Файл: Организационная культура как источник конкурентных преимуществ фирмы (на примере ООО «Медиа-Маркет Сатурн»)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определена тем, что исследование вопроса организационной культуры предприятия позволяет оценить степень стабильности организации, конкурентоспособность, предположить возможные направления управленческих решений, а также способность достигать запланированных результатов.

Каждая организация является сложным механизмом, который постоянно развивается и функционирует. Она постоянно подвергается воздействию извне, приспосабливается к определенным изменениям, что требует от нее накопления определенного потенциала, который смог бы обеспечить адекватную реакцию на воздействие внешней среды, а также изменение окружающей действительности. В настоящее время управляемыми предметами являются не только технические средства, человеческий ресурс, но и организационная культура предприятия. Она не только помогает понять ее суть (как любой другой культуры), но и настроиться на деловой лад и проникнуться рабочей атмосферой. Конечно же, теоретически является невозможным проведение инструктажа, содержащего список норм поведения в той или иной штатной ситуации, для каждого сотрудника. Принципы организационной культуры помогают людям адаптироваться в определенных ситуациях, потому что каждый член коллектива проникается нормами и правилами компании.

Целью данного исследования является рассмотрение важнейших аспектов проблемы организационной культуры, обоснование её роли в развитии организации и определение влияния на конкурентоспособность предприятия.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

  • изучить сущность и основы формирования организационной культуры;
  • рассмотреть функции и типы организационной культуры;
  • раскрыть роль и место организационной культуры в реализации стратегии развития современного предприятия;
  • дать организационную характеристику объекта исследования;
  • провести анализ и дать оценку влияния организационной культуры на конкурентоспособность компании;
  • разработать для внедрения новые элементы организационной культуры, способствующие реализации стратегии развития.

Объектом исследования курсовой работы являются общество с ограниченной ответственностью «Медиа-Маркет Сатурн».

Предметом исследования выступает организационная культура как фактор конкурентоспособности организации.

Теоретическую основу исследования составили труды таких зарубежных и отечественных авторов, как: Дж. Фридман, П. Орлуэй, М. Портер, Е.А. Борисова, Ю. Г. Семенов, А.В. Карпов и др.


Методологическую основу работы составили: экономико-статистический метод; метод системного и экономического анализа; научного наблюдения и обобщения, логический и сравнительный методы.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы конкретными предприятиями при выработке мер по разработке новых элементов конкурентоспособного управления, способствующих реализации стратегии развития.

Структурно работа состоит из введения, 2-х глав, включающих в себя 5 параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Сущность организационной культуры компании

1.1. Понятие организационной культуры и основы ее формирования

Возникновение самого термина «организационная культура» относят к 70-м годам 20-го столетия, а концептуальная основа ее была разработана в 1980-х годах в США. На этот процесс повлияли исследователи индивидуального поведения, системы управления и теории организации.

Под этим понятием одни авторы понимают систему из общих ценностей и мнений, которые разделяют все члены одной компании [19, с. 9]. Другие авторы определяют организационную культуру, как систему норм и правил поведения, общих ценностей, которые принимает каждый сотрудник организации [28, с. 12].

Манера поведения, язык, речь, главные ценности, принципы деятельности и жизни компании отражены в организационной культуре, отличающей одну структуру от другой. Кроме того, все эти факторы в совокупности оказывают влияние на развитие и существование компании в перспективе. Вместе с этим просматривается и двойственный характер, которым обладает организационная культура. Это проявляется, с одной стороны, влиянием на нее господствующих ценностей и идей, целей, выдающихся лидеров, правил и стандартов. С другой же стороны, корпоративная культура сама формирует свою систему ценностей. В основе существующей совокупности духовных достижений в компании лежит разработанная в рамках общепринятых положений, законов и философии компании.


К основополагающим актам относят, в частности, Декларацию прав человека [1], Конституцию [2], Гражданский кодекс [3], Трудовой кодекс [4], Устав предприятия, различный инструкции.

Разработка философии компании должна осуществляться в соответствии с национальным составом ее членов, количеством сотрудников, региональной спецификой, культурным уровнем персонала, уровнем жизни, типом производства.

Пренебрежение установленными положениями внутри предприятия приводит к развитию конфликтов между работниками и администрацией, потребителями и поставщиками. В конечном итоге, снижается имидж компании, в структуре корпорации наступает кризис, приводящий, как правило, к разорению [11, с. 115].

Культура присуща организациям, основывающимся на рабочих группах или командах, которые формируются для решения определенных проблем. В структуре такого предприятия оценивают силу специалиста и его способность работать в команде. В случае, когда предприятие формируется с целью содействия воплощения интересов нескольких (или одной) личностей в его структуре, имеет место культура личности. Специфичность таких корпораций состоит в том, что перед общими целями приоритетны цели одного или нескольких работников. По большому счету, организации с культурой личности своим существованием обязаны этой личности. Именно поэтому ее интересам подчинено все.

Организационная культура проявляется в форме ценностей, общепринятых верований и существующих норм поведения, которые лежат в основе взаимоотношений как внутри организации, так и за ее пределами [18, с. 134].

