Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы формирования и функционирования организационной структуры предприятия
1.1 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки
1.2 Формирование организационной структуры предприятия
2 Анализ организационной структуры предприятия ООО «Гарант»
2.1 Общая характеристика предприятия и его деятельности
2.2 SWOT-анализ и позиция компании на рынке
2.3 Анализ организационной структуры управления предприятия и организационного взаимодействия
В последнее время проведена большая работа по совершенствованию корпоративной сети Общества. Включен в корпоративную сеть предприятия и топливный склад в п. Угловое. Два года назад введены в эксплуатацию две новых АЗС в г.г. Находке, Владивостоке и три АЗС после реконструкции.
За последние годы внедрена и успешно функционируют система электронного документооборота ЕФРАТ, зарплатные проекты с банками АБК «Росбанк» и «Сбербанк».
Приоритетными направлениями деятельности ООО «Гарант» являются:
1) Строительство новых АЗС и реконструкция действующих.
2) Оптимизация и дальнейшее расширение существующей сети АЗС.
3) Сохранение и расширение доли рынка розничных и оптовых продаж.
4) Расширение торговли сопутствующими товарами.
5) Создание маркетинговой информационной системы.
6) Развитие сбытовой сети посредством интеграции с другими компаниями.
7) Достижение высокого уровня промышленной и экологической безопасности.
Деятельность Общества подвержена различным рискам: отраслевым, финансовым, коммерческим, правовым и другим.
Отраслевые риски, которые могут оказать негативное влияние на деятельность Общества «Гарант»:
- повышение экспортных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты;
- изменение цен на нефть на рынке;
- внутриотраслевая конкуренция;
- повышение транспортных тарифов.
Снизить влияние отраслевых факторов можно за счет хорошей профессиональной подготовки управления, а также профессиональных знаний в области экономики, организации производства, маркетинга.
К финансовым рискам Общества «Гарант» относятся:
- инфляционные;
- валютные потери, связанные с изменением курса иностранных валют при проведении кредитных, валютных и других внешнеэкономических операций;
- риск финансовых потерь от инвестирования в капитальные вложения;
- необходимость досрочного погашения кредитов;
- риск потерь заемных средств из-за несоблюдения обязательств со стороны заемщика;
- опасность потерь в результате повышения процентных ставок по банковским операциям;
- риски, связанные с мерами государственного регулирования;
- риски банкротства.
Для снижения коммерческих рисков Общество использует контроль за поставками, страхование грузов и усиление влияния на поставщиков путем их диверсификации и дублирования, систематическое изучение конъюнктуры рынка, четкое календарное планирование и управление реализацией продукции, соответствующая ценовая политика, реклама, грамотные маркетинговые мероприятия и т.д.
По результатам анализа основных технико-экономических показателей ООО «Гарант» за 2012-2014 гг. составлена таблица 1.
Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели ООО «Гарант» за 2012-2014 гг.
Показатели |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2014г. к 2012г. |
|
абсолют. |
относит. % |
||||
1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб. |
7236450,0 |
8494653,0 |
9374975,0 |
2138525,0 |
129,5 |
2. Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), тыс.руб. |
6185234,0 |
7152924,0 |
7825480,0 |
1640246,0 |
126,5 |
3. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), тыс.руб. |
1051216,0 |
1341729,0 |
1549495,0 |
498279,0 |
147,4 |
4. Чистая прибыль, тыс. руб. |
951235,0 |
1125357,0 |
1358752,0 |
407517,0 |
142,8 |
5. Численность работающих, чел. |
91 |
100 |
104 |
13 |
114,3 |
6.Производительность труда, тыс. руб. (1:5) |
79521,4 |
84946,5 |
90143,9 |
10622,5 |
113,4 |
7. Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
9828,0 |
13080,0 |
15475,2 |
2395,2 |
157,5 |
8. Среднегодовая зарплата 1–го работника, тыс.руб. |
108,0 |
130,8 |
148,8 |
40,8 |
137,8 |
9. Стоимость основных фондов, тыс.руб. |
324137,0 |
451257,0 |
525417,0 |
201280,0 |
162,1 |
10. Рентабельность продаж, % (3:1) |
14,5 |
15,8 |
16,5 |
- |
114,0 |
11.Рентабельность основной деятельности (3:2), % |
17,0 |
18,8 |
19,8 |
- |
116,5 |
12. Фондоемкость, руб. (9:1) |
0,045 |
0,053 |
0,056 |
0,011 |
124,4 |
13. Фондоотдача, руб., (1:9) |
22,3 |
18,8 |
17,8 |
-4,5 |
79,8 |
Прибыль от реализации составила 1549495 тыс. руб., или 147,4% от уровня 2012г., а чистая прибыль - 142,8%.
