставления медицинского обслуживания, гарантированного дохода и социальных услуг социальное обеспечение повышает производительность и способствует сохранению достоинства и полной реализации личности. Поскольку вопрос социального обеспечения, в частности, по выплате пособий по беременности и родам носит масштабный характер, он давно вышел за рамки одного государства. Именно поэтому на международном уровне разработаны нормативно правовые акты, которые регулируют благоприятные условиям труда, в частности, путем выплаты соответствующих пособий.


Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации[6] (далее по тексту Конституция РФ) нормы международного права являются частью правовой системы Российской Федерации. Однако только в том случае, если международные акты ратифицированы Российской Федерацией. Кроме того, если в международном договоре установлены иные правила, чем в законе, следует применять правила международного договора, поскольку ратифицируя договор, Российская Федерация берет на себя обязательство соблюдать его.

В соответствии со статьей 22 Всеобщей декларации прав человека[7] 1948 г. (далее по тексту Декларация) каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. Статья 25 Декларации устанавливает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Согласно ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[8] 1966 г. государство признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование. В статье 10 закрепляется охрана матерей в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.

В Декларации о целях и задачах Международной организации труда (Филадельфийская МОТ 1944 г.) признается необходимость способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью повышение жизненного уровня, расширение системы социального обеспечения, с тем чтобы обеспечить основной доход для всех, нуждающихся в такой защите, и полное медицинское обслуживание, защиту благосостояния детей и матерей.

На международном уровне значительное внимание уделяется социальному обеспечению трудящихся женщин. Конвенция МОТ № 183 посвященная охране материнства, в содержание права женщин на социальное обеспечение включает право на получение денежного пособия и медицинской помощи. Указанная Конвенция применяется ко всем работающим по найму женщинам, включая женщин, занятых нетипичными формами зависимого труда.


Денежные пособия устанавливаются в таком размере, чтобы женщина могла содержать себя и своего ребенка в достойных с санитарно-гигиенической условиях и иметь надлежащий уровень жизни, и должны составлять не менее двух третей от предыдущих заработков или сопоставимые суммы. В целях обеспечения защиты положения женщин на рынке труда пособия в связи с отпуском по беременности и родам выплачиваются из фондов обязательного социального страхования или из общественных фондов либо в соответствии с порядком, определяемым национальными законодательством и практикой.

Европейская социальная хартия[9] к праву работающих женщин на охрану материнства относит обязанность выплаты соответствующих пособий по социальному страхованию из государственных фондов.

Принцип, согласно которому семья, материнство и детство находятся под защитой государства, провозглашен в ст. 38 Конституции Российской Федерации[10] (далее по тексту Конституция РФ). Указанное конституционное положение развивается в отраслевом законодательстве, предусматривающем выплату различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью и родами. Таким образом, в основном законе государства закрепляется социальная защита семьи и детей в виде социальных пособий и дополнительных мер государственной поддержки.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ[11] содержит гарантии женщинам в связи с беременностью и родами.

В Федеральном законе от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[12] рассматриваются пособия гражданам, имеющим детей. Одним из видов пособий на детей является пособие по беременности и родам. В Законе определен круг лиц, имеющих право на пособия по беременности и родам, период выплаты пособий, размер пособия по беременности и родам. Закон предусматривает порядок индексации и перерасчета указанных пособий.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее по тексту Закона № 255-ФЗ) регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Закон предусматривает, что одним из видов страхового обеспечения является пособие по беременности и родам. В Законе рассматриваются страховщики и страхователи, их права и обязанности. Закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.


Подзаконным нормативно-правовым актом, регулирующим правоотношения по порядку, условиям назначения и выплаты пособий по беременности и родам является Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н (ред. от 04.05.2016) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2009 № 15909)[13].

Проанализировав нормативно-правовую базу федерального уровня, регулирующую социальное обеспечение в виде пособий по беременности и родам, необходимо обратить внимание на региональное законодательство. Региональное законодательство рассмотрим на примере Свердловской области.

К подзаконным нормативно-правовым актам можно отнести: Приказ Министерства социальной политики Свердловской области № 209 от 27 апреля 2015 г. «Об утверждении административного регламента предоставления территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области – управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области государственной услуги «Назначение и выплата пособия по беременности и родам».

Приказ утверждает Регламент, которым устанавливается порядок и стандарт предоставления государственной услуги по назначению и выплате пособия по беременности и родам. Регламент определяет круг заявителей. К ним относятся: женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными.

Таблица 1. Нормативно-правовые акты

Федеральные

нормативно-правовые акты

Региональные

нормативно-правовые акты

федеральные

законы РФ

подзаконные

нормативные акты

подзаконные

нормативные

акты

1

2

3

Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н (ред. от 04.05.2016) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2009 № 15909

Приказ Министерства социальной политики Свердловской области № 209 от 27 апреля 2015 г. «Об утверждении административного регламента предоставления территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области – управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области государственной услуги «Назначение и выплата пособия по беременности и родам»

Федеральный закон от 29.12.2006

№ 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»


Рассмотрев нормативно-правовую базу, регулирующую условия, порядок назначения и размер пособий по беременности и родам можно сделать вывод о том, что она довольно обширная, указанные вопросы регулируются как с помощью норм международного права, так и национальным законодательством. Более того национальное законодательство регулирует указанные отношения и на федеральном и на региональном уровне. В международно-правовых актах содержатся общие положения о социальном обеспечении, пособиях. В законодательстве Российской Федерации положения по беременности и родам расписаны более детально: раскрывается круг лиц, имеющих право на пособия, закреплены условия назначения, размер пособий по беременности и родам.

Глава 2. Условия, порядок назначения и расчет размера пособий по беременности и родам

2.1. Правовой статус лиц, имеющих право на назначение и выплату пособий по беременности и родам

Проведем анализ нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус лиц, имеющих право на назначение и выплату пособия по беременности и родам.

Таблица 2. Анализ нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус лиц, имеющих право на назначение и выплату пособия по беременности и родам

Наименование

правового акта

Статья

Правовой статус лиц

(понятие категории лиц, условия назначения)

1

2

3

Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

Статья 6

  • женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  • женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;
  • женщины, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;
  • женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в таможенных органах;
  • женщины, категории которых установлены настоящей статьей, при усыновлении ими ребенка (детей).

Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н (ред. от 04.05.2016) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2009 № 15909)

Пункт 9