Файл: Мотивация в управлении на примере реально существующей организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНА В ОРГАНИЗАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, знания и целенаправленное применение научных теорий мотивации и модели мотивированного поведения человека руководителями на предприятии являются неотъемлемой частью производственного процесса в целях достижения высоких экономических результатов организации в целом.

Глава II. АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА АСТРАХАНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ № 8625 СБЕРБАНКА РФ

2.1. Краткая характеристика Астраханского отделения № 8625

Сбербанка РФ

Сберегательный банк Российской Федерации является старейшим банком в стране. Годом основания банка считается 1841 год, когда император Николай I одобрил устав сберегательных касс и повелел учредить сберегательные кассы при Петербургской и Московской сохранных казнах. Кассы эти создавались «для приема небольших сумм на сохранение с приращением процентов, для доставления чрез то недостаточным всякого звания людям средств к сбережению, верным и выгодным образом, малых остатков от расходов, в запас на будущие надобности».

Астраханское отделение Сбербанка России - самый крупный банк в области, который насчитывает 5 отделений с сотнями тысяч счетов физических лиц и несколькими тысячами счетов предприятий и организацией, каждое из которых имеет несколько десятков внутренних структурных подразделений. Его территориальная структура представлена на рисунке 3.

Внутренние структурные подразделения предоставляют своим клиентам огромный перечень услуг, в числе которых:

- прием вкладов в рублях и иностранной валюте;

- наличные и безналичные переводы;

- прием платежей;

- продажа драгоценных металлов и монет из драгоценных металлов;

- операции с ценными бумагами;

- открытие и обслуживание пластиковых карт и многие другие.


Рисунок 3.- Территориальная структура Астраханского отделения №8625 Сбербанка России

Важную роль в продуктивной работе банка играет организационная структура, представленная на рисунке 4.

Рисунок 4.- Организационная структура Астраханского отделения №8625 Сбербанка России

Организационная структура Астраханского отделения №8625 Сбербанка России характеризуется тем, что каждый отдел банка занимается осуществлением определенной группы услуг. При этом наблюдается строгое разделение обязанностей по курированию отделов между управляющим и его заместителями.

Рассмотрим функциональные возможности каждого отдела в организационной структуре ПАО «Сбербанк России» Астраханское отделение.

Отдел по работе с персоналом осуществляет управление персоналом, подбор и расстановку персонала, создаёт резерв кадров и подготавливает кадры.

Отдел вкладов населения осуществляет организацию привлечения средств населения и расчётно-кассового обслуживания населения, перечисление средств населения во вклады и безналичные расчёты за товары и услуги.

Отдел кассовых операций осуществляет кассовые операции между центральным офисом и филиалами банка.

Экономический отдел занимается изучением конъюнктуры регионального финансового рынка, анализом финансовой деятельности АОСБ, составляет сводные финансовые планы, сметы расходов и затрат банка, контролирует их выполнение. Также он разрабатывает предложения по совершенствованию процентной политики банка с учётом региональных особенностей, осуществляет планирование и прогнозирование деятельности банка, сбор и анализ статистической информации о деятельности банка, совершенствует организационную структуру и сеть банка.

Отдел внутреннего контроля проводит ревизии и целевые проверки деятельности учреждений АОСБ, предупреждает и своевременно выявляет негативные явления в деятельности банка.

Отдел информатики и автоматизации банковских работ осуществляет внедрение и эксплуатацию в подразделениях банка систем и средств автоматизации банковских операций, систем межбанковских телекоммуникаций банка; обеспечивает учреждения банка программно-техническими комплексами, вычислительной и банковской техникой, средствами связи; организует техническое обслуживание средств вычислительной и банковской техники, эксплуатируемых в учреждениях банка; обеспечивает сопровождение и администрирование программных комплексов.


В обязанность отдела кредитования входит: осуществление кредитования юридических лиц, находящихся на обслуживаемой территории; анализ структуры кредитного портфеля банка и разработка предложений по выбору направлений кредитования; контроль за формированием резерва на возможные потери по ссудам.

Юридический отдел обеспечивает соблюдение законности в деятельности банка, защиту прав и законных интересов банка; имущественные интересы банка. Отдел валютных и неторговых операций проводит неторговые валютные операции, осуществляет экспортно-импортный валютный контроль и документарные операции, следит за открытой валютной позицией.