Численность работающих в течение 2012-2014 гг. увеличилась на 13 человек (14,3%) и составила в 2014 г. 104 человека, при этом производительность труда тоже увеличилась, и прирост составил 13,4% от уровня 2012 г. Данные показатели не являются позитивным экономическим фактором, т. к. рост производительности труда достигается за счет увеличения численности работников (экстенсивный фактор роста производства продукции/услуг).
Динамика основных финансово-экономических показателей ООО «Гарант» за 2013-2014 гг. по отношению к базисному 2012 году показана на рисунке 5.
0
20
40
60
80
100
120
140
160
%
Выручка
Себестоимость
Прибыль
Производительность
труда
Зарплата
2013г.
2014г.
Рисунок 5 - Динамика основных показателей ООО «Гарант» за 2013-2014 гг. по отношению к базисному 2012 году
В 2014 г. наблюдается рост фонда оплаты труда на 157,5% по сравнению с 2012 г. При этом темпы роста фонда оплаты труда составили 157,5%, а производительности труда только 113,4%, что является отрицательным фактором экономической деятельности и говорит о том, что происходит перерасход фонда оплаты труда, повышение затрат, тем самым уменьшается прибыль. Среднегодовая зарплата 1 работника составила 148,8 тыс. руб. (137,8%).
Стоимость основных фондов предприятия постоянно увеличивается, при этом коэффициент фондоотдачи (качественный показатель использования основных фондов) снижается и в 2014г. составил 17,8 руб. или 79,8% к 2012г. Это связано с тем, что темп роста выручки от реализации продукции (129,5%) меньше темпа роста стоимости основных фондов - 162,1%. И напротив, показатель фондоемкости (обратный показатель фондоотдачи) из года в год повышается – в 2013 г. он составил 124,4% к базисному 2012 году.
В целом можно заключить, что предприятие ООО «Гарант» является стабильно прибыльным и рентабельным, динамично развивается.
2.2 SWOT-анализ и позиция компании на рынке
Характеристика нефтяного комплекса страны и его структуры, акционерного общества «Нефтяная компания Роснефть» и ООО «Гарант» - одного из предприятий НК «Роснефть», показала следующие общие и частные проблемы.
К общей относится, прежде всего, изначальная для российского предпринимательства проблема несоответствия содержания бизнеса его форме, обострившаяся в результате всеобщего спада производства. Она выражается в том, что не структура внеоборотных и оборотных активов формируется в соответствии с идеей бизнеса, как это принято в развитой рыночной экономике, а, наоборот - под акционированные производственные фонды приходится подлаживать возможности бизнеса. Часто, как в нашем случае, производственные мощности длительное время не могут быть полностью использованы, стареют, а свободные из них для бизнеса являются балластом для предприятия.
Другой общей проблемой для нефтяных предприятий Приморья является нестабильность структуры источников сырьевой базы, что приводит к срыву поставок сырья, вторичному спаду производства и финансовой неустойчивости.
Конкуренция на рынке нефтепродуктов на рынке Приморского края в значительной мере носит ценовой характер. Особенность проблемы состоит в относительном снижении платежеспособного спроса в связи с опережением темпов роста цен на продукцию против темпов роста заработной платы большинства физических и доходов юридических лиц региона.
Основной проблемой деятельности анализируемого Общества «Гарант» является укрепление своего рыночного положения и финансового состояния, главным направлением решения которой принимается рост объема продаж нефтепродуктов при обеспечении баланса между их качеством и затратами на их переработку и реализацию. Последнее уже удается за счет использования собственной сети торговли и расширения рынка сбыта за пределами Приморского края.
