Файл: Организационная культура как источник конкурентных преимуществ фирмы (на примере ООО «Медиа-Маркет Сатурн»)..pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность организационной культуры компании
1.1. Понятие организационной культуры и основы ее формирования
2. Исследование организационной культуры организации, как условия эффективной конкурентной стратегии
2.1 Организационная характеристика ООО «Медиа-Маркет Сатурн»
2.2 Оценка влияния организационной культуры на конкурентоспособность компании
Кладовщики должны обеспечить приём, сохранность, проверку на комплектность и отпуск товара со склада; организуют хранение и размещение товара на складе; обеспечивают хранение сопроводительной документации на весь поступивший в магазин товар, необходимой для продажи товаров в соответствии с требованиями российского законодательства; проверяют весь поступивший в магазин товар на наличие штрихового кода; проверяют весь поступивший товар на наличие в комплекте русскоязычной инструкции и гарантийного талона; осуществляют печать и комплектацию товара недостающими инструкциями по эксплуатации на русском языке; принимают товарно-материальные ценности, поступающие в магазин; при приёме товара проверяют его внешний вид, комплектацию, целостность упаковки; участвуют в проведении инвентаризации; готовят проданный товар на доставку; делают отгрузку товара, отправленного на доставку покупателям; ведут отчётность товара проданного с удалённого склада; следят за своевременным прибытием товара в магазин; обеспечивают сохранность складируемых товарно-материальных ценностей, с соблюдением правил их хранения, техники безопасности [9].
Менеджер отдела мониторинга следит за сохранностью товарно-материальных ценностей в магазине, за порядком, предотвращает противоправные действия, следит за тем, чтобы на товаре были антикражные средства, присутствует при приёме товара и отправке товара в сервисный центр, участвует в инвентаризации, при приёме сотрудников на работу проводит проверку на привлечение к уголовной ответственности, контролирует работу сотрудников частного охранного предприятия.
Оценивая организационную культуру ООО «Медиа-Маркет Сатурн» можно отметить:
- Рационально организованную систему обучения новичков: прохождение испытательного срока, который в большинстве случаев способствует лучшей адаптации на рабочем месте, закрепление опытных наставников, которые помогают разобраться в специфике работы;
- наличие униформы (делового стиля одежды);
- комплекс обрядов. Например, обряды по поводу окончания учёбы, стажировки (торжественное вручение дипломов, сертификатов);
- проведение мероприятий по совместному отдыху (юбилеи работников, выезды на природу);
- запись на видеопленку основных событий в жизни компании: конференций, семинаров, торжественных мероприятий;
- выпуск рекламных и информационных бюллетеней, общественные связи со средствами массовой информации;
- действующие социальные программы, связанные с обязательным медицинским страхованием, страхованием от несчастных случаев и тяжелых заболеваний, добровольным медицинским страхованием, социальными гарантиями работников [29].
Также примечательным является и то, что большинство работников знают миссию, цель, стратегию и структуру своей организации, хотя информацию о них они получили из различных источников: чаще от коллег, чем от непосредственного руководства.
Конечно, есть и некоторые недостатки действующей организационной культуры, их нельзя назвать отрицательными сторонами, потому что они не ведут сразу и прямо к снижению эффективности организации, но в будущем могут повлиять на нее негативно. К этим чертам относится отсутствие:
- хорошо оборудованной столовой для сотрудников;
- легенд и мифов о компании;
- конкурсов профессионального мастерства.
Фирма не может функционировать, если его работники не владеют, помимо набора необходимых умений и навыков, сводом правил, законов жизни данного фирмы, не выбирают определённого отношения к своей работе, коллегам и клиентам.
Именно вместе эти навыки, умения, взгляды, нормы поведения, правила организации и создают организационную культуру, а также к ней относятся ценности, указываемые высшим руководством.
Имеется в виду отношение к клиентам, госорганизациям, стремление к мировым стандартам и расширению своих услуг, системам обучения, нормам поведения и ряду других ценностей.
Для сотрудников ООО «Медиа-Маркет Сатурн» разработаны нормативные документы, регламентирующие все рамки и стандарты поведения, взаимоотношений с клиентами, руководством, прописывающие основные цели, задачи работы ООО «Медиа-Маркет Сатурн».
Разработан Устав ООО «Медиа-Маркет Сатурн», Кодекс корпоративного управления, Кодекс корпоративной этики.
Должностные инструкции для рабочего персонала постоянно корректируются, пересматриваются, чтобы оптимизировать работу сотрудников.
Каждый сотрудник магазина должен:
- добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором и должностной инструкцией;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- бережно относиться к имуществу магазина и других сотрудников.
Приходя устраиваться на работу в ООО «Медиа-Маркет Сатурн», человек знакомиться со всеми необходимыми документами, чтобы точно уяснить для себя сходятся его ценности, принципы, жизненные нормы, с тем, как работает данная организация. Так как все работники ООО «Медиа-Маркет Сатурн» обязаны следовать всем прописанным в нормативных документах правилам.
В ООО «Медиа-Маркет Сатурн» в человеке ценят индивидуализм, профессионализм, коммуникабельность и творческий подход к выполняемой работе.
В коммуникационную систему входит письменная, устная и невербальная коммуникация, «телефонное право» и открытость. Но открытость коммуникаций разница от группы к группе, от подразделения к подразделению [15, с. 106].
В работнике ценится умение выглядеть. Для служащих характерен деловой стиль одежды, опрятность и др. Человек в любой рабочей ситуации должен с честью нести имя фирмы.
Питание организовано прямо в офисе, что не очень удобно, так как создает некий дискомфорт при организации сотрудниками обеденных перерывов.
Соблюдение временного распорядка и пунктуальность являются неотложными требованиями.