Формирование этой культуры зависит от внутренних и внешних факторов, что влияют на развитие организации, которое может быть стихийным или направленным. Также на ее развитие оказывают влияние социальное и деловое окружение, а также государственные, национальные и этнические факторы, первичные и вторичные причины

Среди первичных причин В.В. Козлов называет [20, с. 105]:

  • заинтересованность со стороны руководства;
  • реакция руководства в случае возникновения критической ситуации;
  • отношение к производству и стиль поведения начальства
  • критерии, по которым проводится поощрение сотрудников [20, с. 106].

Вторичными причинами по мнению В.И. Маслова выступают [23, с. 116]:

  • структура организации;
  • система передачи информации;
  • оформление помещений, внешний и внутренний дизайн интерьера;
  • истории о тех людях, что сыграли определенную роль в становлении предприятия.

Организационная культура предприятия выражается в поведении работников по отношению к различных группам людей. Среди них и начальство, и сотрудники, и подчиненные, и клиентская база. Именно линия поведения очень легко поддается измерению, ведь ее можно свободно проследить.

Если все характеристики организационной культуры уяснить правильно, это поможет руководству реализовать свои решения на практике, а также разработать реально осуществимые планы на будущее.

Структурно организационная структура является сложным многоуровневым иерархичным образованием.

Существуют такие элементы организационной культуры, как [21, с. 23]:

  • философия предприятия, которая определяет отношение к сотрудникам и клиентам;
  • доминирующая система ценностей;
  • нормы отношений в организации;
  • система правил работы и поведения на предприятии;
  • социально-психологические условия труда;
  • ритуалы, символы и поведенческие церемонии.

Ю.Г. Семенов выделяет следующие уровни организационной культуры [26, с. 130]:

  • поверхностный или символический уровень включает в себя видимые, бросающиеся в глаза наблюдателю внешние факторы. Это может быть архитектура организации, интерьер, технологии, лозунги, символика, стиль поведения сотрудников, стиль руководства, состояние рабочих мест и мест обслуживания клиентов и т.д.
  • подповерхностный или идеологический уровень включает ценности, верования и убеждения, разделяемые членами организации. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей.
  • глубинный или философский уровень организационной культуры включает в себя фундаментальные предположения, касающиеся мировосприятия членов организации в целом, восприятия времени и пространства, общего отношения к человеку и работе, поиска ответов на вопросы о смысле жизни, о мотивации к жизни.

Проявления первого - символического уровня организационной культуры достаточно наглядны, просты для обнаружения и описания. В то же время они не всегда однозначно могут быть интерпретированы, поскольку в организациях имеющих отличные организационные культуры проявления этого уровня часто очень близки [15, с. 61].

Идеологический уровень организационной культуры может быть легко выявлен и описан опытным исследователем и, безусловно, он точно отражает состояние организационной культуры в данной организации [19, с. 12].

Третий или философский уровень культуры, учитывая то, что к нему относятся неосознаваемые людьми схемы поведения, крайне сложно выявить даже членам организации [26, с. 131]. Однако предположения, включаемые в этот уровень очень важны, поскольку они неосознанно, но эффективно направляют трудовое поведение людей в интересах организации.


Организационная культура призвана выполнять в интересах организации ряд важных функций [25, с. 93]:

  • охранная функция – состоит в создании своеобразного барьера от нежелательных внешних воздействий. Функция реализуется через различные запреты и ограничивающие нормы, которые формируют определенную логику мышления членов организации;
  • интегрирующая функция – объединяет людей, формирует у них чувство гордости за принадлежность к организации, создает ощущение идентичности интересов индивидуумов и отдельных групп организации;
  • регулирующая функция – при помощи формальных и неформальных правил обеспечивает соблюдение членами организации норм трудового поведения, взаимодействие с внешним миром, облегчает ориентацию в сложных ситуациях, снижает возможность производственных конфликтов;

Т.О. Соломанидина дополняет данный перечень такими функциями как [27, с. 21]:

  • коммуникационная функция – облегчает установление межличностных контактов, улучшает взаимопонимание членов организации, что в свою очередь ускоряет обмен информацией и экономит управленческие затраты,
  • адаптивная функция – облегчает приспособление людей к организации, друг к другу на основе общих норм поведения,
  • ориентирующая функция – способствует осмыслению событий и связи между ними, направляет деятельность членов организации в нужное русло, придает общий смысл их поведению,
  • мотивационная функция – создает необходимые стимулы для деятельности за счет создания благоприятного мотивационного климата в организации,
  • воспитательная функция – основывается на формировании образцов требуемого трудового поведения,
  • ассимиляционная функция – облегчает привлечение и использование всего лучшего, полезного организации,
  • функция формирования имиджа – обеспечивает создание в глазах окружающих позитивного облика организации.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что принятые на предприятии нормы отражаются на поведенческих реакциях коллектива, а эффективность принятия решений зависит от поведения сотрудников и руководства. С точки зрения указанного подхода, под культурой организации следует понимать уникальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей. Данный подход акцентирует внимание на том, как осуществляя управление различными аспектами культуры (ценностные ориентации, убеждения, нормы, технологии, взаимоотношения с потребителями), можно повысить эффективность деятельности организации.