Около 65% объема нефтепродуктов ООО «Гарант» реализует через собственную сеть оптовой и розничной торговли, повышая выручку от реализации за счет торговой надбавки посредников, исключенных из цепи товародвижения. В то же время растет объем продаж в других регионах Дальнего Востока.
Реализуемая на предприятии «Гарант» стратегия развития побуждает руководство развивать функции маркетинга («анализ положения предприятия на рынке»), изучать состояние производства и его направленность на финансовые итоги («анализ финансово-хозяйственной деятельности»), оценивать возможности расширения сбыта («формирование эффективной сбытовой политики») и в результате повысить эффективность управления.
Рыночная деятельность ООО «Гарант» характеризуется следующими элементами маркетинговой политики.
Товар - представляет собой качественную продукцию и позиционируется на рынке как доступный по цене, качественный.
Цена - выше средней, но ниже рыночной максимальной. Формируется в зависимости от рыночной конъюнктуры, в том числе с ориентацией на основного конкурента - ОАО «Приморнефтепродукт» - НК «Альянс».
Распределение - непосредственно конечному потребителю или посреднику.
Продвижение - рекламная деятельность ведется на группу потенциальных потребителей.
ООО «Гарант» не ограничивает свою рыночную деятельность, а постоянно расширяет ее.
При реализации продукции и услуг учитываются факторы: клиент должен знать, за что он заплатил; клиент должен быть полностью удовлетворен качеством; необходимо сделать все для того, чтобы клиент в следующий раз обратился к нам и рекомендовал нас своим коллегам.
Для этого в ООО «Гарант»: используется единая спецодежда, фирменный стиль; используется фирменное оборудование; клиент видит, что услуги производятся на высоком уровне; обязательное соблюдение техники безопасности.
Для получения представления о стратегической ситуации компании ООО «Гарант» используем SWOT-анализ в таблице 3, который представляет оценку внутренних сильных и слабых сторон фирмы, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды.
Таблица 2 - SWOT – анализ компании ООО «Гарант»
Возможности - Увеличение потребностей рынка в топливно-энергетических ресурсах - Географическое развитие рынка - Диверсификация деятельности - Рост спроса на новую продукцию и услуги - Регрессивная вертикальная интеграция |
Угрозы - Высокий уровень конкуренции - Повышение транспортных, тарифов, цен на сырье, энергоносители - Нестабильность сырьевой базы - Вход на рынок новых конкурентов - Высокий уровень инфляции - Увеличение банковского процента - Вторая волна финансово-экономического кризиса - Ужесточение экологических требований |
|
Сильные стороны - Высокий производственный потенциал - Возможность диверсификации - Наличие передовых технологий - Развитие собственной оптовой и розничной сети - Высокий имидж компании - Квалифицированный персонал |
1.Сила и возможности Использовать высокий производственный и кадровый потенциал, передовые технологии для удовлетворения растущих потребностей как на существующих, так и на новых рынках в новых продуктах, а также через развитие сети собственных АЗС. Интегрироваться с поставщиками сырья, что позволит усилить позиции компании на рынке. |
2.Сила и угрозы Используя высокий производственный, кадровый потенциал и передовые технологии, увеличить объемы реализации через сбытовую сеть как на существующих, так и на новых рынках новых продуктов, что позволит повысить долю рынка и конкурентоспособность, покрыть издержки, связанные с ростом цен. Нейтрализовать угрозу нестабильности поставок сырья посредством регрессивной интеграции. |
Слабые стороны - Недостаток финансовых средств - Высокие издержки - Недостаточное использование маркетинга и рекламы - Устаревающее производственное оборудование - Недоиспользование производственных мощностей |
3.Слабость и возможности С увеличением объемов про-изводства и реализации как на существующих, так и на новых рынках новых продуктов при более активном использовании инструментов маркетинга и рекламы можно увеличить объемы реализации, снизить издержки, используя эффект масштаба производства и регрессивную вертикальную интеграцию, увеличить прибыльность компании. |
4.Слабость и угрозы Если не использовать сильные стороны (внутренний потенциал) и возможности внешней среды для нейтрализации угроз и усиления слабых сторон компании, это может привести к кризису. |