Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты выбора стиля и методов руководства в организации
1.1 Понятие и сущность стилей руководства
1.2 Основные методы руководства
Глава 2 Анализ стиля и методов руководства в ОАО МАЗ
2.1 Характеристика организации
2.2 Анализ особенностей стилей и методов управления
2.3 Цели, задачи, методика исследования и статистическая обработка данных
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию стиля и методов управления компанией
Другой важной причиной применения либерального стиля руководства являются подчиненные, в случаях, когда они:
- имеют больше власти, нежели руководитель;
- не принимают установленный порядок;
- легко и с готовностью поднимают мятеж или забастовку;
- плохо организованы;
- являются учеными или высоквалифицированными работниками с редкими знаниями и умениями, осознающими свою незаменимость.
Менеджер, стремящийся быть эффективным, не может постоянно, в любой производственной ситуации применять один и тот же стиль. Не существует универсального стиля руководства. Это принципиальное положение вытекает из самого определения понятия "стиль руководства". Наилучший стиль в конкретной ситуации тот, который основывается на реальном положении вещей. Опытный и грамотный руководитель умело пользуется различными методами, стилями управления, которые наиболее подходят к конкретной ситуации. В этом и состоит суть ситуационного метода управления.
Формирование стиля руководства - это длительный, непрерывный и сложный процесс. Следует также помнить, что любое руководство осуществляется конкретным человеком, который вносит свои индивидуальные черты в применяемый им стиль руководства. В стиле каждого менеджера обязательно проявляется его тип отношения к подчиненным. Стиль каждого руководителя обязательно имеет отпечаток его неповторимой личности, он носит присущие этому человеку индивидуальные особенности и, в первую очередь, определяется:
- степенью овладения знаниями современного менеджмента;
- особенностями характера и темперамента;
- уровнем профессионализма, практическим опытом и деловыми качествами;
- интеллектом, нравственными и моральными качествами, общей культурой;
- жизненными установками и ценностями;
- степенью соответствия личных качеств характеру объекта управления;
- умением и манерой общаться с людьми в процессе работы. [7;254]
Одним из условий эффективности управления с помощью определенного стиля является соответствие выполняемой работы индивидуальным качествам самого менеджера. Опыт показывает, что дело двигается очень тяжело, а менеджер не получает удовлетворения от работы, когда она не соответствует его характеру, противоречит его философии, идеалам и интересам.
Эффективность применения выбранного стиля руководства зависит также от степени соответствия его типу личности менеджера: автократу непросто применить либеральный стиль руководства в соответствующей ситуации, равно как и либералу трудно применить автократический стиль, даже когда этого объективно требует обстановка Стиль деятельности каждого менеджера непосредственно связан с рациональной организацией его личной работы, в том числе:
- планированием и распределением рабочего времени;
- умением проводить совещания, переговоры, беседы;
- использованием информации и технических средств;
- постоянным повышением деловой квалификации;
- умением проводить свободное время и отдыхать.
Стиль менеджера определяет не только его деятельность как руководителя, он сказывается на всех сторонах деятельности организации, и непосредственно на работниках, на атмосфере в коллективе, взаимоотношениях между руководителем и подчиненными.
Глава 2 Анализ стиля и методов руководства в ОАО МАЗ
2.1 Характеристика организации
ОАО «МАЗ» является официальным дилером немецкого концерна «Alfred Karcher Gmbh CO» - ведущего производителя профессиональной и бытовой уборочной техники в мире, а также официальным дилером амереканской компании Kimberly – Clark.
Миссия ОАО «МАЗ»: обеспечение организаций и населения в санитарно-техническом оборудовании.
Основной целью ОАО «МАЗ» является получение прибыли от своей деятельности для удовлетворения материальных, трудовых и социальных потребностей участников и работников.
Основные виды деятельности ОАО «МАЗ»:
- продажа и сервисное обслуживание профессиональной бытовой моющей и чистящей уборочной техники Karcher;
- продажа бытовой и профессиональной химии, автоаксессуаров, автокосметики и автомоечного оборудования;
Источником информации для анализа финансовых результатов деятельности ОАО «МАЗ» является «Отчет о прибылях и убытках» (приложение 3). Результаты представлены в табл.2.
Таблица 2.1 - Основные экономические показатели деятельности организации в динамике ОАО «МАЗ»
№ п/п |
Показатели |
2014г. |
2015г. |
Отклонение |
Темп изме-нения, в % |
---|---|---|---|---|---|
1. |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг , тыс.руб. |
63929 |
92404 |
28475 |
144,5 |
2. |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб |
54054 |
76657 |
22603 |
141,8 |
3. |
Доход от продаж (валовая прибыль), тыс.руб. |
9875 |
15747 |
5872 |
159,5 |
4. |
Уровень дохода от продаж, % |
15,4 |
17,0 |
1, 6 |
110,3 |
5. |
Расходы на продажу (коммерческие и управленческие расходы), тыс.руб. |
7064 |
12403 |
5339 |
175,6 |
6. |
Уровень расходов на продажу, % |
11,0 |
13,4 |
2,4 |
121,5 |
7. |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
2811 |
3344 |
533 |
119,0 |
8. |
Рентабельность продаж, % |
4,4 |
3,6 |
-0,8 |
82,3 |
9. |
Проценты к уплате, тыс.руб. |
0 |
0 |
0 |
- |
10. |
Прочие доходы, тыс.руб. |
311 |
1227 |
916 |
394,5 |
11. |
Прочие расходы, тыс.руб. |
90 |
670 |
580 |
744,4 |
13. |
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
3032 |
3901 |
869 |
128,7 |
Из табл.1 видно, что выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг выросла в 2015г. по сравнению с 2014г. на 28475 тыс.руб. или на 44,5%. При этом себестоимость проданных товаров, продукции, работ услуг увеличилась на 22603 тыс.руб. или на 41,8%, коммерческие расходы – на 5339 тыс.руб. или на 75,6%. В результате валовая прибыль выросла на 5872 тыс.руб. или на 59,5%, а прибыль от продажи товаров только на 533 тыс.руб. или 19,0%. При этом растет как уровень дохода от продаж с 15,4% до 17%, так и уровень расходов на продажу с 11% до 13,4%. Поэтому прибыль от продаж, поученная с 1 руб. выручки снижается с 4,4 коп. до 3,6 коп., т.е. на 0,8 коп.