Отдел банковских карт организует работу и программно-техническое обеспечение расчётов с использованием пластиковых карточек, организует работу учреждений банка по проведению операций с применением международных банковских карточек.

Отдел кредитования частных клиентов выдаёт кредиты населению. Отдел ценных бумаг организует работу по выпуску и размещению ценных бумаг банка, в том числе акций Сбербанка России, контроль за состоянием инвестиций в ценные бумаги и эффективностью портфеля акций и других ценных бумаг, брокерское и депозитарное обслуживание клиентов на рынке ценных бумаг.

Отделы кассовой работы и инкассации, безопасности и защиты информации организуют операционно-кассовую работу в учреждениях банка, работу по инкассации денег и ценностей, внедрению спецоборудования и спецтехники для обеспечения сохранности денег и ценностей; сбор, обработку и анализ экономической информации о клиентах банка, обеспечение контроля за возвратностью кредитов; внедрение и эксплуатацию систем защиты информации; обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасность учреждений банка.

Расчётный центр осуществляет все расчётные операции с юридическими и физическими лицами. Операционный отдел обслуживает физических и юридических лиц на основе предоставления всего комплекса банковских услуг, осуществляет кредитование физических лиц.

Сектор ресурсов управляет денежными потоками и оптимизирует перераспределение ресурсов внутри банка; обеспечивает сбалансированность по срокам, сегментам рынка, степени доходности и поддержания ликвидности банка; формирует, проводит учёт и передачу СБ РФ заявок на приобретение государственных и корпоративных ценных бумаг; совершает сделки на срочном рынке и выполняет конверсионные операции для банка и его клиентов; осуществляет своевременные расчёты и обеспечивает функционирование устойчивого электронного документооборота.


Отдел инвестиционного кредитования и проектного финансирования занимается финансированием крупных строительных проектов.

Отдел корпоративных клиентов проводит исследование конъюнктуры регионального рынка и конкурентной среды обслуживания юридических лиц; привлекает денежные средства юридических лиц; привлекает на обслуживание юридические лица; организует расчётно-кассовое обслуживание юридических лиц, бюджетов и внебюджетных фондов.

Отдел проблемных и просроченных кредитов работает над возвратом проблемных просроченных ссуд банку.

Административный отдел осуществляет организационно-техническое обеспечение работы правления банка; организует делопроизводство в аппарате банка; решает вопросы социально-бытового обеспечения сотрудников аппарата банка; организует культурные и спортивные мероприятия; ответственен за поддержание фирменного стиля банка; организует рекламные компании.

2.2. Анализ факторов нематериальной мотивации

Имеется большое число видов нематериального стимулирования. Программа нематериального стимулирования должна быть взаимосвязана с системой материального поощрения сотрудников.

Рассмотрим, какие факторы нематериального стимулирования присутствуют на данном предприятии.

  1. Все сотрудники имеют индивидуальные рабочие места, полный набор необходимых для работы инструментов (регламенты, инструкции, ПК, сканеры, принтеры, телефоны и пр., удобные эргономичные столы и кресла).
  2. В здании администрации имеется комфортабельный зал для проведения переговоров. Все вертикальные и горизонтальные коммуникации как в личном, так и в оперативном порядке, осуществляются путем переписки через корпоративную электронную почту и хорошо отлаженную АТС.
  3. Действует гибкий график для перерывов и приема пищи, на всех этажах расположены комнаты личной гигиены, абсолютно во всех помещениях разведено огромное количество комнатных цветов разных размеров, тщательно продумана настенно-оконная панорама (жалюзи, фотокартинная тематическая галерея по холлам и кабинетам, система кондиционирования), что способствует относительной релаксации персонала в условиях непрерывной работы за компьютерами.
  4. За вредную работу определенным работникам предоставляются дополнительные дни к отпуску.
  5. Проводится переаттестация определенных сотрудников согласно срокам лицензий.
  6. За добросовестную работу в организации, ответственное выполнение своих обязанностей, за выполнение специальных заданий, активную гражданскую позицию, преданность коллективу, за личный вклад в развитие предприятия и т.д. сотрудники коллектива награждаются почетной грамотой согласно разнарядке Администрации области, Правительства РФ. Вручение почетной грамоты производится в торжественной обстановке в присутствии всех членов организации и ее руководства.
  7. Благодарность объявляется в том случае, если сотрудник зарекомендовал себя как ответственный, выполняющий свои обязанности в точности и с экономией отведенных на них времени и ресурсов. Благодарность, объявленная сотруднику, заносится в его личное дело и в отдельных случаях может быть занесена в трудовую книжку. Благодарность объявляется в торжественной обстановке в присутствии всего коллектива. Как правило, объявление благодарности сопровождается вручением ценного подарка.
  8. Выплата единовременного поощрения или вручение ценного подарка также происходит к личным юбилейным датам сотрудника или предприятия, к профессиональному празднику. Поздравление сотрудников проводится в зале переговоров в торжественной обстановке всем коллективом и руководителями.
  9. Еженедельно по пятницам руководитель со своими заместителями обсуждает деятельность предприятия, даёт рекомендации по исправлению ошибок, выслушивает предложения и пожелания сотрудников организации от каждого начальника службы.
  10. Отдельного рассмотрения требует такая категория средств нематериальной мотивации труда сотрудников, как планирование деловой карьеры. Планирование деловой карьеры является неотъемлемой частью системы мотивации труда персонала. Осведомленность сотрудника о том, что у него имеется реальная возможность в повышении по карьерной лестнице является сильным мотивирующим фактором. Такой сотрудник будет прилагать большое количество усилий для того, чтобы оптимизировать или улучшить результаты своего труда. Однако, несмотря на всю важность планирования деловой карьеры, подобные работы в администрации не ведутся, что является серьезным упущением со стороны руководства администрации.
  11. Помимо указанных методов нематериального стимулирования труда, важным аспектом в деле мотивации сотрудников к труду является социально – психологический климат в организации. Следует отметить, что в Астраханском отделении № 8625 Сбербанка рФ социально – психологический климат в коллективе находится на удовлетворительном уровне. Сотрудники администрации редко общаются между собой во внеслужебное время, редки также дружеские отношения в коллективе. В целом, можно отметить, что в организации преобладает деловой настрой без уклона в сторону личных взаимоотношений. Данное обстоятельство в целом не тормозит работу персонала, однако представляет хорошие возможности для мотивации труда через улучшение социально – психологического климата в коллективе.

Для получения совокупной оценки персоналом методов материального и нематериального стимулирования труда в организации будет посвящен следующий раздел.

2.3. Оценка эффективности действующей мотивации персонала

В качестве метода оценки эффективности действующей мотивации персонала на предприятии Астраханское отделение № 8625 Сбербанка РФ было проведено анкетирование сотрудников по специально разработанной анкете (Приложение 2).

Методологической основой исследования стала теория Ф. Герцберга.

Анкета состоит из нескольких тематических блоков, изучающих:

- мотивационную структуру;

- условия работы;

- управление карьерой и реализацией;

- оплату труда;

- социальные льготы;

- нематериальную мотивацию.

Цель проведения анкетирования – исследование мотивации сотрудников предприятия и способов их стимулирования.

Помимо разработанной нами анкеты исследование проводилось с помощью двух методик:

Опросник «Определение иерархии потребностей по А. Маслоу» (приложение 3)

Мотивационный тест по модели Д. Мак-Клелланда (приложение 4)

Нами было опрошено 30 человек, из них: руководителей - 5 человек, 14 человек – специалистов, 6- служащих.

После обработки результатов были получены следующие данные:

На вопрос «Удовлетворены ли вы своей работой?» 13% опрошенных ответили «нет», 22% - частично удовлетворены работой, 65% - работой полностью удовлетворены (рис. 5).

Рисунок 5. - Степень удовлетворенности персонала работой в Астраханском отделении № 8625 Сбербанка РФ

Анализируя удовлетворенность различными сторонами работы вырисовывается следующая картина:

- содержанием работы удовлетворены 59% опрошенных, при этом из них 80% заявляют удовлетворенность среди руководителей, 71,4% среди специалистов и 66,7% - служащие; 35% - частично удовлетворены (20% - руководители, 21,4% - специалисты, 16,7% - служащие), 3% - не удовлетворены, 3% - затруднились ответить;

Среди неудовлетворенных работой 53,5% составляют работники в возрасте от 30 до 40 лет, что характеризует потенциал оттока молодых перспективных кадров.

- для 57% опрошенных работа полностью соответствует личным способностям, для 33% - работа не совсем соответствует личным способностям, для 5% - не соответствует, 5% - затруднились ответить;