Отношения в организации нельзя называть чисто формальными, так как в них присутствует определенная свобода. Но эта свобода заключена в определенных рамках. Это подтверждается взаимоотношениями к вышестоящим по рангу.
У работников присутствует вера в руководство, свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение и в справедливость. Моральные нормы также оказывают влияние на качество работы.
Все работники стремятся к осознанному выполнению работы, полагаясь на интеллект и силу. Существуют процедуры информирования работников (собрания). Отношение к выполняемой работе рассматривается с позиции ответственностим [25, с. 103]. Среди важных моментов организации работы отмечается чистота рабочего места и качество работы. Человека не осуждают за его привычки, главное чтобы они не оказывали отрицательного влияния на окружающих и на выполняемую работу, которая осуществляется как индивидуально, так и в группе.
В целом, можно сделать вывод, что ООО «Медиа-Маркет Сатурн» обладает основными составляющими организационной культуры, здесь уважают личность за то, как она выполняет работу, ценят лучшие человеческие качества и черты.
2.2 Оценка влияния организационной культуры на конкурентоспособность компании
Оценка влияния организационной культуры на конкурентоспособность компании нами проведена с помощью таких инструментов, как: PEST-анализ, SWOT-анализ, анализа ключевых факторов успеха (КФУ).
В таблице 1 приведены результаты PEST-анализа внешней среды организации, анализ проводился методом экспертного опроса, экспертами выступали менеджеры ООО «Медиа-Маркет Сатурн».
Изначально были выявлены основные факторы макроокружения компании, затем каждому был присвоен вес от 1 до 3 в зависимости от степени влияния на компанию данного фактора, после чего каждый фактор был оценен по 5 бальной шкале и получена итоговая оценка значимости каждого фактора путем умножения веса на оценку.
Таблица 1
PEST- анализ внешней среды ООО «Медиа-Маркет Сатурн»
№ |
Факторы |
вес |
оценка |
итог |
Политические |
31 |
|||
1 |
Изменение законодательства |
3 |
5 |
15 |
2 |
Отношение фирмы с Правительством и федеральной властью в целом |
2 |
4 |
8 |
3 |
Государственное регулирование конкуренции в отрасли |
2 |
4 |
8 |
Экономические |
31 |
|||
1 |
Общая характеристика экономической ситуации |
2 |
4 |
8 |
2 |
Динамика развития предпринимательской деятельности |
3 |
5 |
15 |
№ |
Факторы |
вес |
оценка |
итог |
3 |
Платежеспособный спрос населения |
2 |
4 |
8 |
Социальные |
29 |
|||
1 |
Изменения в уровне и стиле жизни |
3 |
5 |
15 |
2 |
Изменения в демографии |
2 |
4 |
8 |
3 |
Изменения в основных потребительских предпочтениях |
2 |
3 |
6 |
Технологические |
28 |
|||
1 |
Новые информационные технологии |
3 |
4 |
12 |
2 |
Доступность баз данных |
2 |
4 |
8 |
3 |
Применение Интернета и т.п. |
2 |
4 |
8 |
ИТОГО |
Из проведенного анализа видно, что наиболее значимыми для компании являются экономические и политические факторы, суммарная оценка которых наиболее высока. На рисунке 2 представлено влияние факторов конкуренции на ООО «Медиа-Маркет Сатурн» [22, с. 109].
Рис. 2. Влияние пяти сил конкуренции на ООО «Медиа-Маркет Сатурн»
Из рисунка видно, что основное влияние на конкуренцию в отрасли оказывают потребители (около 50 %), на втором месте – конкуренты (30 %). Потенциальные конкуренты оказывают наименьшее влияние – по 5 %. Оценка влияния проводилась на основании анализа вторичных источников (ранее проводимые другими компаниями анализы рынка недвижимости).
Полученный многоугольник влияния конкурентных сил показывает, что максимальное внимание для сохранения и повышения конкурентоспособности компании необходимо уделять удержанию имеющихся и привлечению новых потребителей – клиентов, в основном за счет перетягивания клиентов у конкурентов.
Выявление движущих сил конкуренции направлено на отслеживание факторов внешней среды, определяющих направление и интенсивность отраслевых изменений [14, с. 249]. Наиболее общие движущие силы в данном бизнесе: изменение динамики спроса, инновации, изменения в удельных затратах и эффективности, изменение неопределенностей и риска.
Определение ключевых факторов успеха – выявление общих для всех предприятий отрасли переменных, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия в отрасли.
Данные факторы были выделены в процессе анализа общих тенденций развития рынка недвижимости на основании вторичных исследований, автором при консультации с сотрудниками агентства был проставлен вес каждого КФУ (чем выше вес, тем более значим фактор) и текущая оценка данного фактора, итоговая оценка поучилась путем умножения веса на оценку (таблица 2).
Таблица 2
Оценка ключевых факторов успеха ООО «Медиа-Маркет Сатурн»
Фактор |
Вес |
оценка |
Итого |
Эффективная логистика распределения заказов |
0,3 |
4 |
1,2 |
Четкие бизнес-процессы и наличие стандартных форматов |
0,2 |
4 |
0,8 |
Эффективное управление процессами и персоналом |
0,2 |
3 |
0,6 |
Продолжение таблицы 2
Фактор |
Вес |
оценка |
Итого |
Наличие эффективной комплексной автоматизированной информационной системы обслуживания |
0,2 |
3 |
0,6 |
Управление брэндом и корпоративной культурой |
0,1 |
3 |
0,3 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА |
1 |
3,5 |
Таким образом, из 5 возможных баллов, КФУ ООО «Медиа-Маркет Сатурн» оцениваются в 3,5, что показывает достаточно высокую его привлекательность.