Анализируя результаты от прочей деятельности, мы видим, что в 2014-2015гг. ОАО «МАЗ» имело положительное сальдо прочих доходов и расходов. Но если в 2015г. по сравнению с 2014г. прочие расходы выросли на 580 тыс. руб. или 644,4%, то прочие доходы только на 916 тыс.руб. или 294,5%. Таким образом, положительное сальдо прочих доходов и расходов сокращается. В результате прибыль до налогообложения выросла только на 869 тыс.руб. или 28,7%, а чистая прибыль – 663 тыс.руб. или на 27,4%.
Проанализируем эффективность использования ресурсов ОАО «МАЗ» (табл.2.2).
Таблица 2.2 - Показатели эффективности использования основных производственных факторов ОАО «МАЗ»
№ п/п |
Показатели |
2014г. |
2015г. |
Отклонение |
Темп изме- нения, в % |
---|---|---|---|---|---|
1. |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб. |
63929 |
92404 |
28475 |
144,5 |
2. |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
2811 |
3344 |
533 |
119,0 |
3. |
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
3032 |
3901 |
869 |
128,7 |
4. |
Средняя стоимость активов. тыс.руб. |
23397 |
25002 |
1604,5 |
106,9 |
5. |
Средняя стоимость основных средств по первоначальной оценке, тыс.руб. |
502 |
1223 |
721 |
243,6 |
6 |
Средняя стоимость оборотных средств, тыс.руб. |
22894,5 |
23779 |
884 |
103,9 |
7. |
Средняя стоимость материально-производственных запасов, тыс.руб. |
15929,5 |
16214 |
284 |
101,8 |
8. |
Среднесписочная численность, чел. |
33 |
34 |
1 |
103,0 |
9. |
Фондоотдача основных средств, руб / руб. |
127,3 |
75,6 |
-51,79 |
59,3 |
10. |
Фондоемкость основных средств, руб./руб. |
0,0079 |
0,0132 |
0,0053 |
168,6 |
12. |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, об. |
2,8 |
3,9 |
1,1 |
139,2 |
13. |
Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов, об. |
4,0 |
5,7 |
1,7 |
142,0 |
17. |
Рентабельность активов, % |
10,3 |
12,3 |
2,0 |
119,2 |
18. |
Производительность труда, тыс. руб./чел |
1937,2 |
2717,8 |
780,6 |
140,3 |
19. |
Прибыль от продаж на одного работника, тыс.руб./чел. |
85,2 |
98,4 |
13,2 |
115,5 |
Ускорение оборачиваемости оборотных средств составило 1,1 оборота. Это произошло в результате ускорения оборачиваемости запасов с 4 до 5,7 оборота, дебиторской задолженности – с 12 до 16,7 оборота. В результате продолжительность каждого оборота запасов сократилась на 26,5 дней: с 89,7 дня до 63,2 дня, а дебиторской задолженности на 8,6 дня: с 30,1 дня до 21,5 дня. Чистая прибыль полученная с каждого рубля совокупного капитала предприятия выросла с 10,3 коп. до 12,3 коп. В тоже время растет производительность труда с 1937,2 тыс.руб. до 2717,8 тыс.руб., т.е. на 780,6 тыс.руб. или на 40,3%, а также прибыль от продажи на одного работника – с 85,2 тыс.руб. до 98,4 тыс.руб., т.е. на 13,2 тыс.руб. или на 15,5%
Однако снижается фондоотдача основных средств предприятия. Если в 2014г. с каждого рубля основных средств выручка составляла 127,3 руб., то в 2015г. только 75.6 руб., т.е. меньше на 51,7 руб. при этом для получения выручки в размере 1 руб. потребовалось затратить основных средств больше на 0,53 коп. или на 68,6%.
Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал, и какой доход они ему приносят.
Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляется единоличным исполнительным органом общества - генеральным директором, который является подотчётен общему собранию участников общества. Структура ОАО «МАЗ» представлена на рис.2.1.
Зам.ген.директора по общим вопросам
Младший обслуживающий персонал
Охрана
Юрист
Генеральный директор
Водители-экспедиторы
Кладовщики
Менеджеры по продажам
Бухгалтер-кассир
Главный бухгалтер
Коммерческий директор
Рис.2.1 - Организационная структура ОАО «МАЗ»
В ОАО «МАЗ» используется линейная структура управления.
Линейным руководителем является генеральный директор. Он обладает следующими полномочиями:
- осуществляет оперативное руководство работой предприятия в соответствии с решениями общего собрания участников общества и действующим законодательством;
- без доверенности действует от имени общества, в том числе, представляет его интересы и осуществляет сделки;
- выдаёт доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
- издаёт приказы о назначении на должности работников общества, переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
- утверждает ежегодную смету, штатное расписание и должностные оклады сотрудников, показатели, размеры и сроки их премирования;
- предоставляет на утверждение общего собрания годовой отчёт и баланс;
- принимает решения о командировках, включая заграничные, деловые поездки;
- осуществляет иные полномочия, не отнесённые Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества.